Подарки в бизнесе

Автор: Виктория Гайнуллина, 09 Декабря 2010 в 19:26, реферат

Описание работы

О значимости "культуры подарка" в деловой жизни. Критерии выбора подарка. Как правильно делать и получать подарки.

Работа содержит 1 файл

Подарки в бизнесе.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

    Для развития культуры подарка рекомендуется  систематизировать поведение при  преподнесении подарка и обеспечить его тщательным планированием. Различные  шаги в сторону профессионализации поведения компаний при преподнесении подарка показаны на Рисунке 3.  
 

Рисунок 3. Элементы культуры подарка и пути профессионализации поведения компаний относительно преподнесения  подарков.

 

    Систематически  можно рассматривать следующие  сферы:

Анализ  деловых отношений.

    Регулярный  и систематический анализ деловых  отношений с акцентом на следующем  вопросе: принимая во внимание особенности взаимоотношений компании (например, деловых трансакций, формирование общественного мнения), какие компании, люди должны быть учтены при преподнесении подарков в следующем финансовом году.

Выбор получателей подарка.

    Отбор получателей может производиться в соответствии с классами различной степени важности. Эти группы получателей регистрируются и рассматриваются как целевые группы для получения подарков.

Цели  для групп- получателей  подарков.

    Компания  дарителей должна рассмотреть цели, которых она хочет достигнуть в отношениях с каждой из групп-получателей. Должно быть зафиксировано, что должен выражать подарок и что должно быть изменено его посредством в отношениях с получателем. Здесь цели могут быть очень разнообразными, как, например, выполнение соглашения, выражение благодарности, признательности и почтения, и т.д.

Определение повода для подарка.

    Для различных групп получателей  определяются (порой различные) поводы для подарка. Помимо классических институализированных поводов (например, Рождество, Новый год), в расчет следует принимать и личные поводы, особенно в отношениях с важными деловыми партнерами.

Определение типа подарка и  его атрибутов.

    Тип подарка и его характеристики могут быть выведены из принципов  принесения подарков. Здесь тип подарка определяется в зависимости от выбранной группы получателей, например, личный подарок, стандартный подарок со ссылкой или без ссылки на компанию дарителя и другие.

Выбор определенного подарка.

    В процессе рассмотрения и определения  целей, целевых групп, повода, типа и характеристики подарка, осуществляется также и выбор, формирование конкретного подарка. Большие компании могут работать с внутренним "каталогом подарков", из которого можно выбрать наиболее подходящий вариант.

Определение процедуры преподнесения подарка и формы его презентации.

    В соответствии с целями, целевой группой, поводом и самим подарком, должны быть оформлены и процесс его  передачи и непосредственного преподнесения. Необходимо решить, будет ли он подарен  лично или посредством какого-либо посланника, будет ли он сопровождаться какими-то устными или письменными замечаниями для пояснения цели или смысла подарка и т.д.

Учет  и анализ реакции  получателя.

    У каждой компании- дарителя есть определенные цели. Эти цели должны быть достигнуты. Следовательно, необходимо тщательно исследовать и рассмотреть реакцию каждого получателя после преподнесения ему подарка. Это единственный путь, позволяющий проверить, было ли послание успешно донесено.

Мониторинг.

    В заключение, в конце года должно быть оценена результативность и успешность деятельности компании в сфере дарения подарков. Следует оценить, стоили ли результаты вложенных денег и времени, какие подарки были особенно успешны, а какие наоборот не удались. Извлеченные из этого опыта выводы необходимо учесть в следующем году.

    "Процесс  планирования поведения компании  относительно преподнесения подарков" определяется двумя главнейшими  условиями: бюджетом, выделенным  на подарки, и принципами преподнесения  подарков. Бюджет подарков фиксируется  ежегодно. Он высчитывается исходя из количества и степени важности получателей. В соответствии со степенью важности подарков для компании бюджет подарка может составлять от 2 до 4% рекламного бюджета компании. Принципы преподнесения подарков имеют важнейшую значимость для поддержания и развития в компании культуры подарка. Они отражают правила и возможное поведение работников в качестве дарителей и получателей. Эти правила преподнесения подарков включат в себя, например, следующие пункты:

  • Философия компании относительно преподнесения подарков
  • Формулировка целей для различных целевых групп
  • Определение результатов, которых компания не хочет достигнуть в результате подарка
  • Формулировка этических принципов для выбора подарка.
  • Определение финансовых границ при выборе подарка
  • Рекомендации относительно непосредственно преподнесения подарка и т.д.

