Основы физиогномики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:45, реферат

Описание работы

В восьми случаях из десяти человек воспринимает другого человека по впечатлению о внешнем виде. Важнейший элемент в физическом облике человека – его лицо, и большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют своё внимание на лице собеседника и на его глазах.

Специфика технологии личного обаяния в том, что значительная часть времени в ней отводится на так называемое строительство лица – фейсбилдинг. Именно здесь классический постулат о соразмерности формы и содержания получает практическое воплощение.

Работа содержит 1 файл

ОСНОВЫ ФИЗИОГНОМИКИ.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

ОСНОВЫ ФИЗИОГНОМИКИ  

ЧТО ИЗУЧАЕТ  ФИЗИОГНОМИКА 
 
 

В восьми случаях  из десяти человек воспринимает другого  человека по впечатлению о внешнем  виде. Важнейший элемент в физическом облике человека – его лицо, и  большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют своё внимание на лице собеседника и на его глазах. 

Специфика технологии личного обаяния в том, что  значительная часть времени в  ней отводится на так называемое строительство лица – фейсбилдинг. Именно здесь классический постулат о соразмерности формы и содержания получает практическое воплощение. 
 
 

У Вивиан Коннелл  в романе «Золотой сон» описан образ  девушки, где отражён тот информационный потенциал, каким обладает лицо: «Она была очень молода, и на лице её он не заметил следов косметики и  губной помады. За её яркой внешностью проглядывал древний род, об этом можно было судить по безупречным очертаниям головы от благородного лба до изящного подбородка. Форма носа вызывала в памяти самые совершенные образцы античности. Цвет глаз разглядеть не удалось – они казались просто яркими при свете ламп. Всё лицо её было слеплено для того, чтобы подчеркнуть разум – всё, за исключением губ. Увидеть один раз эти губы – и невозможно совладать со своим желанием, как на полотнах Розетти, такие они были свежие, нежные. Никому они не принадлежали и жили своей собственной жизнью. Весь её облик говорил о том, что она создана для любви, её лишь надо было выращивать, пестовать, как драгоценную розу в весеннем саду». 
 
 

Итак, мы начинаем изучать «строительство» внешности с познания своего лица: его формы, деталей и их «прочтения» с помощью науки физиогномики, с выяснения эффекта мимики и комплекса упражнений по фейсбилдингу. 

Лицо – одна из характеристик внешности человека. Зная ключи прочтения лица, владея соответствующим умением снять информацию с лица собеседника, можно значительно обогатить свою технологию общения. 

Внутренняя сущность личности «прочитывается» в лице человека. Об этом мы читаем в стихотворении  М. Шаффи: 

На каждом лице – истории явный след, 

Гнева, любви, страданий, прожитых лет, 

Внутренняя сущность хозяина здесь видна, 

Но возможность  читать её не каждому свыше дана. 

Эти слова подтверждают мысль о том, что на лице каждого  человека отчётливо отражаются беды и радости, симпатии и антипатии  – всё самое сокровенное. Прочесть это может каждый, но понять дано не всякому. Те, кто сумел это понять, создали удивительную науку – физиогномику. 

Физиогномисты по чертам и выражению лица, по его  форме и деталям смогли выявить, «прочитать» скрытые характеристики личности. Это позволяет с ходу ориентироваться в людях, подобрать соответствующий ключ к общению, спрогнозировать модели поведения. 

Физиогномика (по-гречески: «physis» – природа и «gnosis»  – знание, познание) – изучение или  познание природы. 

Некоторые учёные считают физиогномику искусством, иные называют её наукой. Так, В.М. Шепель в книге «Имиджелогия: секреты личного обаяния» пишет, что физиогномика – «наука о типах лица, об умении их читать и выявлять по их чертам скрытые характеристики личности». 

Физиогномика как искусство познавать по чертам лица и выражению глаз характер человека зародилась в Древнем Китае, а на Западе получила распространение в Древней Греции. 

Восточным знатокам издавна удавалось по лицу определить склонности и даже судьбу человека. На Востоке учёные считали, что в жизненных успехах главную роль играют врождённые качества человека. При этом внешние признаки – видимая часть айсберга. В физиогномике есть конституционные признаки, передающиеся генетически. Физические признаки указывают на ярко выраженные черты характера. Так, физические признаки, характеризующие способы словесного выражения, сосредоточены в области рта; признаки, связанные с логическими и оценочными способностями, – в области глаз. Индикатором внутренней уверенности в себе служит отношение длины лица к ширине нижней части лба, широкие ноздри и выпяченный вперёд подбородок и т.д. Иными словами, такие яркие визуальные индикаторы, как лоб, брови, глаза, нос, подбородок, создают лицу эффект информативности. 

