О романтике в современном жизни и искусстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 01:02, реферат

Описание работы

Влияние романтизма на литературу. Пагубное влияние современного общества на романтику и все ее ценности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………...3
1.Романтика, романтизм как состояние и переживание души. Влияние романтизма на литературу………………………………………………………………………………………..4
2. Пагубное влияние современного общества на романтику и все ее ценности. А как же «Любовь»? .....................................................................................................................................5
Вывод……………………………………………………………………………………………..8
Список литературы………………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Основы эстетики доклад.docx

— 35.53 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  «МАМИ»

Факультет автоматизации и управления

Кафедра философии и психологии 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Основы Эстетики»

на тему «О романтике в современном жизни и искусстве» 
 
 

Выполнил  студент группы 3-Эстк-12

очного отделения

Власовой  Анны Андреевны  
 

Проверил  ст. преподаватель

Жданов  Сергей Геннадьевич 

______________________________

(зачтено  / не зачтено) 
 
 

Москва, 2011 г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………………...3

1.Романтика, романтизм  как состояние и переживание души. Влияние романтизма на литературу………………………………………………………………………………………..4

2. Пагубное влияние современного общества на романтику и все ее ценности. А как же «Любовь»? .....................................................................................................................................5

Вывод……………………………………………………………………………………………..8

Список литературы………………………………………………………………………………9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм- называется романтизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора. Романтизм стиль творчества и мышления, широко распространившийся в пер. пол. 19 в. и остающийся одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей нашего времени. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.  
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает. В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм – в XVIII, Романтизм и Академизм – в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.  
   Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и постимпрессионизм, и символизм, и фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.
 
 
 
 

Романтика, романтизм  как  состояние и переживание  души. Влияние романтизма на литературу.

Мироощущение или умонастроение, в котором ведущую роль играют лирические и драматические эмоции, мечты, идеалы и душевный подъем это и есть романтика. Романтика может быть связана с недовольством реальным и заурядным, с культом исключительного, с тягой к природным стихиям, к борьбе и подвигу, но может воплощаться в идеализации реального, в элегической или идиллической мечтательности. Как было уже выше сказано Романтизм – направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора. Романтизм творческий метод в литературе и искусстве, сложившийся в конце XVIII - начале XIX в. Русский романтизм, начавшись с Жуковского, расцвел в творчестве многих других писателей: К. Батюшкова, А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского, Ф. Тютчева, В. Одоевского, В. Гаршина, А. Куприна, А. Блока, А. Грина, К. Паустовского и многих других. В основе романтического метода лежат общие принципы: субъективная позиция писателя по отношению к изображаемому; стремление не столько к воссозданию, сколько к пересозданию действительности, что обуславливает использование в произведениях Р. фантастики, гротеска, символики, условности и т. п. 
Романтизму свойствен не только отказ от реального мира, от обыденности, но и интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному (действие поэм Дж. Байрона1 и А.С. Пушкина разворачивается в южных странах и в странах Востока, баллад В.А. Жуковского - в фантастическом, вымышленном мире, часто поэты-романтики переносят действие своих произведений в прошлое). Ведущая черта Романтизма - трагическое двоемирие, переживание разлада с действительностью: романтический герой осознает несовершенство мира и людей и в то же время мечтает быть понятым и принятым ими. Время распространения - конец XVIII — первая половина XIX в.Романтизм раскрыл необычайную сложность, противоречивость внутреннего мира человека. Для романтиков характерен интерес к сильным и ярким чувствам, человеческим страстям. Поэтому для романтизма так важна защита свободы - права человека на индивидуальные переживания и поступки. Новым в романтизме стало и отношение к природе. Если классицизм природа интересовала как пример изначального порядка, а сентиментализм - как пример добротедетельной жизни, то для романтиков природа, во всех её хаотических и подчас жестоких проявлениях, представляла символ абсолютной свободы.

                                                                                           "Есть наслаждение и в дикости лесов, 
                                                                                            Есть радость на приморском бреге, 
                                                                                            И есть гармония в сем говоре валов, 
                                                                                            Дробящихся в пустынном беге."

