Общение как обмен информацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:35, реферат

Описание работы

Когда говорят об общении как об обмене информацией, подразумевают коммуникативную сторону общения. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и пр. Все это можно рассматривать как информацию.
Если говорить об обмене информацией, то это активный процесс работы человека над информацией. Когда мы высказываем мысль, мы не только формулируем ее, облекаем в слова, но формируем, уточняем, развиваем.

Работа содержит 1 файл

Деловая Этика реферат!.docx

— 19.27 Кб (Скачать)

Государственный университет «  Технологии и Дизайна» 
 

Институт  экономики и бизнеса 
 
 
 

                                          РЕФЕРАТ

                                по курсу: деловая  этика

                 тема: общение как  обмен информацией 
 
 

                                                                     Работа выполнена

                                                           студенткой 1 курса  47 группы

                                                               дневного отделения

                                                            Блохиной Анастасией  
 
 
 

Санкт-Петербург 

2011г. 
 
 

Когда говорят  об общении как об обмене информацией, подразумевают коммуникативную сторону общения. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и пр. Все это можно рассматривать как информацию.

Если говорить об обмене информацией, то это активный процесс работы человека над информацией. Когда мы высказываем мысль, мы не только формулируем ее, облекаем в слова, но формируем, уточняем, развиваем.

Допустим: радость, переданная, другу – становится удвоенной радостью, а горе –  половинным.

Во-первых, общение  нельзя рассматривать как отправление  информации или как прием ее, потому что в отличие от простого движения информации, здесь мы имеем дело с отношением двух людей, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности.

В коммуникативном процессе происходит не только “движение информации”, но и активный обмен ею. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации, при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен информацией обязательно предполагает воздействие на партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного человека на другого.

В-третьих, коммуникативное  влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда  оба участника общения обладают единой системой кодирования. Но, даже зная значения одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. Причиной могут быть социальные, политические, возрастные особенности человека. 
В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует единое понимание ситуации общения, вызванное различиями между партнерами.

Различия  могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные и т.п. С другой стороны, барьеры могут  носить и чисто выраженный психологический  характер, возникая или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся, или в силу сложившихся  между ними особого рода психологических  отношений.

Вербальная  коммуникация. Речь 
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный — от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения.

Речь —  это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством  языка; речь — это язык в действии…  Точнее, речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого  человека, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования  мышления.

Таким образом, речь — особая и наиболее совершенная  форма общения, свойственная только человеку.

В речевом  общении участвуют две стороны  — говорящий и слушающий.

Говорящий отбирает слова, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики и произносит их благодаря артикуляции органов речи. Слушающий воспринимает речь, так или иначе понимает высказанную в ней мысль. Ясно, что у того и другого должно быть что-то общее, должны быть одинаковые средства и правила передачи мысли.

Таким общим  средством и системой правил является тот или иной национальный язык.

Итак, речь —  это вербальная коммуникация, т.е . процесс общения с помощью языка.

Наиболее  простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы.

Вторая разновидность  устной речи — монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому  или многим лицам, слушающим его. Это рассказ учителя, доклад и  т.д. 
Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной. Она возникла как результат потребности между людьми, разделенными пространством и временем.

Невербальная  коммуникация.

В невербальной коммуникации вся совокупность средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, передача  эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

И. Атватер отмечает, что обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

  • удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;
  • страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;
  • гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;
  • отвращение — брови опущены вниз, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;
  • печаль — брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;
  • счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Жесты, позы, походка и т.д. также несут при  общении много информации. В языке жестов, как и в речи, есть свои слова и предложения. Для примера приведем некоторые виды жестов, которые часто возникают при общении:

  • жесты оценки — почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др.
  • жесты уверенности — соединение пальцев в купол; раскачивание на стуле;
  • жесты нервозности и неуверенности — переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем как на него сесть и др.;
  • жесты самоконтроля — руки заведены за спину, одна при этом зажимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник и др.;
  • жесты ожидания — потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
  • жесты отрицания — сложенные на груди руки; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.
  • жесты расположения — прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
  • жесты доминирования — жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;
  • жесты неискренности — “прикрытие рукой рта”; “прикосновение к носу” как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника; бегающий взгляд и др.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они играют большую  вспомогательную (а иногда и самостоятельную) роль в коммуникативном процессе.

Системы невербальной коммуникации могут не только усиливать  или ослаблять вербальное воздействие, но и помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией между людьми.

Информация о работе Общение как обмен информацией