Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:29, реферат
Понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт можно определить как "предельное обострение противоречий". Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.
В специальной литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом. Ниже мы будем говорить о конфликтах в социально-психологическом плане. На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных работ Н.В.Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей. Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных и субъект
1. Понятие конфликта
Понятие "конфликт" характеризуется
исключительной широтой содержания
и употребляется в
В специальной литературе
конфликты рассматриваются на социальном,
социально-психологическом или
Определяющую роль в восприятии
человеком конфликтности
Очень важна роль общественно-экономической
формации в формировании социально-психологического
климата производственного
Попытаемся дать характеристику типов исхода из конфликтной ситуациях. Первый - уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, к которой предъявлено "обвинение", переводит тему разговора в другое русло. При этом "обвиняемый" ссылается на недостаток времени, несвоевременность спора, и "оставляет поле брани". Уход как вариант исхода конфликта более всего свойственен для "мыслителя", который не всегда сразу готов к разрешению сложной ситуации. Ему необходимо время для продумывания причин и способов решения конфликтной задачи. Такой тип разрешения использует и "практик", добавляя при этом элемент взаимности обвинения. Но в общем "практику" более свойственна активность позиции, поэтому она чаще всего избирается в межличностных противоречиях.
Тактика ухода нередко обнаруживается у "собеседника", что объясняется основным его свойством - "сотрудничество при любых обстоятельствах". "Собеседник" лучше других понимает ситуацию взаимодействия. Он также более податлив в отношениях и общении, предпочитает уход от конфликта, нежели конфронтацию, и тем более принуждение.
Второй вариант исхода - сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент. Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже может усугублять его, так как внутреннее, мысленное противоречие усиливается.
Этот прием чаще всего использует "собеседник", так как для него предпочтителен любой, даже самый плохой, неустойчивый мир, чем самая "хорошая война". Конечно, это не означает, что он не может использовать прием принуждения ради сохранения взаимоотношений, но с целью устранения, а не усугубления противоречий.
Третий тип - компромисс. Под ним понимается открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обоих сторон решения. В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения на потом и не принуждают в одностороннем порядке к одному возможному варианту. Преимущество этого исхода - во взаимности равности прав и обязанностей и легализации (открытости) претензий. Компромисс при соблюдении правил поведения в конфликте действительно снимает напряженность или помогает найти оптимальное решение.
Четвертый вариант - неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание позицию другого. Он обычно возникает, когда одна из сторон накопила достаточно мелких обид, собралась с силами и выдвинула сильнейшие аргументы, которые не сможет снять другая сторона. Единственным положительным моментом конфронтации является то, что экстремальность ситуации позволяет партнерам лучше увидеть сильные и слабые стороны, понять запросы и интересы друг друга.
Пятый вариант - самый неблагоприятный - принуждение. Это тактика прямолинейного навязывания того варианта исхода противоречия, который устраивает его инициатора. Например, начальник отдела, пользуясь своим административным правом, запрещает разговаривать по телефону по личным вопросам. Он будто бы и прав, но так ли уж универсально его право? Чаще всего к принуждению прибегает "практик" уверенный в своем абсолютном влиянии и власти над партнером. Конечно, такой вариант возможен между "собеседником" и "мыслителем", но совершенно исключается в отношениях двух "практиков". Обвиняемый "практик" скорее всего использует в этом случае конфронтацию и только в крайнем случае уход, но только для того, чтобы "взять реванш" в другой раз".
Этот исход конфликта в
При искреннем желании разрешить спорный вопрос, нужно следовать следующему плану ведения разговора. Лучше, если с вашим партнером разбора конфликтной ситуации ознакомлен соперник. Разговор на чистоту лучше вести в специально выбранное время и в помещении, где не будет посторонних свидетелей.
Конструктивный спор как сознательно организованное выяснение противоположных точек зрения способствует разрешению конфликтных ситуаций в межличностных отношениях. Методика проведения его достаточно проста и может быть использована в деловых и личных сферах. Она позволяет активно развивать психологическую структуру взаимных отношений. Развитие конструктивного спора должно иметь три четкие и последовательные фазы.
1 фаза - вводная. "Пострадавший"
должен сказать, что хочет
2 фаза - средняя (собственно спор).
Говорите о сути дела, а не
вокруг да около. Обязательно
отреагируйте на высказанное
недоразумение, критику.