Следует сказать, что восточная физиогномика отличается от западной, так как каждая культура имеет специфические «ключи прочтения» внешности человека с последующей интерпретацией его как личности. Ключи эти эффективны, если применяются к представителям одной культуры, так как помогают быстро и адекватно воспринимать другого человека. Но далеко не всегда они подходят при восприятии других культур. Так, у вьетнамцев существует примета: большой рот для мужчин означает интеллект, у русских же такой аналогии нет. Поэтому при взаимодействии представителей разных культур механизм физиогномической оценки (редукции) может давать сбой. 

Физиогномика  – учение о связях внешнего облика человека и его принадлежностью  к определённому типу личности. 

Творцом физиогномики считают Пифагора. Он с лёгкостью разрешал не только задачи точных наук, но и тайны человеческого лица, а учеников принимал к себе только после того, как тщательно осматривал их с головы до ног, и не брался обучать их математике, если не видел на лице признаков, свидетельствующих о способностях к этой науке. 

Учение физиогномистов начинается с понимания принципа баланса и пропорции. Ни одна черта  лица не должна выделяться сильно или  выпадать из общего ансамбля. Вот почему над входом в школу Платона  была прибита табличка с надписью: «Пусть ни один неизмеренный не входит сюда». Древние греки были прекрасными физиогномистами, поэтому стремились сеять вечное, доброе, светлое в благодатную почву, которая приносила плоды – одарённых и талантливых последователей. 

Первый физиогномический трактат приписывается Аристотелю, который заложил основы учения о лице. Он считал, что черты лица и его общее выражение характеризуют определённый тип; по ним можно судить о характере человека, уровне его интеллекта, одарённости. 

Взгляды Аристотеля разделял великий целитель Востока Авиценна, который, анализируя выражение лица больного, при постановке диагноза приобщал свои аргументы по физиогномике. Парафизиогномика важна и в современных исследованиях медицины и психиатрии. В этом направлении интересны работы Ч. Ломброзо, который попытался определять преступников по специфическим чертам лица. 

Существует множество  физиогномических систем, наиболее распространённые из них – системы Галля, Порты, Ломброзо, Лафатера, Ледо. 

Учение Франца Иозефа Галля по френологии было подвергнуто критике в начале XIX века, так как не было никаких доказательств того, что способности человека каким-либо образом отражаются на конфигурации черепа. Однако благодаря Галлю были открыты многие до того неизвестные свойства мозга, центры речи, письма, слуха, зрения. Галль первым выдвинул проблему соотношения строения тела и характера. 

Основываясь на френологических трактатах Галля, итальянский врач Чезаре Ломброзо считал, что в мозге человека есть участки, из которых исходят побуждения к убийству, краже и другим порочным поступкам. Он провёл наблюдения над 3839 людьми, совершившими разного рода преступления, и исследовал 383 черепа казнённых преступников. Ч. Ломброзо пришёл к выводу, что во внешнем виде преступники имели отклонения от нормы для современного человека – скошенность лба с выдающимися лобными буграми, неспособность краснеть, переносимость боли, склонность к татуировке. Учение Ломброзо о «врождённом преступнике» было с презрением отвергнуто последующими поколениями врачей и юристов. 

Швейцарский пастор, богослов и поэт Иоганн Гаспар Лафатер  зарисовал тысячи лиц и составил из них «библию физиогномики». Он утверждал, что по чертам лица можно  узнать внутреннюю сущность человека. Лафатер считал, что по выражению  глаз и очертанию рта можно судить не только о настроении человека в данный момент, но и о характере вообще. Его четырёхтомный иллюстрированный труд был весьма популярен в своё время. Екатерина II проявила к физиогномике особый интерес и направила к Лафатеру в Швейцарию на собеседование русскую делегацию во главе со своим сыном Павлом. 
 
 

ЧИТАБЕЛЬНОСТЬ ЛИЦА 
 
 

На лице человека отражены его жизнь и жизненный  опыт. Вот почему люди стремились на основании видимых внешних признаков  сделать вывод о внутреннем состоянии  человека. Это возможно потому, что всё, что бы ни делал человек, выражает его сущность. Об этом ещё 5000 лет назад писал Гермес Трисмегист: «Что внутри, то и снаружи, что снаружи, то и внутри». 

