Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:16, курсовая работа
Паломничество – хождение верующих к святым местам на поклонение.
В различных религиях существует явление, которое на русском языке обычно выражается понятием «паломничество». Несмотря на общность наименования, традиции паломничества, критерии его оценки в различных религиях существенно различаются. Поэтому слово «паломничество» в полном смысле правильно употреблять лишь по отношению к христианскому паломничеству.
Паломник - (от латин. palma — пальма) богомолец, совершающий путешествие к святым местам.
Паломничество – хождение верующих к святым местам на поклонение.
В различных религиях существует явление, которое на русском языке обычно выражается понятием «паломничество». Несмотря на общность наименования, традиции паломничества, критерии его оценки в различных религиях существенно различаются. Поэтому слово «паломничество» в полном смысле правильно употреблять лишь по отношению к христианскому паломничеству.
Понятие "паломник" происходит от слова "пальмовник", что является переводом соответствующего латинского слова. Им первоначально называли богомольцев – участников крестного хода в Святой Земле в праздник Входа Господня в Иерусалим (иначе этот праздник называется еще Неделя ваий, или, в русской православной традиции, Вербное воскресенье). Впоследствии паломниками стали называть богомольцев, путешествующих не только в Иерусалим, но и к другим христианским святыням.
В наше время нередко можно услышать такие словосочетания, как «паломнический туризм», «паломнический тур», «паломническая экскурсия» и т.д. Все эти выражения проистекают от непонимания сути паломничества, от сближения его с туризмом по чисто внешнему сходству. И паломничество, и туризм связаны с темой путешествия. Однако, несмотря на сходство, они имеют разную природу. Даже посещая одни и те же святые места, паломники и туристы делают это по-разному.
Туризм – это путешествие с познавательными целями. Одним из популярных видов туризма является религиозный туризм. Главное в этом виде туризма – знакомство с историей святых мест, жизнью святых, архитектурой, церковным искусством. Обо всем этом рассказывается на экскурсии, которая является для туриста самым главным элементом путешествия. Экскурсия может быть также частью и паломничества, но только не главной и не обязательной, а вспомогательной. Главное в паломничестве – это молитва, богослужение и религиозное поклонение святыням. Православное паломничество – часть религиозной жизни каждого верующего человека. В процессе совершения паломничества основным во время молитвы является не внешнее исполнение обрядов, а тот настрой, который царит в сердце, духовное обновление, которое происходит с православным христианином.
Призывая своих верующих к совершению паломничества, Русская Православная Церковь с уважением относится и к туристам, посещающим христианские святыни. Церковь считает религиозный туризм важным средством духовного просвещения наших соотечественников.
Несмотря на то что паломничество, по сути, представляет собой религиозную деятельность, в Российской Федерации оно до сих пор регулируется туристским законодательством.
Паломники со всего мира стремятся на Новгородскую землю, чтобы поклониться святыням. В Соборе Святой Софии Премудрости Божьей в Великом Новгороде хранится русская национальная реликвия — чудотворная икона «Знамение Божьей Матери» XII в., в Иверском Святоозерском Богородицком мужском монастыре на Валдае — икона Божьей Матери «Иверская», в Георгиевской церкви Старой Руссы — икона Божьей Матери «Старорусская», покровительница города.
На Новгородской земле, средневековом центре русской духовности, просияли многие святые Русской Православной Церкви. Это новгородский епископ Иоаким Корсунянин, новгородский князь Владимир Ярославович, преподобные чудотворцы Антоний Римлянин и Варлаам Хутынский, Христа ради юродивые Николай Кочанов, Иаков Праведный Боровичский, Михаил Клопский Новгородский, преподобный Савва Вишерский Новгородский и другие. Всего 120 святых.
Монастыри всегда были солью земли русской. Сюда, где дни и ночи в смиренном подвиге молились благочестивые иноки, издавна тянулись люди, оставляя свой тяжкий груз в миру, чтобы приобщиться к вечному, к тому, что утешает в горе безутешного, дает надежду отчаявшемуся, укрепляет в вере усомнившегося и так радует истомившееся по вере сердце.
На протяжении многих веков монастыри имели большое значение в жизни новгородцев. Сегодня есть возможность рассказать о тех монастырях Новгородской земли, которые восстали из запустения, возродив дух монашеской жизни.
В Великом Новгороде это — Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь, Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь, Свято-Юрьев мужской монастырь. На Валдае — Иверский Святоозерский Бого- родицкий мужской монастырь.
