Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 20:07, реферат
Категория прекрасного является центральной категорией любой эстетической системы. Она получила широкое развитие еще в античной эстетике. В досократовской философии она имела космический характер. Первоначально прекрасное можно определить как целесообразность или совершенство формы.
В эпоху
Просвещения Лессинг обосновал широкое
эстетическое значение смеха, не сводимое
к высмеиванию нравственных или социальных
недостатков. Истинную пользу комедии
он видел в развитии общечеловеческой
способности подмечать смешное. Очень
интересное психологическое истолкование
феномена смешного дает И. Кант, как «аффекта
от внезапного превращения напряженного
ожидания в ничто». Шеллинг определял
комическое как форму эстетизации безобразного
и превращения его в предмет искусства:
«Изящное искусство может обратиться
к сфере низкого, лишь постольку поскольку
и в ней достигает идеала и его совершенно
переворачивает. Это переворачивание
и есть сущность комического». У Ницше
природа смеха обуславливается атавизмом
страха. Человек на протяжении многих
веков был животным подвластным страху,
и до сих пор если какая-то неожиданность
разрешается без опасности для нашей жизни,
это само по себе становится источником
положительных эмоций. Этот переход от
мгновенного страха к краткому веселью
называется комическим. В ХХ веке новую
трактовку комического дал Фрейд. По его
мнению комическое, которое проявляется
в смехе и остроумии является обнаружением
подсознательного.
5.Безобразное.
Безобразное, как и прекрасное является одной из ключевых эстетических категорий. Эта категория с древнейших времен привлекала философов и теоретиков искусства, но исчерпывающей и адекватной трактовки безобразного дано так и не было. Однако следует различать безобразное и уродливое. Оно как и ужасное и низменное представляет собой одну из эстетических модификаций, уродливое не обязательно обладает эстетическими функциями. Безобразное же представляет собой именно эстетическую категорию. Оно выражает невозможность отсутствие совершенства, оно составляет контраст по отношению к положительному эстетическому идеалу и содержит в себе скрытое требование или желание возрождения этого идеала.
Безобразное
тесно связано с другими
В истории эстетики безобразное рассматривалось как категория соотносимая с прекрасным. А античности оно выступало чаще всего как простое противопоставление прекрасному, как его отрицание. Интересна в этом отношении трактовка значения искусства у Сократа и Аристотеля, которые считали, что искусство способно преобразовать безобразное таким образом, что оно становится положительной эстетической ценностью, созерцание, которой способно доставлять удовольствие.
В средние века распространена была трактовка безобразного, восходящая к Блаженному Августину. Она представляла соотношение прекрасного и безобразного, по аналогии с трактовкой соотношения добра и зла. Прекрасное существует и оценивается само по себе, безобразное как его противоположность. Универсуму (вселенной) в целом свойственна красота, но отдельные части могут быть безобразны. В эпоху Возрождения безобразное часто использовалось для того чтобы по контрасту подчеркнуть красоту идеала. Эстетика эпохи классицизма отрицала эстетическую ценность безобразного. Реабилитировал безобразное Э. Бёрк, связав его с категорией возвышенного.
В классической немецкой эстетике Шиллер обосновал право искусства на изображение безобразного. При этом он проводит четкое разграничение пошлого и низкого в искусстве. Пошлое в искусстве возникает тогда, когда случайное изображается так же тщательно, как и необходимое», низкое по его мысли выражает не только нечто негативное – простое отсутствие мысли и благородства, но и нечто положительное грубость чувства, низменное – отсутствие необходимого качества, которого мы в праве требовать от всякого».