3 фаза - заключительная, когда принимается
решение по вопросу,
В процессе ведения спора могут обнаруживаться положительные и отрицательные тенденции. Первые облегчают его ход, вторые заводят в "тупик". Рассмотрим типичные ошибки руководителя в разрешении конфликта и пути их решения:
г===========================T=
¦ Ошибки ¦ Пути решения
¦
¦===========================+=
¦
¦
¦
¦ Обобщенность
¦ Конкретность
¦
¦ ------------
¦ ------------
¦
¦ - вспоминаются другие ¦
- необходимо признать, ¦
¦ спорные события, факты, ¦
что спор имеет причину; ¦
¦ которые не имеют с
¦
¦
¦ данной темой ничего
¦
¦
¦ общего или же произошли ¦
¦
¦ давно;
¦
¦
¦
¦
¦
¦ - поведение "обвиняемого" ¦ - "атака
или защита" ¦
¦ называется "типичным",
¦ направлены на выяснение ¦
¦ например:
¦ только этого спорного
¦
¦ "все мужчины... все
¦ вопроса, и только
¦
¦ женщины" и т.д.;
¦ "сейчас и здесь";
¦
¦
¦
¦
¦ Отгороженность ¦ Включенность
¦
¦ --------------
¦ ------------
¦
¦ - одна сторона не
¦ - оба включаются в спор, ¦
¦ включается в спор,
¦ признавая, что он будет ¦
¦ избегая его;
¦ полезен;
¦
¦ - кто-то обижается и
¦
¦
¦ заканчивает спор
¦
¦
¦ преждевременно;
¦
¦
¦
¦
¦
¦ Непродуктивное общение ¦ Продуктивное общение
¦
¦ ---------------------- ¦ --------------------
¦
¦ - постоянное повторение ¦ - четкое,
ясное, открытое ¦
¦ одного и тогоже,
¦ общение;
¦
¦ нежелание посмотреть на ¦
¦
¦ спорный вопрос глазами ¦
¦
¦ другого;
¦
¦
¦ - "глухота" к
¦ - каждый говорит только ¦
¦ высказываниям другого; ¦
сам за себя;
¦
¦ - намеки, неясности в ¦
- все говорится, как
¦
¦ объяснении, двусмыс-
¦ думается; каждый слушает ¦
¦ ленные высказывания;
¦ не только себя, но и
¦
¦
¦ другого;
¦
¦
¦
¦
¦ Нечестный спор
¦ Честный спор
¦
¦ --------------
¦ ------------
¦
¦ - доказательства, факты ¦ - исключение
"ударов ниже ¦
¦ не относятся к делу и ¦
пояса" при отсутствии ¦
¦ направлены в слабое,
¦ веских доказательств
¦
¦ чувствительное место
¦ своей правоты;
¦
¦ соперника.
¦ - учитывая, сколько
¦
¦
¦ соперник способен
¦
¦
¦ спорить, не тспытывается ¦
¦
¦ его выносливость.
¦
¦
¦
¦
L===========================¦=
Результаты спора могут
Различаются четыре заключительные фазы. Они имеют положительное и отрицательное значение для участников.
г===========================T=
¦ Отрицательное значение ¦
Положительное значение ¦
¦===========================+=
¦
¦
¦
¦ Отрицательная информация ¦ Положительная
информация ¦
¦ ------------------------ ¦ ------------------------
¦
¦ - я ничего не узнал из ¦ - я
узнал что-то новое ¦
¦ того, чего раньше не
¦ по спорному вопросу и
¦
¦ знал;
¦ о собеседнике;
¦
¦ - я ничему не научился; ¦ - я научился
чему-то новому¦
¦
¦
¦
¦ Отрицательное
¦ Положительное
¦
¦ эмоциональное состояние ¦
эмоциональное состояние ¦
¦ ----------------------- ¦ -----------------------
¦
¦ - напряжение осталось или ¦ - в результате
спора ¦
¦ же усилилось;
¦ пришло расслабление;
¦
¦ - наступило чувство
¦ - "обида" ушла и наступило ¦
¦ разочарования: "зачем
¦ облегчение;
¦
¦ это нужно?"
¦
¦
¦
¦
¦
¦ Обособление
¦ Сближение
¦
¦ -----------
¦ ---------
¦
¦ - сопреники еще больше ¦ - спор
помог понять друг ¦
¦ отдалились друг от
¦ друга;
¦
¦ друга, отчуждение стало ¦
¦
¦ еще сильнее;
¦
¦
¦ - возникло чувство еще ¦ - соперники
почувствовали ¦
¦ большего непонимания
¦ собеседниками и даже
¦
¦ спорного вопроса и,
¦ союзниками в этом
¦
¦ главное, друг друга;
¦ спорном вопросе;
¦
¦
¦
¦
¦ Неразрешенность
¦ Исправление
¦
¦ ---------------
¦ -----------
¦
¦ - ничего не решилось, все ¦ - проблема,
разделявшая ¦
¦ осталось по -прежнему; ¦
соперников решилась в ¦
¦
¦ пользу обоих;
¦
¦ - никто не хочет
¦ - появился опыт для
¦
¦ исправляться;
¦ будущего;
¦
¦ - никто не хочет прощать. ¦ - обязательное
извинение и ¦
¦
¦ прощение обоих сторон.
¦
¦
¦
¦
L===========================¦=