- писал  поэт К.Н. Батюшков2. Пушкина3 "Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю...". Ощущение различий между идеалом и действительностью приобретает в романтизме необычайную остроту и напряжённость, что составляет основу так называемого романтического двоемирия. При этом в творчестве одних романтиков преобладала мысль о господстве в жизни непостижимых и загадочных сил, о необходимости подчиняться судьбе (Шатобриан, В.А. Жуковский). В творчестве других (например, Байрон, А. Мицкевич, ранний А.С. Пушкин) преобладали настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла. Писатель-романтик не удовлетворен будничной, серой жизнью, окружающей каждого из нас, т. к. эта жизнь скучна, полна несправедливости, зла, безобразия... Ничего в ней нет необыкновенного, героического. Писателя-романтика могут привлекать далекие, экзотические страны и народы, со своими обычаями, образом жизни, понятиями чести и долга. Особенно притягательным для русских романтиков был Кавказ. Романтики любят горы и море - ведь они возвышенны, величественны, непокорны, и под стать им должны быть люди. Романтизм – это мистическая песнь ветра и деревьев, это сокровенные переживания и возможность удержать невозможное. Именно за это я и люблю романтиков – за то, что они не ограничивали возможности человека и подарили ему крылья.

Пагубное  влияние современного общества на романтику  и все ее ценности.

     Романтическому человеку очень тяжело себя реализовать в нашем современном обществе. Отсутствие отдачи порождает равнодушие, в конечном счёте, апатию и замкнутость в своём микромире. А это - страшнее всего: в таких условиях человек не живёт, а лишь существует. Равнодушие - болезнь, поражающая человеческую личность. А как быть, если этой самой личности нет или она ещё не сформировалась? 
Согласно опросам в нашей стране в целом считают себя удовлетворенными своей жизнью 34% опрошенных,  а 31% собственной жизнью совершенно не удовлетворены. Каждого четвёртого гражданина в возрасте 14-35 лет не устраивает его жизнь, каждый пятый не верит, что современная молодёжь способна возродить свою страну. Вместе с тем развиваются ксенофобия, недоверие к людям, антисемитские настроения, растёт преступность и агрессия, повышается количество самоубийств, причина которых - отсутствие смысла в жизни. Эти факты и цифры говорят сами за себя. И не нуждаются в подробных пояснениях, одновременно являясь серьёзным поводом для раздумий. 
Как же получается так, что столь много потенциально успешных людей так бездарно и бесполезно проживают свою жизнь, тратят драгоценное время на тот труд или работу,                       которые их не интересуют? В чем причина? 
Причина - в тотальном равнодушии, пассивности современного общества. А ведь в наше время самобытность и индивидуальность ценны, пожалуй, даже в большей степени, чем когда-либо раньше. Увы, это именно те качества, которых современной молодёжи просто-таки катастрофически не достаёт! Быть как все, быть стадом - вот что модно сейчас. Те же, кто, так или иначе, выделяются из толпы, подвергаются гласному или, реже,      негласном осуждению окружающих. 
Почему же современную молодежь так тянет следовать за большинством в погоне за модой? Неужели же ни у кого нет собственной головы на плечах? Есть. Но об этом пред-почитают помалкивать. Ведь, что, в первую очередь, руководит человеком в течение всей его жизни, что делает её полноценной и насыщенной? В основе всего - общение. А, чтобы найти себе друзей, общаться с окружающими, вольно или невольно необходимо принять условия той или иной группы людей, стать в ней своим. И будет большой удачей, если ценности этой компании, группы, совпадают с твоими ценностями. Если же нет - приходится ломать, перекраивать самого себя. Эгоизм, цинизм, высокомерие, поверхностность - качества, порождённые равнодушием. Вместе с тем духовная культура остаётся на низком уровне, постепенно стирается грань между благородным, истинно ценным и пошлым.
 

А как же «Любовь»?

