Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:52, контрольная работа
Целью работы является рассмотрение общественного морального сознания и его структуры.
Прежде чем приступить к изложению представленной работы, следует определить сущность таких фундаментальных понятий как «этика», «мораль», «нравственность». Этику однозначно можно определить как философскую науку, объектом изучения которой является мораль. Несколько сложнее определить понятия «мораль» и «нравственность». Устойчивых определений этих понятий до сих пор не существует, несмотря на древнюю историю этики.
Введение 3
1. Мораль: сущность, структура, функции 4
2. Общественное сознание: понятие, уровни, виды 7
3. Структура общественного морального сознания 8
Заключение 9
Использованная литература 10
Общественное моральное сознание, носителем которой становится общество, аккумулирует не только и не столько моральную практику граждан - современников, а в значительной мере использует опыт прошлых поколений и исторических эпох, их поиски и достижения. Общественное моральное сознание также структурируется по двум уровням. Основой эмоционально-чувственного его уровня выступают моральные чувства, неотрефлектированные моральные суждения и соответствующие оценочные представления, суждения. Такой уровень сознания и его компоненты отличаются нечеткостью, противоречивостью и связанные с непосредственными потребностями человека, носят более конкретный, объединенный с интересами социальных групп, сообществ, прагматичный, утилитарный характер. Рационально-теоретический уровень общественного морального сознания направлен на решение главных вопросов смысла жизни, имеет четкий, последовательный, рациональный и системный характер. Это по своей сущности - моральная философия, или этика. В моральной деятельности (аспектах) и моральных отношениях реализуются моральные чувства, знание, убеждение, представление людей о моральных ценностях.
Общественное моральное сознание – это, с одной стороны, та среда, в которой формируется индивидуум, с другой – само общественное моральное сознание формируется за счет убеждений и действий отдельных людей, причем между общественным и индивидуальным сознанием нет полного соответствия. Общественное сознание по своей природе исторично, оно включает опыт предыдущих поколений. В структуру общественного морального сознания входит обыденное м.с. и теоретическое м.с. Обыденное моральное сознание – наши повседневные суждения по различным проблемам морали, наши оценки, нравственные чувства. Его суждения отличаются расплывчатостью, противоречивостью, в значительной степени связаны с практическими нуждами. Теоретическое моральное сознание направлено на коренные вопросы человеческого бытия, отличается четкостью, последовательностью, рациональностью и систематичностью. Между обыденным и теоретическим сознанием невозможно провести четкого разграничения, они постоянно взаимодействуют.
Мораль существует не только
в виде сознания. Нравственные чувства
и представления проявляются
в самых разнообразных
Моральное сознание характеризуется универсальност
Общественное моральное
сознание - целостный феномен, где
теоретический уровень
Итак, рассмотрев структуру морального сознания, последуют следующие умозаключения. Моральное сознание порождается потребностью в регулировании общественных отношений и выполняет это свое назначение посредством выработки духовных ценностей, образующих в совокупности идеальную модель должного поведения и отношений. Моральное сознание не является предметно локализованным, ибо любые сферы жизнедеятельности человека - материальное и духовное производство, политика, взаимоотношения между человеком и государством, наука и искусство, быт и личные взаимоотношения между людьми, - все это является объектом его отражения, придавая моральному сознанию характер вездесущности.
Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества. Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.
Мораль зависит от условий
человеческого бытия, сущностных потребностей
человека, но определяется уровнем
общественного и
В структуре общественного сознания обычно выделяются следующие уровни — обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология, а также формы общественного сознания, к которым относятся политическая идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия. То, что общественное сознание выступает в различных формах, придает ему многообразие, многокрасочность, многомерность, свидетельствует о его богатстве. К этому следует добавить, что уровни и формы сознания взаимно пересекаются. Например, идеологический аспект присутствует во всех формах сознания, а в политическом сознании он является определяющим. То же можно сказать и об общественной психологии, которая, так или иначе присутствует в различных формах общественного сознания, придавая им соответствующую эмоциональную окраску.
Лаптева О. И. Профессиональная этика юриста: учебно-методический комплекс для дистанционного обучения / О. И. Лаптева. – Новосибирск: СибАГС, 2006. – 112с.
Бормотова И.М. Моральное сознание личности // : автореф. дис. ... канд. филос. наук. - СПб.: Российская государственная библиотека, 1984. - 16 с.
Вундт В. Этика. Факты нравственной жизни. Философские системы морали. - М.: Либроком, 2011. - 456 с.
Горелов А.А., Горелова Т.А. Этика. - М.: Флинта, 2007. - 416 с.
Горелова Т.А. Доминанты морального сознания и поведения: эволюционный аспект // Человек. 2005. № 6. С. 78-86.
Журавлев А.Л., Юревич А.В. Психология нравственности. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 512 с.
Зарецкая И.И. Основы этики и психологии делового общения. - М.: Оникс, 2010. - 224 с.
Кудряшова М.С. Политика и мораль в современной России: гуманистическая альтернатива // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2010. № 2. С. 14-21.
Мильдон В.И. Индивидуализм и эгоизм (введение в современную этику) // Вопросы философии. 2008. № 6. С. 43-55.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Оникс, 2011. - 736 с.
Парамонова С.П. Динамика морального сознания. - Пермь: ПГТУ, 1997. - 223 с.
Седова Н.Н. Все законы когда-то были нормами морали, но не все моральные нормы становятся законами // Биоэтика. 2009. № 1. С. 37-42.
Сидоренко Ю.И. Философия морали :новый подход. - Кострома: Изд-во Костромской ГСХА, 2005. - 464 с.
Скворцов А.А. Этика. - М.: Юрайт, 2011. - 320 с.