Нравственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:25, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть понятие нравственных ценностей и их роль в современном обществе.
В целом слова о нравственных ценностях раскрывают перед нами свод общественных условий, прав, свобод и обязанностей личности, рекомендуемых для воспитания соответствующего гражданского мировоззрения и нравственных устоев.

Работа содержит 1 файл

Нравственность.docx

— 69.30 Кб (Скачать)

 

 

 

Послесловие

Сегодня человечество вновь находится на грани нарушения  безопасности своего культурного бытия. Глава «О нравственности» отражает важнейшие основы жизни личности, стремящейся к духовному развитию своего гуманистического естества. Проникнув  в мир нравственного совершенства, мы начинаем понимать, что любая  уступка тёмной стороне человеческого  эгоизма немедленно оборачивается  массовой трагедией кровопролитных столкновений, войн и революций. Потерянность молодёжи, эгоизм, всеобщая праздность и безразличие к социальным проблемам  общества со стороны властьимущих – это очень опасный симптом. И сегодня, когда отчётливо видно, что процесс образования и научных изысканий, правовой практики и производства всё в большей и большей степени теряют согласные и мировоззренческие черты, пришло время сказать слово о доброй воле и озаботиться проблемой выживания людей. Многие части этой главы будут использованы мною для создания «Нравственного кодекса петербуржца», в написании которого в настоящее время мне посчастливилось принять участие. Думаю, эта инициатива станет достойным документом, отвечающим высоким нравственным качествам жителей града Святого Петра.  
 
Духовность и нравственные ценности сегодня – самые востребованные явления бытия. И всё же им нет места в жизни большинства людей. Нет места, потому что люди не видят их целительной способности помочь нам решить миллионы социальных проблем. Сегодня о социальной ответственности и значимости говорят даже в дошкольных учреждениях. Говорят, пишут, провозглашают и всё же ничего не происходит. Наоборот, с каждым словом о нравственности встаёт ещё большая стена непонимания и отчуждения от политики доброй воли. Словно мы получили прививку от добра и поэтому, чем больше мы в нём нуждаемся, тем сильнее мы протестуем и ненавидим всё то, что говорит нам о духовных основах бытия. Мы – это человечество, извергающее на головы своих детей тонны, гигабайты и часы безнравственной, растлевающей информации. Безразличие – вот главный девиз наших дней, объявший не только общество, но и наше личное самосознание и волю. Сложно помочь сразу всему человечеству. Проще рассмотреть собственную жизнь и помочь хотя бы одному человеку. Пусть это будете – Вы мой уважаемый, читатель, мой единомышленник и соратник в деле нравственного просветительства и явления доброй воли. Начнём с себя, именно этот путь не принесёт никому страданий и насилия, но явит всем надежду на изменение к лучшему, на пробуждение доверия и согласия между людьми.  
 
Хочется сказать ещё несколько слов о тех, кто помог написать эту главу о нравственных ценностях. Вдохновителем, требовательным человеком, считающим нравственность основой своей жизни и не терпящим компромиссов, стал Алексей Дмитриевич Панько. Человек сложной судьбы, смело отстоявший своё право на явление доброй воли и творчества. Не малую долю успеха явления этого нравственного труда принёс мой друг и соратник Владимир Владимирович Залыгин и его отец, ставшие добровольными соредакторами. Я искренне благодарю этих людей за их сердечный труд, ставший сегодня достоянием тысяч людей.  
 
Прочитав эти строки, эту книгу и оторвавшись от неё, помните о том, что добрая воля живёт в каждом из вас, в каждом человеке. Ваша жизнь, образ мысли, дела, прошлое и настоящее – всё это важно для тех, кто ещё не нашёл самих себя, свой путь в мир духовного служения и самореализации. Впрочем, если вы сами ещё плутаете в размышлениях, в научных знаниях, в чужих советах, в замысловатых рекомендациях, в выгодах и желаниях, то попробуйте остановиться, отдышаться и оставить пережитое и взглянуть на свою жизнь по-новому. Доверьтесь вашей доброй воле, тому свету, который горит в вашем сердце и прошлое оставит вас, оно растает словно дурной сон, отпустив вас в духовное, живое настоящее. Друзья, смелее, добро пожаловать в мир Доброй Воли и Свободы!

 

Глоссарий

Воспитание – процесс привития личности нравственных ценностей, посредством пробуждения доброй воли и формирования гуманистического и гражданского мировоззрения.  
Целью воспитания является социализация и гармонизация личности.  
 