    Эти правила преподнесения подарков являются частью культуры и имиджа компании. Они предоставляют менеджерам и работникам поддержку в выборе подарка и достижении поставленных целей. Более того, они более точно представляют то, каким образом видит себя компания в отношениях с деловыми партнерами на почве преподнесения подарков.

    Посредством целенаправленных и хорошо спланированных действий культуру подарка можно  развить в важный инструмент коммуникации. Искусное поведение в этой сфере может повлиять на личностное положение относительно деловых партнеров, улучшить его и обеспечить безопасную основу длительных и благоприятных деловых отношений. 
 
 
 

Как правильно делать и получать подарки

  1. Делать подарки в деловой жизни непросто, прежде всего с точки зрения их интерпретации другими людьми. Если сразу оставить за скобками те подношения, которые имеют цель подкупить служебное лицо, то остальные формы дарения могут создать атмосферу доброжелательности и доверия, стимулировать деловые связи.  
     
    В стране традиций - Японии - существует официальный порядок обязательного обмена подарками при заключении сделок. Он называется осейбо и сохранился с незапамятных времен до наших дней. Его сумма исчисляется сотнями миллионов долларов ежегодно, а предметы дарения традиционны и представляют собой продукты, такие как чай, кофе, масло, морепродукты.  
     
    В западных странах `институт` дарения не закреплен в установившихся формах, но имеет широкое распространение. Повод для дарения может быть любым. Однако во многих компаниях по разным причинам негативно относятся к тем или иным подаркам, особенно от клиентов или фирм, связанных с данной компанией. Некоторые компании административными мерами запрещают дарение.  
    Так, разумеется, дело обстоит далеко не везде. В деловой обстановке часто обмениваются подарками. `Спектр` предметов весьма широк: ручки, карандаши, фрукты, шоколад, билеты на спортивные состязания, книги, приданое для новорожденного, услуги, как-то: консультации, обучение, предоставление информации. Подарком может быть и взнос в какой-нибудь благотворительный фонд.  
     
    Чтобы подносимые подарки не `тянули` на взятку, используется простой и надежный способ - делать сравнительно недорогие подарки. По западным меркам, подарок должен стоить от 10 до 25 долларов (не более 50). Исключение составляют подарки, которые делают высшие должностные лица. В Соединенных Штатах правительственным служащим на расходы на деловые подарки выделяется максимум $ 25. Президенту страны запрещено принимать любые подарки стоимостью свыше 100 $.  
    Такие принципы по существу превращают подарок в символ или знак доброго отношения людей друг к другу и не позволяют их использовать для подкупа или шантажа должностных лиц.  
    В США существует определенный `тариф`, регламентирующий стоимость деловых подарков. Разумеется, это не жесткие правила.  
     
    * Подарки младших служащих или менеджеров среднего звена своим клиентам должны стоить 10 - 25 долларов.  
    * Подарки от менеджеров среднего и высшего уровня - 25 - 50 долларов.  
    * Подарки от старших служащих наиболее высокопоставленным клиентам 50 - 100 долларов.  
    * Подарки стоимостью свыше 100 долларов делаются только в наиболее важных случаях.  
     
    Повод для вручения подарка. Вторая сторона процесса дарения - наличие соответствующего повода для вручения подарка. Чтобы сделать подарок, надо иметь законное и очевидное для всех основание, и, кроме того, находиться с человеком, которому дарите (или который дарит вам) в хороших отношениях. Не следует посылать подарков тому, с кем вы ведете переговоры о сделке, поскольку это может быть воспринято как попытка повлиять на исход дела.  
     
    Цель делового подарка -демонстрация своих добрых намерений стимулировать рекламу и сбыт продукции или услуг. Отмечая подарком какой-либо случай или событие, вы тем самым показываете свою заинтересованность в другом человеке. Это, безусловно, запомнится.  
    Кроме упомянутых поводов для преподнесения подарков (т.е. демонстрации доброй воли и рекламы), может быть масса конкретных предлогов и поводов для дарения подарков вашим коллегам, клиентам, покупателям и т.д.  
     
    Подарки можно делать при поздравлении с  
    * рождением ребенка;  
    *вступлением в брак;  
    *получением награды либо премии;  
    *повышением оклада и должности;  
    *публикацией в газете или журнале;  
    *выступлением по телевидению;  
    *новым местом работы, открытием нового магазина;  
    *получением ученой степени;  
    *крупным достижением в любой сфере (продажей 1000-го автомобиля, выпуском миллионной книги, *продажей первой картины и т.п.).  
     
