Описание стереотипов и этикета в буржуазном браке 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:36, статья

Описание работы

В эпоху Петра I западное влияние шло преимущественно из германских стран, отражая необходимость подготовки прежде всего технических специалистов. Но господство немцев, особенно тягостное в эпоху Анны Иоанновны, вызвало сильное недовольство русского общества.

Работа содержит 1 файл

брак 19 века.doc

— 54.50 Кб (Скачать)


В эпоху Петра I западное влияние шло преимущественно из германских стран, отражая необходимость подготовки прежде всего технических специалистов. Но господство немцев, особенно тягостное в эпоху Анны Иоанновны, вызвало сильное недовольство русского общества.

При Елизавете Петровне немецкое влияние ослабевает, сменяясь французским. Французский язык входит в употребление среди светского общества и становится необходимой принадлежностью дворянского воспитания. После Великой французской революции 1789 в Россию хлынул огромный поток эмигрантов, принесших сюда язык, моды, правила поведения и манеры. Павел I, боясь революционной заразы, объявляет войну французским революционным модам – круглым шляпам, длинным панталонам. С воцарением Александра I эти гонения прекращаются. В начале 19 века подражают не только внешним европейским идеалам – поведение светского человека должно соответствовать моде на сентиментализм (позднее романтизм): желательна интересная бледность, разговоры на чувствительные темы. Обязателен становится интерес к музыке, литературе и живописи.

В первой трети 19 века стиль части светской молодежи отмечен английским влиянием, подражанием идеалу денди, манерам героев Байрона, Б. Констана и А. де Мюссе. После Отечественной войны 1812 патриотический подъем кратковременно усиливает роль в обществе русского языка, но по-настоящему на родном языке заговорили уже после реформ Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина, причем лишь мужчины, с дамами же разговор по-русски был еще долго неприличен. Одежда дам шьется по журналам мод, где французские наряды в стиле ампир эпохи Наполеона I постепенно сменяются стилем бидермейер, пришедшему из Вены. Этот стиль делает больший акцент на домашний уют. Одежда и прически мужчин, не только военных, но и штатских служащих, регламентируются прямыми предписаниями правительства. Николай I стремится к усилению национальных мотивов в обиходе, вводит, например, для придворных фрейлин наряды русского образца. Двор до середины 19 века оказывал решающее влияние на этикет всех слоев общества, но быт недворянских сословий был по-прежнему затронут мало. Аристократия, особенно московская, сохраняла и особую сердечность обращения, традиционное русское гостеприимство.

Вторая половина 19 – начало 20 века

Отмена крепостного права, реформы Александра II, рост промышленности, развитие науки и литературы, привели к усилению влияния в обществе людей незнатного, а то и вовсе недворянского происхождения. Если высшее купечество стремилось подражать аристократии хотя бы внешне, то среди служащих и разночинной интеллигенции влияние придворных образцов поведения постепенно ослабевает. В столицах, губернских городах складывается новый слой общества с гораздо более демократичными манерами. Исчезает тип аристократа, занятого лишь собой и своими успехами у дам – он кажется устаревшим, отчасти смешным. Все стремятся заниматься каким-либо делом. Появляются многочисленные кружки, где общение нередко было довольно бесцеремонным. Возможным и даже желательным считается обсуждение в обществе больных вопросов, серьезных тем, чего ранее избегали в общении с дамами. В этот период всеобщего увлечения различными социальными теориями понятия интеллигент, интеллигентка вовсе не означают человека со светскими манерами – наоборот. Среди дам из таких кружков принято называть мужчин по фамилии. Принимая у себя поклонников, хозяйки таких салонов ведут себя с недопустимой ранее фамильярностью, одно время даже распространяется манера кормить кавалеров с ложечки по образцу французского полусвета. Нарочитое пренебрежение приличиями характеризует человека как творческую, свободную личность. В аристократическом кругу усиливается английское влияние с его деловитостью и приверженностью к спорту. Появилось стремление к экстравагантности – приемам в ночные часы. Для дам из высшего круга этого времени считается необходимым одеваться по чуть устарелой моде: в темные платья из дорогих тканей для повседневных визитов, в светлые – для балов и утренних приемов. Пышные дорогие наряды, одежды из Парижа, роскошное белье допустимы только в кругу богатых банкиров, промышленников, модных адвокатов. Косметика для девушек и дам дворянского круга не принята. Естественность и непринужденность, умение тактично поддерживать разговор ценятся все больше. Внешний вид мужчин, не занятых на службе, все более зависит от их собственных вкусов, но служащие по-прежнему руководствуются указаниями сверху. При Александре III вновь появляется борода – теперь военные и штатские обязаны ее носить.

Брак в 19 – начале 20 века

Распространение французской атеистической философии, ослабление роли церкви и совершенно иное, чем раньше, положение женщины, отразились на жизни семьи. На протяжении всего 19 века росло число разводов и пар, добровольно решившихся на раздельное проживание. В начале 20 века нередким стал гражданский брак, причем у всех сословий. Из-за того, что крестьяне занимались часто отхожими промыслами, уходили работать на фабрики, подрывались устои и крестьянской семьи. По инициативе крестьянских женщин большие разветвленные семьи стали разделяться. Резко упало число насильственных браков в высших и средних сословиях, искренность чувств становится необходимой в глазах общества. Браки по расчету осуждаются, хотя и терпятся как неизбежное зло. Свадьба по-прежнему пышная, но лишена прежней избыточности. Распространяется американский обычай проводить медовый месяц в путешествиях. Молодожены чаще всего живут отдельно от родителей. Называют супруги друг друга, как и прежде на вы, но уже принято выказывать на людях особую нежность. В это время женщина, живущая лишь для света, становится анахронизмом. Предназначение супруги видят в заботах о воспитании детей. Нередко даже в аристократических семьях женщины сами кормят грудью младенцев, не доверяя их кормилицам. Во многих слоях общества утверждается культ здоровой семьи, большее внимание воспитанию уделяют и отцы. В начале 20 века в кругах многочисленной богемы обычными становятся мимолетные связи, подчеркнуто эпатирующий стиль поведения.

Образование в 19 – начале 20 века

Развитию образования в России придавалось первостепенное значение, с ростом образованности связывали надежды на улучшение нравственности. В петровские времена требовалась прежде всего практическая подготовка, но уже с царствования Екатерины II ценится широкое общее развитие, воспитание прежде всего человека. На протяжении 19 века формы образования совершенствовались, его получали все более широкие слои общества. К началу 20 века многие рабочие и некоторые крестьяне могли обучать детей в гимназиях и реальных училищах. Среднее образование получали и юноши и девушки, но высшее женское образование пробивало дорогу с некоторым трудом. Впрочем, Россия здесь уже не отставала от большинства стран Европы. Для девушек высшего дворянского круга домашнее образование, по качеству нисколько не уступавшее общественному, считалось предпочтительнее. Особое внимание, как и прежде, уделялось манерам, различным совершенствам, как называли занятия искусствами, и рукоделию. В государственных и частных учебных заведениях как средство воспитания применялись розги, но в дворянских семьях телесные наказания в 19 веке уже стали исключительным явлением. Характерно, в этом смысле, замечание бабушки из Детства Л. Н. Толстого, узнавшей, что ее гостья бьет своих детей: Как можно после этого требовать от них благородства? С середины 19 века возникает ряд профессий, подходящих для небогатой образованной девушки: стенографистка, машинистка, телеграфистка, акушерка, учительница.

Буржуазный этикет 19 века. Понятие респектабельности

В отличие от предшествующих столетий этикет 19 века носил буржуазный характер; общепринятые правила поведения, приобретая интернациональный характер, были распространены среди всех слоев обществ. Требования к воспитанному человеку были одинаковыми во всех странах Европы и Америке.

