Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:35, доклад
В греческом искусстве и эстетических представлениях есть следы влияния древневосточного искусства, но социальные сдвиги эпохи определили собой становление новой культуры, нового художественного стиля, воспитания у греков особого мировосприятия, а именно греки впервые научились по достоинству ценить реальные возможности и способности человека — обыкновенного, свободного, политически активного человека-гражданина.
Министерство образования, науки, молодежи и спорта Украины
Одесский национальный политехнический университет
Реферат на тему:
«ПРИРОДА
ИСКУССТВА В ИСТОРИИ
Выполнила:
студентка группы ОП-121
Кутас В.А
Проверил:
Левченко В. Л.
Одесса, 2012
В греческом искусстве и эстетических представлениях есть следы влияния древневосточного искусства, но социальные сдвиги эпохи определили собой становление новой культуры, нового художественного стиля, воспитания у греков особого мировосприятия, а именно греки впервые научились по достоинству ценить реальные возможности и способности человека — обыкновенного, свободного, политически активного человека-гражданина.
По мнению Сократа (469 – 399 гг.до н. э.) искусство есть подражание природе; оно и выше и ниже природы. Центральная проблема искусства - прекрасный духом и телом человек. Не только поэзия, но и скульптура, живопись могут и должны изображать человеческие чувства и переживания, ибо «состояние души» зримо отражается на лице, жестах, действиях человека.
Основатель философского атомизма Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.) рассматривал искусство как подражание человека природе. Искусство возникает тогда, когда минимальные потребности человека удовлетворены: музыка и пение возникли из подражания соловью, архитектура – из подражания ласточке и т. д. Критерием прекрасного, согласно Демокриту, является мера. Свою теорию эстетического восприятия он обосновывает через идею об обусловленности возникновения познания благодаря воздействию образов вещей на органы чувств человека. Так, рассматривая музыкальное восприятие, Демокрит говорит, что слух представляет собой нечто вроде «сосуда», куда помещается звук, и наоборот, звук - это физическое тело, как бы втекающее в органы чувств воспринимающего музыку человека.
Философом, у которого мы вперые находим ясное понимание значения эстетических понятий и проблем, был Платон (427 – 387 гг. до н. э.). Он ставит и решает три основные проблемы: сущность прекрасного; роль искусства в жизни общества; значение, цели и задачи эстетического воспитания.
Роль искусства в жизни общества – это проблема роли и места искусства в жизни общества. Предшественники Платона рассматривали искусство как подражание действительности. Платон тоже говорит о подражании, но так как сами вещи есть отражения идеи, копии ее, то искусство, по Платону, есть «копия с копии», «отражение отражения». Потому Платон отрицал за искусством возможность познания мира. Когда он выстраивает классификацию искусств, то делит их на «высокие» и «низкие». К низким или несовершенным искусствам он относит как раз те, которые ближе к природе (живопись, скульптуру), а к высоким – музыку. Практическая полезность ремесленника, врача, военачальника признается Платоном более высокой, чем искусство поэта. Диалоги «Ион» и «Государство» раскрывают противоречия в суждениях Платона об искусстве: с одной стороны, поэт не выдерживает конкуренции с врачами и ремесленниками, с другой - искусство рапсода (декламатор, речитатив без музыкального сопровождения) — боговдохновенно. Мусическое искусство – посредник между человеком и истиной. В этом ряду (бог - рапсод - зритель) художник оказывается посредником.
В связи с этим Платон говорит о месте искусства и художника в будущем идеальном государстве. Во главе государства должен стоять государственно мыслящий философ. «Пока в городах... не будут царствовать философы или нынешние цари и властители – искренне и удовлетворительно философствовать, пока государственная сила и философия не совпадут в одно, ... дотоле человеческий род не жди конца злу...» Платон обращается якобы к Гомеру: «А мог ли бы ты управлять государством?» («Какое из государств получило бы благодаря тебе лучшее устройство?»). И хотя, по Платону, поэта нельзя принять в будущее благоустроенное государство, воздействие искусства на человека и в будущем идеальном государстве все же не отрицается.
Отсюда – эстетическое воспитание. Если искусство, по Платону, воздействует на человека, то оно должно быть использовано как фактор воспитания. Оно должно быть введено в определенные рамки, чтобы направить энергию искусства в нужное русло.
Аристотель (384-322 до н.э.) развил и систематизировал философско-эстетическую мысль своих предшественников. Им поставлены и рассмотрены практически все вопросы философии и эстетики. В своих трудах Аристотель опирается на богатый естественно-научный материал.
Он расматривает искусство как деятельность подражательную, но в отличие от Платона он полагает, что художник изображает не копии идей, а явления реальные по своей сущности. Аристотель первым в мировой эстетической мысли ставит вопрос, почему человек подражает природе, и отвечает, что, подражая природе, человек получает удовольствие. В «Поэтике» Аристотель говорит о трех видах подражания - в средстве, предмете и способе (как, чему и зачем). В своей классификации Аристотель делит искусства на искусства движений (поэзия, музыка, танец) и искусства покоя (Живопись, скульптура). Очень подробно он рассматривает деление словесного искусства - на роды и виды, определяя специфику эпоса, лирики, драмы. Аристотель не считал, что искусство - это простое удвоение природы, он понимал акт подражания как акт творческий. В «Поэтике» он говорит о необходимости «подражать не единичному и случайному, а вероятному. Искусство может «отойти» от действительности. Аристотель признавал большую роль воображения («домысла») в творческом процессе: художник изображает не то, что есть, а то, «что возможно по вероятности».