Итак, правильно  используя ключи, которые даёт наблюдение, можно найти шифр к пониманию человека. 

Лицо – своего рода «азбука», пособие по «чтению» людей. Ж. Ледо писал о «языке лица»  так: «Черты лица, как буквы и слова, скомбинированные между собой, составляют фразы физиогномического языка, ансамбль которых, будучи приложен к индивидуальному типу, даёт вполне ясное представление о последнем». 

Чтение лица начинается с определения его  формы. Все лица по форме имеют  сходство с геометрическими фигурами: ромбом, квадратом, треугольником, овалом, трапецией, кругом... Отсюда и названия – ромбовидная, треугольная, овальная, круглая, трапециевидная формы. 

Существует пять типичных форм лица, эталонные черты  которых несут конкретную информацию: продолговатое, треугольное, круглое, трапециевидное, квадратное. Познакомимся с основными физиогномическими типами лица. Тип лица – понятие более широкое, оно включает данные о характере, индивидуальных особенностях человека, а также о форме лица и его деталях. 

Чтобы правильно  определить характер человека, следует  сначала определить форму лица, а затем изучить каждую черту как саму по себе, так и в связи с остальными деталями лица. 

Необходимо определить, какие части лица согласуются  с другими и в какой степени. Для этого нужно знать в  совершенстве смысл и значение каждой детали, каждой чёрточки лица. Попробуем обратиться к азам физиогномики и рассмотрим детали лица, чтобы найти ключи к его прочтению. 

Идеальным считается  овальное лицо. Оно имеет хорошие  пропорции деталей (длина в полтора  раза больше ширины), которые словно вписаны в овал. Очертания нижней челюсти, подбородка, особенно скул, – плавные. Лицо овальной формы принято считать эталоном, его называют классическим. Такое лицо с правильно очерченным овалом встречается крайне редко. 

Продолговатое лицо (овальное и прямоугольное) свидетельствует об интеллекте, чувствительности, уравновешенности и рассудительности. Люди, имеющие такое лицо, обладают организаторскими способностями и ярко выраженной целеустремлённостью. Это так называемый аристократический тип. 

Треугольное лицо присуще высоко одарённым и чувствительным людям с тонко выраженной интуицией. Однако они не склонны к привязанности и преданности. Они могут быть пылкими и задорными, упрямыми и хитрыми, непокорными и скрытными. 

Трапециевидное  лицо принадлежит людям интеллигентным, чувствительным, артистичным. У них дружелюбный характер, отсутствуют качества борца. 

Круглое лицо характерно для людей добродушных, миролюбивых. Зачастую натура оптимистичная и  беспечная, весёлая и любезная, что  делает её приятной для совместной жизни. Ум у такого человека гибкий, но поверхностный. Его прямая и честная душа не знает ни хитрости, ни обмана. Стремление оказать услуги делает его жертвой недоброжелательных людей. Однако тщеславие и честолюбие ему не чуждо. 

Квадратное лицо указывает на человека сурового, мужественного, энергичного и динамичного, стремящегося к лидерству. В общении он настойчивый и прямолинейный, нередко бывает грубым и жёстким. Он хороший исполнитель и может быть умным администратором. 

Часто в лице соединяются две или три формы. В этом случае лицо следует отнести к той форме, черты которой в нём преобладают. 

Зная ключи  к прочтению лица, владея соответствующим  умением снять информацию с лица собеседника, можно значительно  обогатить свою технологию общения. Читать лицо можно, наблюдая со стороны, и в процессе общения. Сначала определяем форму, затем делим лицо на зоны, дальше фиксируем внимание на таких ярких индикаторах, как лоб, глаза, нос, губы, челюсти, подбородок, уши. 

Зоны лица. Для  удобства чтения лицо условно делят  на три зоны двумя горизонтальными линиями. 

По китайской  физиогномике верхняя зона (перегоны) представляет первоначальную формирующую  среду, менталитет, подходы к жизни  в юности (до 30 лет). Средняя зона отражает взрослую жизнь, карьеру, достижения, способности – то, что человек сам для себя может сделать в жизни. Нижняя характеризует период зрелости, достижения, долголетие, состояние здоровья. Это время свершений (от 55 лет), реализации жизненных целей в карьере и семье. 

Информация о работе Основы физиогномики