А как  же «любовь»? Она является синонимом  романтике и неотъемлемой частью ее. Любовь между людьми – одна из абсолютных реальностей человеческой природы. Любовь является полной противоположностью Эго человека; она пришла в этот мир задолго до его появления  и останется там после того, как Эго его покинет. Любовь –  это что-то (или кто-то) живущее  у меня внутри. Любовь – это сила, действующая изнутри и позволяющая  Эго смотреть на себя со стороны, считать  свою принадлежность к человеческому  роду некоторой ценностью, которую  следует оберегать, а не использовать. Любовь – это не действие, а состояние  бытия, отношение, привязанность к  другому земному человеку, идентификация  с ней или с ним, которая  просто возникает у меня внутри независимо от моих стремлений и желаний. Это  состояние бытия может выражаться в том, что я делаю, как я  отношусь к людям, но его нельзя свести до уровня «действия» или поступка. Это внутреннее чувство. Гораздо  чаще, чем мы это себе представляем, любовь действует как божественная алхимия, если мы следуем совету шекспировской  Корделии: «Люби и храни молчание»4. Независимо от нашего мнения любовь оказывается такой, какой ей следует быть. Неважно, сколько собственных моделей или какую часть своей личности мы вкладываем в понятие «любовь», все равно она сохраняет свой неизменный характер. Ее существование и ее природа не зависят от моих иллюзий, моих мнений и моих притворств. Любовь отличается от тех ожиданий, к которым привела меня моя культура, от желаний моего Эго, от сентиментальной темы и опустошающих страстей, о которых меня научили мечтать. Но любовь оказывается реальностью, она становится тем, что я из себя представляю, а не тем, чего требует мое Эго. Это о любви нам нужно знать. Иначе мы никогда не сможем честно взглянуть на то, как мы себя обманываем. Иногда люди говорят: «Не заставляй меня разрушать свои иллюзии, иначе у меня ничего не останется!» Нам кажется, что любовь – это «дело рук человеческих», словно мы изобретаем и выдумываем по собственному желанию. И хотя романтическая любовь оказывается не такой, как мы думали, остается земная любовь, которая нам присуща, и эта любовь будет с нами даже после того, как исчезнут все наши проекции, иллюзии и выдумки. Человеческая любовь настолько омрачена чрезмерными страданиями и переживаниями романтизма, что мы лишаемся возможности относиться к ней так, как она того заслуживает. И мы с трудом понимаем, что должны ее искать, отправляясь в странствие. Но в процессе осознания характерных черт и свойств любви мы начинаем находить любовь в самих себе. Она открывается в наших чувствах, в спонтанном потоке тепла, направленного на другого человека, в маленьких и едва заметных «привязанностях», составляющих скрытую ткань нашей повседневной жизни.

   Существующая внутри нас сила- это любовь, которая утверждает ценность другого человека, принимая его таким, какой он есть. Земная любовь утверждает личность, которая действительно существует, а не идеал, который мы хотим представить, и не проекцию, рожденную в нашем воображении. Любовь – это внутренний бог, который открывает нам глаза на красоту, ценность и содержательность другого человека. Любовь заставляет нас ценить личность как единую, индивидуальную самость, а это означает, что мы принимаем и негативную, и позитивную стороны личности, и несовершенства, и достоинства. Когда человек по-настоящему любит другого человека, а не проекцию, он любит и тень этого человека. Один человек целиком принимает другого человека. Подлинная любовь начинается лишь с того момента, когда один человек стремится узнать другого, понять, что он собой представляет как обыкновенный, земной человек, начинает его любить именно в этом качестве и заботиться о нем. 
      ...Быть способным на настоящую любовь – значит стать зрелым, имея реалистичные ожидания в отношении другой личности. Это означает принимать на себя ответственность за собственное счастье и горе, никогда не ожидать того, что нас осчастливит другой, и не возлагать на него вину за свое плохое настроение и бездеятельность.

Сконцентрировавшись на собственных проекциях, мы сосредоточены  на себе. И та страсть и любовь, которую мы чувствуем при наличии  своих проекций, является рефлексивной, возвращенной любовью к самому себе. И опять мы сталкиваемся с парадоксом романтической любви. Он заключается в том, что нам следует любить свои проекции, а потому – любить самих себя. В романтических отношениях любовь к самому себе совершенно искажена. Она становится эгоцентричной, теряя свою индивидуальную природу. Но если мы научимся искать ее на нужном уровне, любовь к себе станет истинной и крепкой. В ней сосредоточен второй великий поток энергии, который питает романтическую любовь – архетипического спутника земной любви, второе лицо Эроса. 
      Нам следует относиться с почтением к тем частям своего бессознательного, которые мы проецируем вовне. Когда мы любим свои проекции и преклоняемся перед романтическими идеалами и фантазиями, мы тем самым утверждаем бесценную сущность своего целостного Я. Вся суть в том, чтобы, любя себя, не впасть в эгоизм. Понимаемая именно так, любовь к себе может быть также названа божественной, ибо в ней раскрываются наши поиски конечного смысла жизни, искания души, открытие Бога. Такое понимание любви выражено в изречении Климента Александрийского5: Таким образом, оказывается, что важнейшей среди всех наук является познание себя, ибо, если человек познает самого себя, он познает Бога. Изъян романтической любви не в том, что мы себя любим, а в том, что делаем это не так, как следует. Пытаясь поклоняться бессознательному через романтические проекции на окружающих, мы не замечаем реальности, скрытой за этими проекциями. Мы не видим очевидного факта, что ищем самих себя. Спасение любви из трясины начинается с изменения отношения к внутреннему миру. Нам следует пробудить от сна свой внутренний мир. Мы должны испытать и познать «любовь к себе» как внутреннее ощущение. Только тогда наступит черед снова устремить взгляд на внешний мир, на земных людей и на те отношения, которые мы с ними строим, ибо мы должны постичь законы земной любви.

Информация о работе О романтике в современном жизни и искусстве