Этикетные формы больше не были связаны с поведением при дворе монарха, а касались всех и были направлены на регламентирование ежедневного бытового поведения каждого, что происходит и в наши дни. Но по сравнению с 20 веком, прошедшее столетие культивировало гораздо более разветвленную систему этикетных норм и установок, касающихся самых мелких деталей личной и социальной жизни человека, в результате чего влияние этикета на частную жизнь индивида было чрезвычайно велико.

И в более ранние эпохи правила поведения третьего сословия отличались от этикета аристократии, но в 19 веке средний класс становится определяющим в обществе и, отвергая аристократические церемонии, создает свои представления о хороших манерах, зачастую не менее жесткие. Знатность происхождения перестает быть столь важной, а богатство еще не дает права на положение в обществе – необходимо было соответствовать некоему поведенческому стереотипу, который лучше всего определяется словом респектабельность. Предполагалось, что мужчина должен всецело стремиться к тому, чтобы собственным трудолюбием и добропорядочным поведением занять подобающее место в обществе, а идеал женщины – стать возможно более достойной женой и матерью, ограничивающей свои интересы семейным кругом, строго следящей за соблюдением своими домашними принятых правил поведения, являя собой пример их выполнения. Стало больше цениться религиозное благочестие, выражавшееся в ежедневных семейных молитвах перед едой и на ночь. Внешнее соблюдение религиозных правил-предписаний дошло до поистине тартюфовского показного благочестия. В этот период появляется фраза ножки надо закрывать даже у рояля, так как упоминание многих частей человеческого тела было строго табуировано, как и упоминание о беременности, рождении ребенка, некоторых предметах туалета, самой невинной взаимной склонности людей противоположного пола и невероятном множестве других вещей, принцип отбора которых обычно недоступен для понимания современного человека.

Правила поведения женщин в 19 веке

Чрезвычайно усложнены были правила поведения женщин и в отношении женщин. Жизнь респектабельной женщины 19 века была окружена системой запретов, сопровождавших ее с младенчества. Так, девушки до замужества не могли есть в гостях, много говорить, демонстрировать свои знания в какой-либо области, зато от них требовалось умение легко краснеть и падать в обморок (что, правда, при существовавшей тогда суровой моде на ношение корсетов было нетрудно). Девушке нельзя было выходить одной куда бы то ни было и оставаться наедине с мужчиной в течение хотя бы нескольких минут, даже если этот мужчина был ее женихом. Она должна была просто одеваться, никогда громко не говорить, не смеяться. Ее родители тщательно следили за кругом ее чтения, знакомств и развлечений. Впрочем, после замужества предписания этикета для женщины становились немногим легче – она по-прежнему не могла принять гостей-мужчин в отсутствие мужа, предпочитала не появляться одна в общественных местах и строжайшим образом следила за своей речью и манерами. Мужчины, в свою очередь, должны были всячески подчеркивать привилегированное положение и благочестие дамы, что выражалось в оказании бесчисленных мелких услуг и существовании таких норм этикета, как обязательное вставание, снятие шляпы перед женщиной, обязанность открывать перед ней двери, помочь сесть, нести все ее вещи от перчатки до дамской сумочки и т. п.

В этот период также усложняется система нанесения взаимных визитов, которые четко регламентировались по значению и времени. Входят во всеобщее употребление визитные карточки, причем многие страницы тогдашних руководств по этикету заполнены правилами оформления и послания карточек на случай свадьбы, рождения ребенка, соболезнования, приезда, отъезда, формального визита, поздравления и т. п.

Также строго регламентировались правила приема гостей, застольные манеры, одежда для определенных случаев, ритуалы приветствия и темы бесед. Лишь неукоснительное выполнение всех этих правил давало человеку возможность быть принятым в своем кругу, каким бы этот круг ни был. Естественно, манеры представителей высшего света и мелких буржуа различались между собой, но только непременное их соблюдение делало человека респектабельным, т. е. уважаемым и полноправным членом общества.

В отличие от предшествующих столетий этикет 19 века носил буржуазный характер; общепринятые правила поведения, приобретая интернациональный характер, были распространены среди всех слоев обществ. Требования к воспитанному человеку были одинаковыми во всех странах Европы и Америке.

