Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:23, доклад
Организационная культура представляет из себя систему, включающую различные элементы, структурное построение которых определяет своеобразие и уникальность культуры каждой отдельной организации, фирмы или компании.
Частью культуры организации являются сложившиеся и поддержи¬ваемые традиции и ритуалы, связанные с поощрением лучших работ¬ников и победителей конкурсов, чествованием ветеранов, празднова¬нием знаменательных дат и событий в жизни компании и др.
Основные компоненты организационной культуры.
Организационная культура представляет из себя систему, включающую различные элементы, структурное построение которых определяет своеобразие и уникальность культуры каждой отдельной организации, фирмы или компании.
Частью культуры организации являются сложившиеся и поддерживаемые традиции и ритуалы, связанные с поощрением лучших работников и победителей конкурсов, чествованием ветеранов, празднованием знаменательных дат и событий в жизни компании и др. Кроме поощрения работников и закрепления у них желательных образцов поведения, такие акции выполняют еще одну очень важную функцию - формирование и укрепление приверженности работников своей организации. Если люди, работающие в организации, видят, что руководство относится к ним не как к «винтикам», «рабочей силе», а готово отмечать, поощрять и пропагандировать высокие достижения и лояльность организации, то они, в свою очередь, будут с большей готовностью и заинтересованностью исполнять требования руководства.
Единое видение, понимание нужности и полезности своего участка работы, которые могут быть переданы работникам в ходе таких акций, придают работе осмысленность и значимость, вызывают энтузиазм и «горение» на работе.
Правила, традиции, церемонии и ритуалы. Жизнь любой организации подчиняется некоторой системе правил, часть из которых зафиксированы в положениях, инструкциях, приказах, распоряжениях, а часть правил - «неписаные». Примером установленных формальных правил являются Правила внутреннего трудового распорядка. Неформальные правила касаются сферы общения с коллегами, отношений подчиненный-руководитель, одежды, профессионального жаргона и т.п. Во многих организациях работники жестко следуют неписаным правилам в отношении поддержания определенного уровня производительности. Те, кто «высовывается», устанавливает рекорды производительности, подвергается обычно определенным санкциям со стороны коллектива.
Нормы и ценности, культивируемые руководством, могут передаваться и закрепляться через определенные церемонии, процедуры, ритуалы. Такие мероприятия, как торжественное награждение ветеранов, работников, достигших рекордных рабочих показателей, лучших работников месяца, года, церемонии посвящения в рабочие, торжественные проводы в армию и т.п. были широко распространены в СССР. Общий смысл той идеологии, которой подчинялись все эти акции - показать заботу предприятия о «человеке труда». Сейчас опыт, накопленный в те времена, во многом растерялся, но руководители многих предприятий все чаще говорят о том, что надо возвращать хорошие традиции.
Сейчас российские компании особенно остро ощущают необходимость в восстановлении и активном использовании таких традиций, которые направлены на повышение приверженности работников своей организации, на создание чувства общности интересов персонала и руководства, на повышение заинтересованности работников в процветании компании, на формирование установок качественной и высокопроизводительной работы.
И
все-таки внимание общественности к
этическим проблемам вынуждает
руководителей организаций
Для бюрократической культуры именно это состояние раздвоенного, отчужденного, “несчастного сознания” является наиболее характерным.
Взаимоотношения начальника и подчиненного могут быть описаны тремя моделями:
· подчиненный рассматривает себя как жертву обстоятельств в той среде или в тех условиях, которые создает и полностью навязывает ему начальник, поэтому начальник несет полную моральную ответственность за все, что происходит с подчиненными;
· подчиненный — это “пустой сосуд”, действующий в соответствии с той ролью, которую предписывает организация, и отвечающий только за то, насколько он соответствует ожиданиям или предписаниям, навязываемым в данной организации этой роли;
· подчиненный — смекалистый исполнитель, который может не только начальнику угодить, но и себя не обидит. Это верхушка двойной морали, когда, как говорили в “застойные” времена, “начальники делают вид, что платят, а подчиненные делают вид, что работают”.
Партиципативная
организационная культура построена
на принципах максимального
ь. Рациональное отношение к моральной регуляции взаимоотношений в организации, институционализация морали порождают потребность в конкретных практических рекомендациях относительно разрешения сложных проблемных ситуаций, так называемых этических дилемм, когда руководитель вынужден выбирать не между двумя одинаковыми с этической точки зрения способами действия, а должен решить, делать или не делать что-либо такое, что хотя и выгодно ему самому или организации или обоим, но может считаться неэтичным. Этично ли, например, дать взятку, чтобы получить выгодный контракт? Этично ли позволять своей компании размещать вредные отходы в опасном виде? Этично ли скрывать информацию, которая может заставить хорошего работника принять решение о перемене места работы? Этично ли заниматься на рабочем месте личными делами?
Руководители, менеджеры сталкиваются с такими дилеммами не только во взаимоотношениях начальников с подчиненными, но и с покупателями, конкурентами, поставщиками и диспетчерами. Следовательно, все больше и больше организаций нуждаются в программах этического тренинга, чтобы помочь менеджерам прояснить их этические принципы и попрактиковаться в самодисциплине при принятии решений в сложных обстоятельствах. Предлагается, например, такой весьма полезный проверочный лист, который может помочь при столкновении с этическими дилеммами:
Как
поступать в ситуациях
Шаг 1. Распознать и прояснить дилемму.
Шаг 2. Получить все возможные факты.
Шаг 3. Перечислить все ваши варианты выбора.
Шаг 4. Проверить каждый вариант, задавая три вопроса:
“Это законно?”
“Это правильно?”
“Это полезно?”
Шаг 5. Принятие решения.
Шаг 6. Дважды проверить решение, задавая два вопроса:
“Как я себя буду чувствовать, если моя семья узнает о моем решении?”
“Как я себя буду чувствовать, если о моем решении сообщат в местной печати?”
Шаг 7. Предпринять действие.
К
сожалению, каждый из нас может рационально
оправдать безнравственное
· убедить себя в том, что поведение на самом деле не является неэтичным или противоправным;
· извинить поведение утверждением, что действуешь в интересах организации или в своих наивысших интересах;
· притвориться, будто поведение вполне нормальное, потому что больше никто не узнает о нем;
· надеяться, что ваше начальство поддержит вас и поможет вам, если что-нибудь получится плохо.
Особую
роль в формировании морального климата
организации играет нравственна
Моральные обязанности руководителя:
· Анализ ценностных аспектов любой проблемы, встающей перед организацией.
· Контроль аффектов и эмоций — как своих собственных, так и окружающих людей.
· Анализ предпочтений в организации в категориях “осознание”, “вовлеченность”, “приверженность”, являющихся неопределенными понятиями.
· Реализация этического выбора — “делать не то, что хочется, а то, что следует”.
· Овладение “философией благородного труда”.
· Овладение искусством безразличия к собственной выгоде.
Шесть этических моделей лидерства:
· лидер-защитник (опекун);
· лидер-”конфуцианский мудрец”;
· выразитель идеи социального равенства;
· лидер-“неостоик” — преобладает чувство долга и приверженность к классическим этическим нормам;
· лидер-
· харизматический лидер.
В условиях российской действительности, однако, принято чрезмерно лояльно относиться к любым поступкам шефа, личные симпатии которого расцениваются как решающий фактор благополучия членов компании.
Так считают западные предприниматели, открывшие свои фирмы в нашей стране.
Информация о работе Основные компоненты организационной культуры