Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:56, контрольная работа
В деловой жизни приходится часто выступать перед разным кругом слушателей. Публичное выступление для многих становится обязательной частью их работы. Хороший оратор знает, насколько важна подготовка к таким выступлениям. Понадеявшись только на свой опыт, можно испортить не только само выступление, но и отношение к себе слушателей.
Когда вы поднялись на подиум, сцену, трибуну или заняли другое место для выступления, не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью — попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Пауза также вам поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, прикинуть, как вы его будете использовать. Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать.
Далее не просто охватите глазами, а внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить. Попробуйте подарить ваше персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройдитесь взглядом по всему пространству зала — слева направо, от первого к последнему ряду. Не задерживайтесь долго в задних рядах и снова переведите свой взгляд на передние места. Помните, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их глазах вы найдете для себя поддержку. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить.
Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все, что вы произносите. Жестами вы сконцентрируете внимание на важности информации. При жестикулировании существует три правила: первое — не кладите руки в карманы; второе — не прячьте их за спину; третье — не занимайте их посторонними предметами. Руки — это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями.
Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно.
Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, и не отбрасывайте голову назад, так как этим вы отталкиваете аудиторию и задерживаете поток психологической энергии, который должен динамично влиять на присутствующих. Обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное донести и убедить присутствующих в вашей правоте.
Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние. Если вы пользуетесь записками, то делайте это очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова поднимите глаза, переведя все внимание обратно на аудиторию.
Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Например, у китайцев и японцев ваш открытый взгляд в глаза может вызвать отрицательные чувства, так как в восточных культурах это не принято. У кавказских народов прямой твердый взгляд в глаза мужчине воспринимается как вызов на поединок и т.д. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.
У вас не должно быть замороженного, неподвижного выражения лица. В противном случае вы вызовете равнодушие и скуку у публики. Основа вашей привлекательности как оратора — это легкая приятная улыбка. Попробуйте переход к каждой ключевой теме сопровождать особым изменением на лице: немного поднимите брови или поведите глазами, используйте медленные повороты головы. Если сидите — включайте в дело руки: что-то переведите или измените немного их позицию. Во время сидения все время подчеркивайте свободу вашей позы.
Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Однако старайтесь избегать неуместного и несвоевременного их употребления. Нельзя допускать, чтобы содержание фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести до аудитории.
Не демонстрируйте
превосходства или
Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости — поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Нельзя выдавать своей растерянности и проявлять негативное отношение к отрицательным моментам, которые возникли случайно или же оказались «домашними заготовками» ваших недоброжелателей. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе. Оратор должен контролировать ситуацию, показывать, что все это не препятствует ему, а неприятности не выбивают его из колеи.
Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать — чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано. Также помните о том, что аплодисменты аплодисментам рознь Речь должна закончиться до того, как утомленные и раздраженные слушатели начнут «захлопывать» выступающего.
Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.
Цель и предмет исследования – анализ психологических аспектов подготовки и проведения публичных выступлений.
Задачи:
Объектом исследования была выбрана группа студентов и учащихся и группа взрослых работающих людей.
Для проведения исследования была составлена анкета (Приложение 1), состоящая из 18 вопросов, которая направлена на то, чтобы выяснить, как готовятся люди различных возрастов и положений к выступлению и умеют ли вообще они правильно выступать, понимать аудиторию и изменять своё поведение в зависимости от ситуации.
Обработка и анализ полученных данных
Все студенты и учащихся продумывают свой внешний вид заблаговременно, но 33% - лишь в общих чертах, а 67% - вплоть до каждой мелочи. У группы работающих людей по данному вопросу получились следующие результаты: 17% продумывают лишь в общих чертах, т.к не всегда хватает времени, а 83% продумывают вплоть до каждой мелочи.
Все опрошенные студенты и учащиеся не всегда самостоятельно готовят текст к выступлению, т.к присутствует неуверенность в каких- любо вопросах. У группы работающих людей получились следующие результаты: 33%- самостоятельно продумывают текст, а 67% обращаются за помощью к людям, которые могут лучше разбираться в данном вопросе.
50% опрошенных
студентов испытывают
17% студентов и учащихся не изучают аудиторию, в которой предстоит выступать, 67%- изучают по профессиональному и возрастному признаку и лишь 16% изучают аудиторию по раскрепощенности и улыбке. В группе взрослых получились следующие результаты: не изучают аудиторию 17%, по возрастному, профессиональному признаку, по роду деятельности, статусу- 67%, и 16% только по полу.