Этикетные формы больше не были связаны с поведением при дворе монарха, а касались всех и были направлены на регламентирование ежедневного бытового поведения каждого, что происходит и в наши дни. Но по сравнению с 20 веком, прошедшее столетие культивировало гораздо более разветвленную систему этикетных норм и установок, касающихся самых мелких деталей личной и социальной жизни человека, в результате чего влияние этикета на частную жизнь индивида было чрезвычайно велико.

И в более ранние эпохи правила поведения третьего сословия отличались от этикета аристократии, но в 19 веке средний класс становится определяющим в обществе и, отвергая аристократические церемонии, создает свои представления о хороших манерах, зачастую не менее жесткие. Знатность происхождения перестает быть столь важной, а богатство еще не дает права на положение в обществе – необходимо было соответствовать некоему поведенческому стереотипу, который лучше всего определяется словом респектабельность. Предполагалось, что мужчина должен всецело стремиться к тому, чтобы собственным трудолюбием и добропорядочным поведением занять подобающее место в обществе, а идеал женщины – стать возможно более достойной женой и матерью, ограничивающей свои интересы семейным кругом, строго следящей за соблюдением своими домашними принятых правил поведения, являя собой пример их выполнения. Стало больше цениться религиозное благочестие, выражавшееся в ежедневных семейных молитвах перед едой и на ночь. Внешнее соблюдение религиозных правил-предписаний дошло до поистине тартюфовского показного благочестия. В этот период появляется фраза ножки надо закрывать даже у рояля, так как упоминание многих частей человеческого тела было строго табуировано, как и упоминание о беременности, рождении ребенка, некоторых предметах туалета, самой невинной взаимной склонности людей противоположного пола и невероятном множестве других вещей, принцип отбора которых обычно недоступен для понимания современного человека.

Правила поведения женщин в 19 веке

Чрезвычайно усложнены были правила поведения женщин и в отношении женщин. Жизнь респектабельной женщины 19 века была окружена системой запретов, сопровождавших ее с младенчества. Так, девушки до замужества не могли есть в гостях, много говорить, демонстрировать свои знания в какой-либо области, зато от них требовалось умение легко краснеть и падать в обморок (что, правда, при существовавшей тогда суровой моде на ношение корсетов было нетрудно). Девушке нельзя было выходить одной куда бы то ни было и оставаться наедине с мужчиной в течение хотя бы нескольких минут, даже если этот мужчина был ее женихом. Она должна была просто одеваться, никогда громко не говорить, не смеяться. Ее родители тщательно следили за кругом ее чтения, знакомств и развлечений. Впрочем, после замужества предписания этикета для женщины становились немногим легче – она по-прежнему не могла принять гостей-мужчин в отсутствие мужа, предпочитала не появляться одна в общественных местах и строжайшим образом следила за своей речью и манерами. Мужчины, в свою очередь, должны были всячески подчеркивать привилегированное положение и благочестие дамы, что выражалось в оказании бесчисленных мелких услуг и существовании таких норм этикета, как обязательное вставание, снятие шляпы перед женщиной, обязанность открывать перед ней двери, помочь сесть, нести все ее вещи от перчатки до дамской сумочки и т. п.

В этот период также усложняется система нанесения взаимных визитов, которые четко регламентировались по значению и времени. Входят во всеобщее употребление визитные карточки, причем многие страницы тогдашних руководств по этикету заполнены правилами оформления и послания карточек на случай свадьбы, рождения ребенка, соболезнования, приезда, отъезда, формального визита, поздравления и т. п.

Также строго регламентировались правила приема гостей, застольные манеры, одежда для определенных случаев, ритуалы приветствия и темы бесед. Лишь неукоснительное выполнение всех этих правил давало человеку возможность быть принятым в своем кругу, каким бы этот круг ни был. Естественно, манеры представителей высшего света и мелких буржуа различались между собой, но только непременное их соблюдение делало человека респектабельным, т. е. уважаемым и полноправным членом общества.

 



Информация о работе Описание стереотипов и этикета в буржуазном браке 19 века