Аристотель, сравнивая искусство и науку, проводит различие между художественным и научным познанием. Наука оперирует единичным фактом - как оно есть или как оно было, а искусство всегда обобщает. Искусство дает радость познания не того, что было, а того, что могло случиться. «Поэзия философичнее истории» - заключает Аристотель. Искусство раскрывает не случайные, а необходимые действия людей, отсюда он выводит большую познавательную роль художественного творчества. Искусство отличается и от ремесла, ибо последнее связано с подражанием мастеру и просто привычкой.
Чрезвычайно
важны мысли Аристотеля о творческом
процессе. Процесс
создания художественных произведений
и их
восприятие являются,
по Аристотелю, интеллектуальными
актами. Он подчеркивает связь творческого
процесса с познавательной
деятельностью человека. Творческий процесс,
по Аристотелю, постижим и контролируем.
Важнейшим критерием оценки художественного
произведения является художественная
правда, которая неразрывно связана у
него с категориями добро и зло.
Большое место в эстетике Аристотеля занимает проблема воспитательной роли искусства и его связи с нравственными критериями. Одним из важнейших средств в эстетическом воспитании Аристотель считал музыку.
Плотин (204 – 270 гг) – выдающийся философ и эстетик поздней античности. Философское учение Плотина представляет собой целостное мировоззрение, синтезирующее основные идеи учений Платона и Аристотеля, а также современной ему мысли.
По его мнению, искусство есть воплощение в чувственном материале красоты, понимаемой как «внутренний эйдос» вещи, ее идея. Искусства не просто подражают предметам природы, но проникают в принципы, лежащие в основании самой природы. Искусство не является подражанием, как обычно его понимают, говорит Плотин, поскольку руки и голова художника создают больше того, что мы обычно видим в природе. Главной задачей таких искусств, как музыка, которую Плотин ценил выше всего, поэзия, живопись, скульптура, архитектура является творение прекрасного, то есть стремление к выражению идеального визуального или звукового эйдоса вещи, который сам по себе всегда прекрасен. Гений художника объясняется не общением между его чувствами и внешним миром, а потоком творческой энергии, непосредственно проявляющемся в нем благодаря эйдосам, лежащим в основе мира. По сути, в творце больше красоты, чем в творимом им, т. е. в творческих возможностях воображения и мастерства художника заложено больше эстетического богатства, чем вложено творцом в его произведение. Но ещё выше находится уровень самого искусства, откуда художник черпает свой талант. По Плотину, эта изначальная красота искусства – один из путей нашего возвращения из несовершенного в абсолютный, эйдетический мир.
Августин Аврелий (354 – 430 гг) – один из первых теоретиков средневековья, осознавших необходимость использования античного философского и эстетического наследия, тем более, что для него насущная задача соединение античного и христианского мировоззрения представлялась не только теоретической, но и личной проблемой.
Августин считал, что искусство не существует вне прямой утилитарно-религиозной пользы. А главный порок светского искусства он находил в том, что искусство ищет красоту вне Бога. Комические представления слишком низменны и в этом смысле аморальны. Трагическое искусство противоречит добродетели, т.к. доставляет человеку удовольствие от созерцания страданий других людей. Театр приучает человека ко лжи, ибо заставляет сочувствовать выдуманным историям.
Аниций Манлий Северин Боэций (480 – 524 гг) утверждал, что не все суждения мы должны предоставлять ощущениям, хотя из слуховых ощущений и черпается любое начало искусства. Ведь если бы не было слуха, не существовало бы вообще спора о звуках. Сами созвучия определяются посредством слуха, но вопрос о различии этих созвучий предоставляется не ушам, суждения которых тупы, а правилам и разуму, так, чтобы ощущение было своего рода послушным слугой, а судьей и повелителем был разум.
Учение Фомы Аквинского (Томас Аквиант) (1225 – 1274 гг.) – томизм – представлял собой довольно оригинальное сочетание философии Аристотеля и догманов священного писания. Фома говорил, что искусство, которое подражает конкретным, единичным формам, воспроизводит только частное и не может передать «субстанциональную форму». Это суждение Фомы Аквинского направлено на обоснование принципа правдоподобия в искусстве средних веков.
Эстетические
теории Аквината основаны на концепциях,
которые в свое время
изложил Августин Аврелий. Но его отличие
большая последовательность
и большая терпимость. Смысл
воздействия прекрасного
на человека в том, что оно способствует
подавлению земных желаний
и облегчает путь к вере. Именно в
связи с этим он
признавал светское искусство.
По мнению Аквината, искусство подражает природе, оно, как и природа, имеет своей целью результат, оно не создает принципиально новых форм, а только воспроизводит или преобразует уже существующее для появления прекрасного. И театр, и живопись, и ваяние, и музыка, и поэзия, если они органически включаются в «общую гармонию жизни», имеют право на существование и доставление удовольствия. Аквинат подчеркивает роль художника в создании произведения искусства, делает попытки отличить искусства от науки.
Леонардо да Винчи (1452 – 1519 гг.) впервые четко определил «научные истинные начала живописи, постигаемые разумом». Основным вопросом его теории было определение сущности живописи как способа познания мира. «Живопись - наука и законная дочь природы» и «должна быть поставлена выше всякой деятельности, ибо содержит все формы, как существующие, так и не существующие в природе, живопись - это философия», заявляет Леонардо да Винчи; она полна глубокого размышления над движением и формой. Ее темой служат выразительность и разнообразные движения и истинная сущность всех явлений природы – морей, полей, деревьев, животных, растений и цветов. Это и есть «подлинное знание». Если поэзия имеет дело с моральной философией, то живопись — с философией естественной; если одна отражает умственную работу, то другая показывает, что совершает ум, двигая тело.
При этом Леонардо подчеркивает и право художника на фантазию: «Рисунок свободен... и живописец может пользоваться этой свободой, а где есть свобода, там нет правила».
Информация о работе Природа искусства в истории эстетической мысли