Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:58, доклад
Переговоры - это деловое взаимное общение с целью достижения совместного решения. На протяжении всей жизни люди ведут переговоры, обмениваются обязательствами и обещаниями. Всякий раз, когда двум людям нужно прийти к согласию, они должны вести переговоры. Переговоры протекают в виде деловой беседы по вопросам, представляющим интерес для обеих сторон. В процессе переговоров люди хотят:
· добиться взаимной договоренности по вопросу, в котором, как правило, сталкиваются интересы;
· достойно выдержать конфронтацию, неизбежно возникающую из-за противоречивых интересов не разрушая при этом отношения.
Переговоры - это деловое взаимное общение с целью достижения совместного решения. На протяжении всей жизни люди ведут переговоры, обмениваются обязательствами и обещаниями. Всякий раз, когда двум людям нужно прийти к согласию, они должны вести переговоры. Переговоры протекают в виде деловой беседы по вопросам, представляющим интерес для обеих сторон. В процессе переговоров люди хотят:
· добиться взаимной договоренности по вопросу, в котором, как правило, сталкиваются интересы;
· достойно выдержать конфронтацию, неизбежно возникающую из-за противоречивых интересов не разрушая при этом отношения.
Чтобы достичь этого надо уметь:
· Решить проблему;
· Наладить межличностное взаимодействие;
· Управлять эмоциями.
Общая характеристика переговоров: сущность, виды и функции
Стороны приходят к
пониманию необходимости
· Переговоры о продлении действующих соглашений. Например, временного соглашения о прекращении военных действий.
· Переговоры о нормализации.
Проводятся с целью перевода конфликтных
отношений к более
· Переговоры о перераспределении. Одна из сторон требует изменений в свою пользу за счет другой. Эти требования, как правило, сопровождаются угрозами наступающей стороны.
· Переговоры о создании новых условий. Их целью является формирование новых отношений, заключение новых соглашений.
· Переговоры по достижению побочных эффектов. Решаются второстепенные вопросы (демонстрация миролюбия, уяснение позиций, отвлечение внимания и т.д.).
В зависимости от
того, какие цели преследуют участники
переговоров, выделяются различные
функции переговоров.
· информационная (стороны заинтересованы в обмене взглядами, но не готовы по каким-либо причинам на совместные действия);
· коммуникативная (налаживание новых связей, отношений);
· регуляции и координации действий;
· контроля (например, по поводу выполнения соглашений);
· отвлечения внимания (одна из сторон стремится выиграть время для перегруппировки или наращивания сил);
· пропаганды (позволяет одной из сторон показать себя в выгодном свете в глазах общественности);
· проволочек (одна из сторон идет на переговоры, чтобы вселить надежду у оппонента на решение проблемы, успокоить ее).
Существует три типа совместных решений участников переговоров:
· компромиссное, или «срединное решение»;
· асимметричное решение, относительный компромисс;
· нахождение принципиально нового решения путем сотрудничества.
Первый тип решения - компромисс, когда стороны идут на взаимные уступки. Это типичное решение на переговорах. Компромисс реален тогда, когда стороны готовы удовлетворить хотя бы часть интересов друг друга. При этом важно наличие критериев, которые позволили бы определить законность требований или равенство уступок. Еще лучше, если равноценность шагов навстречу друг к другу может быть оценена количественно. Однако чаще приходится встречаться с ситуациями, когда критерии нечетки или же стороны не могут найти ту «середину», по отношению к которой они могут двигаться, уступая друг другу. В таких случаях необходимо искать поле интересов. Делая большие уступки по менее значимому для себя вопросу, но более значимому для оппонента, участник переговоров получает больше по другому вопросу, который представляется ему наиболее важным. В результате происходит «размен» уступками на переговорах. Важно, чтобы эти уступки не выходили за рамки минимальных значений интересов обеих сторон. Это условие получило название «принцип Парето» по имени известного итальянского ученого Вильфредо Парето (1848--1923), который обосновал данный принцип еще в 1904 г.[12]
Когда статусы, возможности
власти и контроля, а также интересы
сторон не позволяют им найти «серединное»
решение, то стороны могут придти
к асимметричному решению. Тогда уступки
одной стороны значительно превышают
уступки другой. Оппонент, получающий
явно меньше условной половины, сознательно
идет на это, поскольку иначе он понесет
еще большие потери. Асимметричность решения
наблюдается при закреплении с помощью
переговоров поражения одной из сторон.
Степень асимметричности может быть различной.
Следующий тип решения
состоит в том, что участники
переговоров разрешают
Функции переговоров
В зависимости от целей участников выделяют различные функции переговоров, подробно проанализированные М.М.Лебедевой. Главной функцией переговоров является поиск совместного решения проблемы. Это то, ради чего, собственно, и ведутся переговоры. Сложное переплетение интересов и неудачи в односторонних действиях могут подтолкнуть к началу переговорного процесса даже откровенных врагов, чье конфликтное противостояние насчитывает не один десяток лет. Ярким примером могут быть прошедшие в 2000 г. переговоры между главами двух корейских государств -- Северной Кореи и Южной Кореи - государств, почти полвека находившихся в состоянии жесткого противоборства и разделенных бетонной стеной, наподобие берлинской.[17]. Информационная функция заключается в том, чтобы получить информацию об интересах, позициях, подходах к решению проблемы противоположной стороны, а также предоставить или не предоставить таковую о себе. Значимость этой функции переговоров определяется тем, что невозможно прийти к взаимоприемлемому решению, не понимая сути проблемы, которая вызвала конфликт, не разобравшись в истинных целях, не уяснив, точек зрения друг друга. Информационная функция может проявляться и в том, что одна из сторон или обе ориентированы на использование Переговоров для дезинформации оппонентов.
3 Близка к информационной, коммуникативная функция, связанная с налаживанием и поддержанием связей и отношений конфликтующих сторон.
4 Важной функцией
переговоров является
5 Пропагандистская
функция переговоров состоит
в том, что их участники
6 Переговоры могут
выполнять и “маскировочную”
функцию. Эта роль отводится,
прежде всего, переговорам с
целью достижения побочных
2. Динамика переговоров
Переговоры как сложный процесс, неоднородный по задачам, состоит из нескольких этапов: подготовки к переговорам, процесса их ведения, анализа результатов, а также выполнения достигнутых договоренностей. Динамика переговоров разрабатывается в последние годы М. Лебедевой. [15].Рассмотрим данные этапы более подробно.
Подготовка к переговорам.
Переговоры начинаются задолго до того,
как стороны сядут за стол. Фактически
они начинаются с того момента, когда
одна из сторон (или посредник) выступит
инициатором проведения переговоров
и участники займутся их подготовкой.
От того, как будет проведена
Участники должны продумать предложения, отвечающие тому или иному варианту решения, а также их аргументацию. Предложения являются ключевыми элементами позиции. Даже хорошая идея, не будучи облеченной в ясную форму предложений, может погибнуть. Формулировка предложений должна быть простой и не допускать двусмысленности. Аргументация всегда должна быть объективной. Для повышения эффективности подготовки возможны: