Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:32, контрольная работа
Так уже более четверти тысячелетий называют область философских знаний, которая занимается исследованием красоты. Мир природы, мир человека, мир социума не может состояться как истинно человеческий мир, если в нем нет радости присутствия прекрасного. Эстетика не может существовать без прекрасного.
Введение…………………………………………………………………..……….3
Основная часть………………………………………………………………….....4
Заключение…………………………………………………………………….…..8
Список литературы……………………………………………………………….9
Министерство Внутренних Дел Российской Федерации
Омская академия МВД России
Кафедра философии и политологии
Контрольная работа по дисциплине:
«Эстетическая культура сотрудников ОВД»
На тему:«Основные тенденции развития эстетики XX века»
Выполнила:
Курсант 102-п уч.гр.
Рядовой милиции
Никитина Е.В.
Проверил:
Старший преподаватель
кафедры философии и политологии
М-р милиции
Денисенко С.В.
Омск - 2009 г.
План:
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Эстетика…Так уже более четверти тысячелетий называют область философских знаний, которая занимается исследованием красоты. Мир природы, мир человека, мир социума не может состояться как истинно человеческий мир, если в нем нет радости присутствия прекрасного. Эстетика не может существовать без прекрасного. Также и будущее человека не может существовать без его прошлого. С каждым столетием человек привносит в искусство и культуру что-то новое, еще никому неизвестное, он изменяет ее, подстраивает про себя, а значит меняется и эстетика. Тенденции эстетики меняются постоянно и остановить этот процесс может лишь полная деградация человеческого разума. Но привнося что-то новое мы всегда основываемся на уже существующих установках,
В течение XX века сформировались общие черты, тенденции, типичные для культуры в целом, проявляющиеся в различных сферах жизни всех стран мира, охваченных ею. XX столетие – самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры, он характеризуется тождеством науки, человеческого интеллекта, это эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.
Основная часть.
Эстетика XX в. была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентации. Ее доминантной явилась идея преобразующей деятельности человека. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой.
В общественном сознании появляются новые взгляды и течения:
Фрейдизм-общее обозначение школ и теорий, стремящихся применять психологическое учение австрийского философа З.Фрейда о врожденных бессознательных структурах для объяснения явлений культуры и процессов творчества в обществе;
Феноменология- наука об исследовании сознания, согласно результатам которой достоверность теоретических предположений основывается на опыте самого сознания;
Экзистенционализм- поставивший в качестве исследования сугубо человеческие проблемы, связанные с бытием личности в ее специфичности, которая очень часто обнаруживала себя в так называемых «пограничных ситуациях», связанных с необходимостью выбора, принятия решения, с состоянием озабоченности, беспокойства, страха и тревоги человека;
Формирование информационной культуры значительно меняет представления человека о природе, обществе и самом себе. Сложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший элемент мировоззрения – вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности. Поэтому происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения. Панорама художественной культуры становится еще более разнообразной. Ее специфической особенностью явилось наличие двух художественных систем: модернизма и постмодернизма.
Модернизм (от фр. Modern-новейший, современный)-общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Модернизм как художественная система был подготовлен двумя процессами своего развития.
Декаденством-бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем;
Авангардом-манифесты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам;
Большое влияние на практику модернизма оказали:
Идеи иррационалистического волюнтаризма А.Шопенгауэра и Ф.Ницше;
Учение об интуиции А.Бергсона и Н.Лосского;
Психоанализ З.Фрейда и К.Г.Юнга;
Экзистенционализм М.Хайдеггера, Ж-П.Сартра и А.Камю;
Теории социальной философии Франкфуртской школы Т.Адорно и Г.Маркузе
В архитектуре диапазон средств выразительности модерна простирается от подчеркнуто декоративных, раскованных и изощренных пластических архитектурных форм до строгих, чисто геометрических решений, воплотивших представления об идеальной архитектурной среде. Наиболее ярко эти черты просматриваются в постройках Х.ван де Вельде в Бельгии, И. Ольбриха и О. Вагнера в Австрии, А. Гауди в Испании, Ф.Шехтеля в России.В театре наблюдается тяга к линии, узору, своего рода визуализации музыки, превращаю игры актеров в фантасмагорическую симфонию линий и красок. Таким были постановки В. Мейерхольда в начале XX в.Живопись была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы и черты со сложным ритмом,линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном (М. А. Врубель). В литературе обнаруживается пристрастие к определенным сюжетам и темам. Это аллегорические мотивы: война, смерть, грех, любовь; мотивы, выражающие импульсивные проявления страсти:трепет, игру, вихревое движение;сюжеты,показывающие объединение душ и тел:объятия и поцелуи. Всю эту гамму тем и сюжетов олицетворяло творчество К. Сомова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова.
Первым в XX столетии течением модернистского искуства считается фовинизм. Фовинитами называла французская критика группы художников, в которую входили А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке и т.д. Их современная выставочная деятельность была наиболее интенсивной в 1902-1907 гг..Фовинисты не имели собственной теории, манифеста. Участников группы объединяло только стремление к изобразительным экспериментам с ярким открытым цветом, который они широко использовали в жанре пейзажа. Фовинизм-это максимальная выразительность цвета, организация с его помощью художественного пространства, активное влияние цветовой гаммы на композиционное соотношение частей художетвенного произведения.
Другим направлением модернизма стал дадаизм-авангардистское направление в западноевропейскоком искусстве, сложившееся во время Первой Мировой войны (1916 г.).В швейцарии в интелегенции, склонной в своем протесте против войны к своеобразному художественному эпатажу. Основателями явились поэты Т. Тцара, И.Р. Гюльзенбек, художник Г. Арп и др.. Дадаисты выпускали манифесты и журнал «Кабаре Вольтер»(1916-1917), своими импровизированными скандальными театральными постановками пытались сломать устоявшиеся представления о существующих видах и жанрах искуства. В 1919 г. во Франции образовалась группа так называемых «абсолютных дадаистов», в которую входли Л. Арагон, А. Братон, П. Элюар и др.. Группа выпускала литературные журналы «Да-да», «Литература», «Поговорка», «Каннибал», в которых выступала за «чистое», лишенное социальных функций искуство. В Германии появились так называемые «политические дадаисты»- Р. Гюльзенбек, Р. Хаусман, В. Меринг, выступавшие против буржуазного строя и военной угрозы. Основой творческого процесса становится алогизм, случайные процессы, импровизация, фотомонтаж, набор звуков. Среди живописцев-дадаистов лидером стал М. Дюшан, пытавшийся ввести в художественную культуру ready-made (англ.-«вещь промыленного производства»),-например, экспонировать на выставке сушилку для посуды или велосипед, тем самым стерая грань между искусством и жизнью.
Сюрреализм ( от фр.surreallsme – надреализм, сверхреализм)- авангардистское течение, провозгласившее изображение сферы безсознательного главной целью искусства. В 1924 г. в Париже был опубликован «Первый маниест сюрреализма». Его автор французский поэт А. Вретон провозгласил исходную модель сюрреализма, опираясь на психоанализ З. Фрейда и К. Г. Юнга. В литературе данного направления определяющим стал принцип «автоматического письма», т.е. скоростной записи первых пришедших в голову слов или обрывков речи во всем их причудливом сочетании. Ключевым понятием сюрреализма становятся «грезы» или «сны» (Л. Арагон «Волна грез»-эссе, 1924). Сноведения, галлюцинации, бред, мистические видения-весь этот опят бессознательного выражения духа и есть суть творчества поэтов-сюрреалистов. Их литературный образ – господство чистой случайности при его возникновении. Полотна живописцев мгновенно вызывали эмоциональный шок. Сложные композиции картин сочетали в себе «хаос автоматического выплескивания подсознания» с фотографически точным воссозданием реальных деталей и предметов;особую популярность получило творчество С. Дали, поклонника психоаналитичесой теории З. Фрейда. В кинематографе «отличились» такие выдающиеся личности как А.Сокуров, А. Траковский, Л. Бунюэль.
Экспрессионизм (от лат. Expressio-выражение)-
Супрематизм-разновидность абстрактной живописи, основу которой составляет комбинация из простейших геометрических элементов. Основоположниками считается К. Малевич. Его знаменитая картина-тезис «Черный квадрат» стала своеобразным манифестом. Текстовый вариант он назвал « От разума и футуризма к супрематизму», рассматривая новое направление как необходимое звено в эволюции мировой живописи и как продолжение «всеобщего движения к освобождению искуства от действительности и возобладанию в нем функций жизнестроения». Малевич был одержим идеей создать единый стиль эпохи. И решение этой проблемы ему виделось в распространении принципов супрематизма на новые сферы культуры архитектуру, кинематограф, оформление быта. При этом стройность и чистота геометрических линий соединяется с отвергнутой им ранее предметной живописью, в которую «возвращается» человек.
Социальный реализм (соцреализм) ориентируется на отражение социальной реальности, пропагандирует социалистические идеи в формах художественного идеала. Для него характерны аллегорические, символические композиции, воспевающие свободу и труд. Понятие и суждение о жизни выражаются в этом искусстве опосредованно в художественной теме произведений, содержащейся в себе мыслимый, желаемый мир. Демократические убеждения или настроения художников соцреализма, их гуманистические взгляды, ощущения драматизма бытия находят отражение в их творчестве(ранний Пикассо, А. Матисс, М. Сарьян, П. Кузнецов).И события, и герои изображаются такими, как есть, без налета романтики и красивого вымысла (Н. Касаткин, Э. Мунк, А. Архипов).
Модерн помог стать одним из видов искусства кинематографу, разгадав тайну светописи, создав кинокадр и кино как изобразительное искусство. Модрнистским был дореволюционный кинематограф русского режисера Е. Бауэра, чьи фильмы можно поставить в один ряд с творениями Ф. Шехтеля, с полотнами В. Борисова-Мусатова, с современными им постановками начала XX в..
Постмодернизм-понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направления культуры. Постмодернизм представляет собой общее направление развития европейской куьтуры, сформировавшееся в 70-е г. XX в.. Возникновение этих тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры. Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательтва человека в процессы развития природы, общества и культуры. Поэтому постмодернизму свойственны:
поиски универсального художественного языка;
сближение и сращивание различных художественных направлений;
«анархизм» стилей, их бесконечное многообразие;
ориентация на все слои общества;
стилевой плюрализм;
Как теорая постмодернизм получил существенное обоснование в работах Ж. Бодрийяра «Система вещей» (1969), Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское знание»(1979) и «Спор»(1984), П. Слотердийка «Волшебное дерево»(1985) и др.
<
Информация о работе Основные тенденции развития эстетики XX века