    Подарки по случаю  
    *ухода на пенсию;  
    *особых дней рождения: совершеннолетие, 30-, 40-, 50-, 75-летие;  
    *годовщины свадьбы: каждые пять лет до 30-летия брака, затем 40-, 50-, 60-летие;  
    *круглых дат в трудовой деятельности;  
    *приобретения нового дома.  
     
    Подарки в знак благодарности  
    *за сверхурочную работу, выполненную в неудобное для человека время (в том числе начальника - подчиненным);  
    * за выполнение срочной работы по вашему заданию;  
    * за бескорыстную добровольную помощь;  
    * за приглашение на деловой завтрак, обед, ужин или иное мероприятие.  
     
    Подарки в знак извинения  
    * за недоразумения;  
    * за нанесенную человеку обиду;  
    * в случае, если вы не пришли на какое-либо важное мероприятие, куда вас пригласили.  
     
    Теперь перейдем к конкретным рекомендациям по `механизму` дарения подарков.  
    Общие положения  
    * Если вы дарите цветы, имейте в виду, что на дом посылают свежесрезанные цветы, а на работу - аранжированные.  
    * Подарки не должны носить личного характера. Записные книжки, хорошая ручка и т.п. - отличный деловой подарок.  
    * Спиртное не считается хорошим подарком, хотя допустимо, если вы точно знаете вкус человека.  
    * Подарки должны быть красиво упакованы. Сам ритуал дарения не менее важен, чем подарок.  
    * Вы можете использовать в качестве сопроводительной открытки свою визитную карточку. Напишите на ней дружеские слова и вложите в конверт.  
    * Если есть возможность, вручайте подарки лично.  
    * Лучший подарок для работников фирмы или организации - премия. Как дарить клиентам  
    * Подарки необходимо выбирать тщательно, показывая свой вкус.  
    * Общие подарки должны свидетельствовать о престиже фирмы.  
    * Подарок должен быть тем или иным образом связан с продукцией фирмы или организации, ее услугами или областью деятельности.  
    * На подарке или сопроводительной открытке, написанной от руки, должны стоять реквизиты фирмы, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Как дарить подчиненным  
    * Когда ваши сотрудники успешно потрудились над каким-либо проектом, благодарность можно выразить в форме совместного ленча или шоколадных конфет. Докладывая начальству о проделанной работе, хорошо отзовитесь о работе своих людей. Это будет лучший подарок.  
    * На Рождество или Новый год отметьте тех своих коллег, которые работают с вами длительное время. Подарки должны сопровождаться персональными записками.  
    * Если ваш сотрудник женится, ему можно послать поздравление.  
    * Не посылайте подарок, если вы не приглашены на свадьбу. Пошлите открытку с выражением симпатии.  
    * С днем рождения поздравляйте на словах. Подарки и тому подобное - прерогатива светского этикета и не обязательны в бизнесе (если, конечно, у вас не крохотная фирмочка с `семейной` атмосферой).  
    * Особо отличившихся сотрудников можно отметить в письменной форме. Подарки своему начальнику  
    * Никто из подчиненных не обязан делать подарки начальству. Поэтому главная заповедь - `Не дарите подарков!`.  
    * Если коллектив вашей организации желает `в складчину` купить подарок своему руководителю, это необходимо обсудить.  
    * Секретарь может сделать подарок своему патрону, но он должен быть скромным и носить деловой характер.  
     
    Принимая подарок  
    * Всегда благодарите.  
    * Всегда принимайте с выражением удовольствия, даже если такая вещь у вас уже есть или она вам вовсе не нужна.  
    * Получив подарок от поставщика или клиента, поделитесь им со своими коллегами или подчиненными (если возможно).  
    * Возможно, подарок по тем или иным причинам не устраивает вас - он либо очень дорогой, либо совсем неподходящий (ракетка для тенниса, в который вы никогда не играете). В таком случае допустимо вернуть подарок.  
    * Если вы не можете принять подарок, сразу верните его с короткой запиской примерно такого содержания: `Считаю невозможным для себя принять ваш подарок и потому возвращаю его вам`. Сохраните копию этой записки. С дарителем этот вопрос больше не обсуждайте.

    Список  использованной литературы

  1. Махлина Екатерина «Деловой этикет».Москва 1999 г.
  2. Эрнеста Сатоу “Руководство по дипломатической практике”,Н.Новгород 2002 г.
  3. А. Логинова ''Управление персоналом'' №1, 2000

Информация о работе Подарки в бизнесе