Основные категории общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:43, реферат

Описание работы

Люди постоянно общаются друг с другом. Человек — «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми — общение контактное, опосредственное или воображаемое.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…... 2
Феноменология понятия «общение»……………………………........
3
Функции и структура общения…………….…………………………
5
Категории общения и их характеристика…………………………….
6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 11
Библиографический список………………

Работа содержит 1 файл

Категории общения.docx

— 41.06 Кб (Скачать)

    Предметно-действенные  средства общения. Такие средства возникают в совместной деятельности говорящих и представляют собой преобразованные для целей коммуникации «эскизные» предметные движения, локомоции и статичные позы. С их помощью человек не только выражает свою готовность к общению с другими, но и в своеобразной форме показывает, какого рода взаимодействие ему желательно [10, с.30].

    Речевые средства общения. Использование речи для целей коммуникации имеет принципиальное значение. Л.С. Выготский указывал, что «общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, возможно только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах» []. А.А. Леонтьев подчеркивает, что речевая деятельность есть основной вид общения, в наибольшей мере воплощающий в себе ее специфику. Использование речи необыкновенно расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности человека [10, с.32].

    Все основные категории средств общения  формируются у человека прижизненно в процессе реальных контактов с окружающими людьми. Каждая категория средств имеет свои специфические возможности, определяющие их функцию и роль во взаимодействии.

    В общении с окружающими людьми человек использует средства всех категорий, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей.

    Байрон  Люис, основываясь на работе Вирджинии  Сатир, а также Бэндлера и Гриндера, создал модель четырех основных категорий общения []. Это модель организована вокруг четырех предпочитаемых репрезентативных систем. Это визуальная система, кинестетическая система, аудиальная система и логическая система [3, с.33].

    Исследователь выделил определенные паттерны поведения, которые согласуются с каждой из категорий общения, особенно в стрессовых ситуациях. Человек - визуал обращает больше внимания на визуальные аспекты взаимодействия. Они включают выражение лица и жесты, а также собственное визуальное воображение внутреннего происхождения. Чтобы адекватно относиться к кому-либо, с кем он разговаривает, для визуала важно расположиться таким образом, чтобы он мог ясно видеть окружающее. Из-за этого визуалы обычно сохраняют расстояния между собой и другими.

    Люди, действующие в кинестетической  категории общения, в значительной степени полагаются на чувства, чтобы понять и осмыслить то, что происходит вокруг них. Наиболее вероятно, что они обязательно по возможности займут такое место, которое позволит им буквально дотронуться до людей, с которыми они разговаривают.

    Аналогично  и для аудиальной и дискретной категорий общения [3,с.22].

    Хотя  люди, действующие на основе какой-либо одной репрезентативной системы, способны использовать любую другую систему, они обычно полагаются на предпочитаемую ими систему для получения большего количества информации.

 

Заключение

 

    Общение является важнейшей категорией психологической  науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология вообще вся может быть рассмотрена через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением. Явление общения является по существу центральным в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. В самом общем виде понятие «общение» как самостоятельная категория, не сводимая к деятельности, может быть определено следующим образом.

    Общение — сложный, многофакторный и многофункциональный  процесс, который представляет собой не только самостоятельную сферу жизнедеятельности человека, но и пронизывает прямо или косвенно все остальные сферы. Общение — это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей субъектов взаимодействия, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

    Общение всегда тесно связано с деятельностью, и само может рассматриваться как особый вид деятельности. «Общение» и «коммуникативная деятельность» для нас синонимы. Для анализа общения можно использовать общепсихологические концепции деятельности. Мы воспользовались теорией деятельности, разработанной в советской психологии А. Н. Леонтьевым.

    Общение выполняет многообразные функции  в жизни людей. Мы выделяем среди них 3 функции: организации совместной деятельности, формирования развития межличностных отношений и познания людьми друг друга.

    Значение  категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть  общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его  личности, а также понять развитие психики как процесс, происходящий путем присвоения общественно-исторического опыта человечества в контексте общения с другими людьми, живыми носителями этого опыта.

    Общение возможно только между одушевленными  существами.

    Общение выполняет различные жизненно значимые функции: сообщение или обмен информацией, мыслями, чувствами через язык, знаки и символы; передача социальных, культурных и нравственных ценностей для тех, кто вступает в контакт и взаимодействие; воздействие на сознание и поведение людей; предпосылка и сопровождение деятельности; способ взаимодействия; фактор поведения; форма самопознания личности; процесс узнавания себя в другом и другого в себе; условие регламентации межличностных отношений и др.

    Средства  общения — это те операции, с  помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком. Можно выделить три основных категории средств общения: экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации); предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения); речевые средства (высказывания, вопросы, ответы, реплики).

 

Библиографический список

 
  1. Андреева  Г.М. Социальная психология. — М., 2001.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.
  3. Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик. Магия Нейролигвистического программирования без тайн. — М., 2001.
  4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.,1983.
  5. Изард К. Эмоции человека. — М., 1980.
  6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб, 2000.
  7. Коммуникативная деятельность педагога. Краткий курс: Учебное пособие в помощь студентам / Сост. Е.В. Яфарова. — Балашов, Изд-во «Николаев», 2004.
  8. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — М., 1983.
  9. Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1997.
  10. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.
  11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. С.31–57.
   
  1. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. — М., 1970.
  2. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб, 1999.
  3. Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. — Воронеж, 2002.
  4. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия / Сост. А. А. Реан. — СПб, 2000.
  5. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб, 2000.
  6. Психологические исследования общения. — М., Наука, 1985. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1990.
  7. Психология эмоций: Тексты. — М., 1993.
  8. Реан А. А. Психология изучения личности. — СПб, 1999
  9. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика.2002. – 169 с.
  10. Соснин В.А., Лунев П.А. Как стать хозяином положения. — М., 1992.
  11. Социальная психология личности / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. — М., 1979.
  12. Шаманова М.В. Категория общение как одна из коммуникативных категорий // http://pn.pglu.ru/

Информация о работе Основные категории общения