Паломнические службы России и зарубежья организуют маршруты в Новгородскую область. Шестидневный маршрут включает знакомство с Великим Новгородом, Валдаем и Старой Руссой: Всенощную Божественную литургию в Софийском соборе Великого Новгорода, посещение Рождественско-Богородицкого Перынского скита, Свято-Юрьева мужского монастыря, Варлаамо-Хутынского и Николо-Вяжищкого женских монастырей, Старорусских храмов с чудотворной иконой Божьей Матери «Старорусская», Дома-музея Ф.М. Достоевского, а также Музея колоколов и Валдайского Иверского мужского монастыря.
Свято-Юрьев мужской монастырь, самый крупный из новгородских монастырей. По преданию, обитель при истоке Волхова из озера Ильмень, заложил князь Ярослав Мудрый ( во святом крещении Георгий) в 1030 году. Им же построена была деревянная церковь во имя Св. Великомученика Георгия. Обитель занимала особое место среди новгородских монастырей, и именовалась лаврою. Монастырь владел огромными земельными угодьями и осуществлял сложнейшую хозяйственную деятельность. Юрьевский архимандрит считался вторым духовным лицом в Великом Новгороде после архиепископа. В 1119 году Св. благоверный князь Всеволод Мстиславович, совместно с игуменом Кириаком заложил каменную соборную церковь, уступающую по своим масштабам только Софии Новгородской. Георгиевский собор-одно из самых замечательных творений древнерусской архитектуры, созданное выдающимся зодчим средневековой России, мастером Петром. Несмотря на византийские и киевские традиции в архитектуре, собор имеет ярко выраженные индивидуальные черты. Внутри храма совершенно нет ощущения тесноты, собор гармоничен и внутри и снаружи, хотя высота его стен достигает 20 метров. Стены монастыря впервые упоминаются в летописи в 1333 году, когда они”...поставлены были на 40 сажень с заборолами, при архимандрите Лаврентии”По указу императрицы Екатерины II “О секуляризации церковных земель” Юрьев монастырь теряет значительную часть своих владений, но продолжает значиться третьим среди 15 монастырей России причисленных к 1 классу. Новое возрождение древней обители начинается в начале 19 века, и связанно с именем архимандрита Фотия(Спасского), чья глубокая вера, благочестие и деятельный характер, вызывали уважение в самых высоких кругах, в том числе и у императора Александра I. Духовной дочерью отца Фотия была графиня Анна Орлова(единственная дочь графа Алексея Орлова-Чесменского), обладавшая огромным состоянием.
Когда в 1822 году о.Фотий был назначен в Юрьев монастырь, графиня оказала ему всемерное содействие в осуществлении его планов. На её богатые вклады в обители началось обширное строительство. За короткое время были построены: Западный корпус с церковью Всех Святых,Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничною церковью Неопалимой Купины.В 1841 году была построена колокольня по проекту знаменитого архитектора Карла Росси, по преданию она задумывалась выше колокольни Ивана Великого в Москве, но император Николай I лично вычеркнул из проекта один ярус. Сам архимандрит Фотий вел очень строгую жизнь, отказываясь от чая и кофе, выпивая только стакан горячей воды. С наступлением поста, он строго выполнял обет безмолвия, все распоряжения делались письменно, а все время о.Фотий проводил в церкви почти без пищи. С небывалой роскошью был украшен древний Георгиевский собор. Золотой стеной возвышался огромный семиярусный иконостас с серебряными царскими вратами. Мраморный престол покрывала серебренная риза под бронзовой сенью. Храмовая икона св.Георгия 12 века была покрыта драгоценною ризою украшенную драгоценными камнями. Даром графини Орловой был образок Знамения Божьей Матери, целиком вырезанный из изумруда и украшенный бриллиантами.
В 20-30-е годы монастырь разделил судьбу всей Православной Церкви в России, он был закрыт и разграблен, во время Великой Отечественной войны в нем располагались немецкие и испанские части. После войны на территории размещались почта, техникум, училище, музей, жили люди оставшиеся без крова. Только в 1991 г. благодаря усилиям архиепископа Льва, Юрьев монастырь возвратили Церкви, и с этого времени жизнь в обители начала возрождаться. Производится ремонт храмов и корпусов, понемногу восстанавливается разоренное хозяйство. Требуется много времени и средств, но самое главное, что колокола уже звонят, ежедневно совершается Божественная Литургия, и можно придти помолится в одну из первых и значительных на Руси обителей.
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь ныне - женский, ранее - мужской, находится на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км от Кречевиц.
Его основателем является св. прп. Варлам Хутынский. Вот что написано в его житии (из канона прп. Варлааму):
"Преподобный Варлаам (в миру Алексей) жил в XII веке, был сыном благочестивых родителей Михаила и Анны и свои детские годы провел в Новгороде. Воспитанный под влиянием добродетельных родителей, Алексей с ранних лет почувствовал особенное расположение к благочестивой и уединенной жизни, удалялся от всяких игр и общества товарищей, любил читать священные книги, часто посещал храм Божий, а дома проводил время в молитве и посте. По смерти родителей он, раздав все свое имущество бедным, удалился в пустыню к подвижнику Порфирию и принял от него пострижение с именем Варлаама.
Искавший совершенного уединения, преподобный решил поселиться в глухом месте, в 10 верстах от Новгорода, в урочище, называвшемся Хутынь (худынь, худое место). Подходя к Хутыни, преподобный увидел светлый луч, просиявший из густой чащи леса. Из этого знамения он понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божией. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах - сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю. К нему собрались некоторые из жителей Новгорода, желавшие разделить с преподобным труды и подвиги. Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил:
"Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег: в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель - начало и корень всякого добра".
Вскоре была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня и основан монастырь. Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Когда дни его приближались к концу, по Божию изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: "Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами". Преподав наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении, преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года. На погребение его прибыл архиепископ Новгорода со всем духовенством, иноки из всех монастырей и почти все жители города, всякого возраста, пола и состояния. Плач народа заглушал погребальные песнопения, многие больные по молитве преподобного получили исцеление.
День этот остался памятным для народа, и в монастыре преподобного до сих пор сохраняется обычай в день кончины его раздавать милостыню всем, сколько бы ни приходило, по заповеди святого Варлаама, повелевшего принимать всех странных, кормить их и покоить.
Господь даровал преподобному дар чудотворения и по его кончине, так что все, прибегающие с верой к мощам угодника, получают просимое".
Память преподобному Варлааму празднуется 6/19 ноября и в первую пятницу Петрова поста. Собор Преображения построен в 1515 году. Он представляет собой огромное трехнефное шестистолпное сооружение, завершается пятью куполами. Поставлен "повелением великого государя и великого князя Василия Ивановича". В одном из приделов собора в 1816 году, согласно завещанию был похоронен Гавриил Романович Державин. С восточного фасада находятся три апсиды. Фасады членились по вертикали пилястрами и завершались позакомарным покрытием, замененным впоследствии на четырехскатную кровлю. Особенно примечательна западная паперть собора с пышным крыльцом на четырех столбах с шатровым верхом, декорированная изразцами.
К северу от Преображенского собора расположена трапезная бесстолпную церковь Варлаама, построенная в 1552 году, к которой с западной стороны примыкает двухстолпная палата - трапезная. Церковь и трапезная имеют два этажа. Фасады церкви членятся пилястрами на три части, каждая из которых завершается килевидной аркой. Килевидные арочки использованы как декоративный элемент в фризе над верхней тягой, в оформлении ниш фасада.
До революции монастырь был очень крупным, прп. Варлаама Хутынского в северных землях России почитали не менее, чем прп. Сергия Радонежского в окрестностях Москвы. В книге С.В. Булгакова "Русские монастыри в 1913 году", можно прочесть: "Хутынский Преображенский Варлаамов монастырь, 1 класса, в 10 верстах от Новгорода, на берегу реки Волхова[...] Нетленные мощи преподобного почивают под спудом в арке между соборным Преображенским храмом (построенным в 1515 году) и Покровским приделом, в серебряной раке устроенной в 1853 году. Подле раки висят тяжелые вериги преподобного, вроде монашеского параманда из железных звеньев, с большими крестами спереди и сзади. Вериги эти обыкновенно возлагают на богомольцев, приложившихся к раке преподобного. В монастыре находятся также три иконы пр. Варлаама в басменном окладе, писаные в XVI веке. В библиотеке среди других древностей хранится подлинная вкладная пр. Варлаама, писанная на пергаменте. В ризнице монастыря сохранились вещи пр. Варлаама: восьмиконечный крест, фелонь, подризник, епитрахиль, поручи и власяница. Кроме того, здесь же находится: дверь иконостаса, опаленная чудесным пламенем из гроба преподобного, который хотели вскрыть по повелению великого князя Иоанна Васильевича III, и жезл великого князя с разноцветным хрустальным набалдашником, с которым он, пораженный ужасом, бросился вон из храма, ударяя им в землю. В первую пятницу Петрова поста совершается из Софийского Новгородского собора в монастырь крестный ход, который ведет свое начало со времен самого Варлаама. При монастыре школа".
За территорией монастыря находится колодец по преданию освящённый самим прп. Варлаамом. С другой стороны монастыря находится горочка преподобного Варлаама, которую по преданий преподобный сложил, нося землю в своей скуфье. На горочке расположена часовня.
Монастырь был закрыт в 1925 году, а в годы Великой Отечественной войны - сильно разрушен.
C 20 апреля 1994 года это действующий женский монастырь.
Нико́ло - Вяжи́щский монастырь ставропигиальный же
Основан в конце XIV века иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. Первое упоминание в летописи — 1411 год.