Понятие этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:41, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – дать определение этике и обозначить ее значение в области управления, как государственного, так и частного, а также выявить влияние этики на культуру деловых отношений.

Содержание

Введение
1. Понятие этики
1.1 Определение этики
1.2 История этики
2. Этика управления
2.1 Понятие этики управления
2.2 Этика и социальная ответственность руководителя
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Этика.docx

— 39.01 Кб (Скачать)

– несоблюдение данного слова;

– нарушение устной договоренности;

– аморальное поведение в быту;

– подбор кадров по принципу знакомства;

– сплетни, инсинуации (злокозненные слухи);

– унижение подчиненных;

– унижение перед начальниками;

– отказ от принятых обязательств;

– получение подарков от подчиненных, зависимых и заинтересованных людей;

– раскрытие служебных и коммерческих секретов;

– раскрытие источника информации, полученной доверительным путем;

– невозвращение долга в срок.8

Этические принципы менеджмента не являются чем-то незыблемым, окончательным. Общественное, культурное, социальное развитие, а также экономическое  развитие предъявляет к менеджеру  все новые моральные, нравственные требования.

Сегодня в круг этических норм менеджмента  входят:

– нетерпимость к классовому, расовому или национальному антагонизму;

– уважение к женщине, признание  ее равноправия с мужчиной;

– уважение к ветеранам и старикам;

– уважение к властям и руководителям;

– уважение к результатам чужого труда;

– уважение к чужому горю;

– стремление к чистоте и порядку;

– опрятность в одежде.

Нарушением этических норм считается:

– неуважение к чужим физическим недостаткам;

– неуважение к чужому мнению;

– неуважение к науке, образованности, чужому опыту;

– нарушение правил общественного  поведения;

– обсуждение качеств и поступков  человека в его отсутствие;

– невыдержанность, грубость, брань.9

Прямой обязанностью менеджера  является приобщение персонала организации (и прежде всего самого себя) к этическому поведению. Для этого должна планироваться и систематически проводиться работа по изучению этики менеджмента, нравственному воспитанию коллектива, контролю за соблюдением этических норм.10

Для проведения указанной работы в  организации могут создаваться  специальные комиссии по этике с  соответствующими полномочиями. В некоторых организациях функции такой комиссии возлагаются на особое должностное лицо – адвоката по этике. О нем говорят, что он является как бы «этической совестью организации». Комиссии по этике создаются также при объединениях предпринимателей и менеджеров, общественных организациях, работающих в экономической сфере, и т. д. Роль этих комиссий весьма велика, а авторитет непререкаем. В состав комиссий входят наиболее уважаемые, авторитетные бизнесмены, менеджеры, адвокаты. Решение комиссии по этике, содержащее осуждение менеджера за неэтичное поведение, равносильно приговору, не подлежащему обжалованию. Оно способно навсегда подорвать деловую репутацию и поставить крест на карьере менеджера.

 

2.2 Этика и социальная  ответственность руководителя

 

Наряду с необходимостью соблюдения этических норм важнейшей нравственной задачей, решаемой руководителем, является проблема его социальной ответственности.

Социальная ответственность менеджера  предполагает выполнение его организацией определенных обязанностей перед обществом, необходимость добровольно участвовать в решении социальных проблем населения той страны, в которой он работает. Поскольку социальная ответственность является сугубо добровольной, она существенно отличается от нормативной, законодательно закрепленной юридической ответственности. Рассмотрим ее основные отличительные качества:

1. Сложность. Поскольку социальная ответственность в отличие от юридической не имеет строгой нормативной регламентации, реализация ее слабо разработана, во многом носит вкусовой характер, менеджер к ней плохо подготовлен.

2. Неясные последствия. Многие  важные акты проявления социальной  ответственности не имеют достаточной  законодательной базы (например, меценатство, благотворительность) и поэтому их экономические последствия порой не ясны менеджеру. Это вызывает у него опасения и как следствие – отказ от их осуществления.

3. Потеря конкурентоспособности. Расходуя средства на социальные программы, менеджер вынужден включать дополнительные издержки в цену товаров и услуг, давая тем самым преимущества своим конкурентам.

4. Отступление от главной цели  управления. Занимаясь бесплатными социальными программами, организация вынуждена отклоняться от своей главной рыночной задачи – максимизации прибыли. Это может привести к необходимости частичного отказа от производства высококачественных товаров, ухода с выгодных рынков сбыта и т. п.

5. Моральное давление. Реализация социальной ответственности инициируется и сопровождается моральным давлением общества. При этом нарушается важнейший принцип рынка – рыночная свобода. Организация в ряде случаев теряет возможность принимать экономические решения исключительно по своей воле.

6. Дополнительный маневр ресурсами. Социальные программы дают возможность использовать для них ту часть ресурсов организации, которая в данный момент не выгодна для целей бизнеса.

7. Возможность получения государственных  льгот. Социальная деятельность организации, как правило, встречает ответную реакцию государства в виде всевозможных льгот и других форм поддержки (преимущество в госзаказах, освобождение от части пошлин, арендной платы и т. д.).

8. Благоприятный предпринимательский  и инвестиционный климат. Социальная  деятельность организации поднимает  ее авторитет в глазах общества  и предпринимательских кругах, что  в стратегическом плане создает благоприятные условия для инноваций и бизнеса.

9. Возможность выбора программ. Будучи добровольной, социальная  деятельность предоставляет менеджеру  свободный выбор объектов социальной поддержки, ее характера, не требующий какого-либо отчета. 11

 

2.3 Этические качества  руководителя

 

Успешному руководителю необходимо, прежде всего, умение создавать благоприятные условия для нормального труда подчиненных и руководителей нижнего уровня управления, нужна способность прийти на помощь сослуживцам и поддержать их в трудную минуту, готовность делегировать свои полномочия «вниз», необходимы уверенное владение обстановкой, прогнозирование ситуации, единство слова и дела.

В работе с людьми неприемлемы: навязывание  своего мнения и режима труда подчиненным, подавление их инициативы, постоянная подозрительность и недоверие, злоупотребление административными методами, игнорирование, подмена и вмешательство в деятельность нижестоящих руководителей, постоянное недовольство деятельностью персонала, грубые окрики и замечания, нудное «воспитание» и боязнь похвалить хорошего работника.12

Подчиненные, да и коллеги, не простят  руководителю грубости, бестактности, несдержанности, истеричности и нервозности, вспыльчивости и неуравновешенности, мелочности и завистливости, любви к сплетням и болтливости.

Для того чтобы обрести необходимые  положительные качества и завоевать не только авторитет, но и любовь подчиненных, руководитель должен постоянно и настойчиво культивировать в коллективе уважительное, тактичное отношение ко всем людям, с которыми приходится иметь дело, независимо от их социального положения, должности и «чина». Должен воспитывать в себе умение выслушивать и понимать человека, стремиться быть доброжелательным, внимательным и чутким, избегать всего, что может унизить чужое (и свое) достоинство. Должен быть по возможности мягким и улыбчивым, искренним и правдивым, с хорошим чувством юмора и меры.

Управляющий должен стараться также  овладеть необходимыми практическими  навыками. Наиболее важные из них –  умение творчески мыслить, видеть главное, предвидеть, планировать, быстро принимать решения. Это также умение идти на компромиссы, способность привлекать к себе людей и сплачивать их на решение общей задачи, наконец, необходимые специальные (технические, гуманитарные) рабочие навыки.13

 

Заключение

 

Из вышеизложенного можно сделать выводы о понятии этики в общем, и этики управления, в частности.

Этика – это учение о нравственности, морали; отрасль знания; особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Существует так называемая «профессиональная этика», или «деловая этика». Деловая этика – это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Успешному руководителю трудового коллектива необходимо хорошо знать настроение людей; оперативно устранять все то, что мешает им трудиться и работать на благо себя и предприятия; умело контактировать с неформальными вожаками и лидерами своего коллектива, находить с ними общий язык, вовлекать их в общественную деятельность, не бояться делегировать им властные (управленческие) полномочия, заручаться их поддержкой в нравственном воспитании коллектива. Ну, а коллектив, в свою очередь воздействует нравственно на людей до тех пор, пока сам непрерывно нравственно совершенствуется. Следовательно, этика управления – это система нравственных норм, которые определяют поведение субъекта управления в любой управленческой ситуации. Последние требуют совмещения основных управленческих принципов с гуманистическими, нравственными требованиями, что предполагает не только знание основных нравственных норм взаимоотношений между людьми, но и соблюдение их в практической управленческой деятельности. Таким образом, соблюдение общечеловеческих и деловых этических норм в управлении ведет к повышению нравственной обстановки в коллективе и повышению его культурных ценностей.

 

Список использованной литературы

 

1. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985.-155с.

2. Кобляков В.П. Этическое сознание. Л.: ЛГУ, 1979.-223с.

3. Лавриненко В.Н. Психология и  этика делового общения. М.: ЮНИТИ, 1997.-279с.

4. Ладатко Л.В. Этика и культура управления. М.: Феникс, 2006.-317с.

5. Мечников И.И. Этюды о природе  человека. М.: Академия наук, 1961.-288с.

6. Сенека Л. А. Нравственные письма  к Луцилию. М.: Эксмо, 2009.-560с.

7. Столяренко Л.Д. Психология делового  общения и управления. М.:Феникс, 2005.-409с.

8. Большая Советская Энциклопедия. Интернет, http://bse.sci-lib/com

9. Википедия. Интернет, http://ru.wikipedia.org/wiki

3




Информация о работе Понятие этики