На вопрос умеете ли добиваться внимания слушателей, результаты у группы работающих людей получились пополам (50%- умеют, 50%- не всегда получается). 17% опрошенных взрослых особых усилий к этому не прилагают, считая что все получается само собой, 17% опрошенных взрослых добиваются внимания слушателей эмоциями, 50% опрошенных добиваются внимания слушателей интересным выступлением, голосом, мимикой, жестами, и 16% опрошенных добиваются внимания слушателе т.к имеют большой опыт, знания, высокая харизма.
50% учащихся считают, что если тема интересная, то внимание слушателей добиваться получается само собой, ну, конечно же, это и убедительность речи, эмоциональность, 17% опрошенных умеют добиваться внимания свое веселостью, 17% опрошенных студентов стараются добиваться внимания открытостью, и у 16% опрошенных студентов добиваются внимания слушателей голосом, интонацией.
17% опрошенных студентов волнуются, но пытаются сохранить спокойствие во время выступления, а 33% чувствуют себя достаточно уверенно перед аудиторией, поэтому об этом не задумываются, 50% волнуются в зависимости от масштаба и важности выступления. Для попрошенных взрослых соотношение таково: 67% волнуются, но пытаются создать образ уверенного человека, а 33% и так чувствуют себя уверенно и спокойно. Таким образом, соотношение между студентами и взрослыми, чувствующими себя уверенно перед аудиторией, примерно одинаково.
67% студентов и 67% взрослых следят за выражением своего лица, хотя 33% студентов и 33% взрослых вообще не задумываются об этом.
83% опрошенных взрослых используют мимику, считая, что мимика является одним из инструментов невербального общения и лишь 17% используют мимику иногда. Интересно то, что у студентов получились такие же результаты.
83% взрослых и 67% студентов придерживаются определённых правил жестикуляции для того, чтобы привнести индивидуальность в выступление и таким образом привлечь слушателей. Хотя 17% взрослых и 33% студентов не жестикулируют, и даже не задумываются об этом.
100% взрослых
следят за своим голосом, ставят его отнюдь
не на последнее место. (Голос человека,
умеющего им владеть, может создать своеобразный
«телемост» со слушателем). А у студентов
83% обращают внимание на свой голос во
время выступления, 17% студентов затруднились
ответить.
Большинство опрошенных сходятся во мнении, что аудитория, в которой проходит выступление, должна быть просторной, светлой, чистой, открытой, теплой, оснащенной орг. техникой, но самое главное – чтобы были заинтересованные слушатели.
Практически все взрослые (83%) пытаются создать визуальный контакт с каждым слушателем. 67% студентов также пытаются создать визуальный контакт со всеми слушателями, 17% пытаются привлечь к контакту всю аудиторию, но по ходу выступления больше внимания уделяют тем, кому интересно их слушать и 16% контактируют только с теми, кто слушает.
67% взрослых и 50% студентов считают, что страх перед аудиторией только мешает сосредоточиться, но 33% взрослых и 50% студентов думают, что он является стимулом для активной деятельности.
Все опрошенные не пытаются выучить речь слово в слово, а запоминают лишь ключевые моменты – остальное придет спонтанно во время выступления. И это действительно правильно, так как во время стрессового состояния зазубренная речь забывается или же произносится монотонно (таково свойство человеческой психики).
50% взрослых 67% и студентов, перед тем как выступить повторяют речь. Пытаются отвлечься 17% взрослых и 33% студентов. Это также является правильным действием – не происходит зацикливания, а, наоборот, расслабление способствует увеличению творческой активности деятельности мозга. Хотя среди обеих групп опрошенных большой процент тех, кто перед выступлением повторяют свою речь. 33% взрослых ответили, что все зависит от ситуации. (Повторять или нет)
Большинство опрошенных (по 50% взрослых и 67% студентов) считают, что оратор не должен скрывать свои эмоции. Наоборот, они помогают привлечь слушателей, создать дружескую атмосферу, то есть сблизить выступающего и слушателей.
Ощущения до, во время выступления и после выступления у всех приблизительно одни и те же:
а) за 5 минут до выступления – волнение в той или иной степени;
б) во время
представления публике –
в) после первых 5 минут выступления – уверенность, появляется некая адаптация;
г) непосредственно
во время выступления –
д) после
выступления – некоторая
Таким
образом, можно сделать вывод, что
чем больше человек выступает перед аудиторией,
тем больше он задумывается о том, как
правильно себя вести, как заинтересовать
слушателей, как правильно подавать материал,
тем больше наблюдает за другими ораторами
и формулирует свои личные правила успешного
выступления. Также человек начинает увереннее
чувствовать себя перед большим количеством
людей.
Информация о работе Правила подготовки публичного выступления