Гармония – качество бытия, соответствующее высшему совершенству материальных, душевных и духовных явлений.  
Отражает переживание личностью духовного эмоционального состояния реализованности и счастья.  
 
Гражданское самосознание – сопереживание личной ответственности за нравственное и правовое совершенство общественных отношений в государстве и мировом пространстве, выраженное в жизненном укладе и мировоззрении человека.  
Формируется посредством воспитания нравственных качеств личности через образовательный процесс усвоения культуры, доброй воли и правовых основ общества. Реализация этой формы самовыражения человека осуществляется через активность в соблюдении гражданских законов и моральных правил, посредством явления своего нравственного совершенства. Важнейшими качествами гражданского самосознания личности являются: совесть, добрая воля, доверие, патриотизм, образованность, служение гражданским, культурным и духовным идеалам.  
 
Гражданские ценности – совокупность прав, свобод и обязанностей личности в обществе.  
Состоят из совокупности личностных, семейных и правовых ценностей.  
 
Гуманизм – качество мировоззрения личности, являющее согласие и гармонию в отношениях с людьми и природой.  
 
Демократия – общественное управление, основывающееся на доброй воле и нравственном совершенстве каждой отдельной личности.  
Представляет высший уровень общечеловеческой культуры, основывающейся на возможности свободной творческой самореализации личности в служении обществу. Часть культурных ценностей.  
 
Добровольчество - явление доброй воли человека, выраженное в свершении бескорыстного труда, с целью оказания запрашиваемой помощи нуждающимся, государству, обществу.  
 
Доброта – явление личностью любви к людям, миру, природе.  
 
Духовное самосознание – способность различать в бытии, даре жизни и природе пути служения добру, согласию, любви, гармонии и следование им.  
Часть духовных ценностей.  
 
Духовные ценности – совокупность нравственного, гуманистического и творческого опыта человечества, выраженного в позитивном мышлении и служении идеалам веры и добра.  
 
Интеллигент – личность, являющая посредством своего образа жизни нравственность и любовь к людям, ставящая социальное, культурное и духовное процветание общества выше собственных интересов.  
 
Культура общества – часть культурных ценностей, совокупность социальных, этических и эстетических достижений общества.  
 
Культурные ценности – совокупность знаний, навыков, опыта, творческого наследия, искусства, эстетики, этических и этнических традиций, определяющих законы, мораль, обычаи, нравы, идеалы и формы социального, правового и творческого самоопределения общества.  
 
Личностные ценности – нравственные критерии, являющие основу мировоззрения и определяющие индивидуальность личности.  
Часть гражданских ценностей.  
 
Любовь - явление Высших духовных сил, устремляющих личность к сотворению совершенства.  
Целью любви является созидание жизни, красоты, гармонии и согласия.  
 
Нравственность – совокупность воплощения в человеческом характере добродетелей, происходящая через наше постоянное и неотступное следование голосу совести.  
 
Образование – процесс передачи знаний, умений, навыков и культурного потенциала общества от поколения к поколению, основывается на сохранности и преемственности духовных ценностей.  
Часть культурных ценностей.  
 
Одухотворенность – явление личностью Высших духовных сил посредством своего образа жизни.  
 
Основа общества – человеческая личность и совокупность её физических, психических, разумных, культурных и духовных качеств.  
 
Патриотизм – элемент мировоззренческого самоопределения личности, выражающийся в любви к отечеству.  
Часть гражданских ценностей.  
 
Подвижничество – стремление личности к посвящению своей жизни восхождению в высшее сокровенное духовное начало, тем самым, являя миру нравственность, духовный подвиг и святость своих побуждений, образа жизни и мировоззрения.  
Духовное совершенство позволяет передать индивидуальный нравственный опыт обществу, определяемый в образе мудрости. Часть духовных ценностей.  
 
Политика – процесс объединения, воссоединения и согласовывания в единое целое множества социальных течений, субъектов или мировоззрений с целью сотрудничества и взаимодействия.  
 
Правовые ценности – свод законов и правил, определяющих нравственные и моральные нормы жизни гражданина.  
Являются основой социальной безопасности общества. Часть гражданских ценностей.  
 
Просвещение – совокупность образовательных процессов, формирующих нравственное мировоззрение и сознание личности посредством воспитания разума, души и духовного потенциала.  
 
Семейные ценности – уклад жизни семьи и поведение её членов.  
Являются необходимым условием для нравственной жизнедеятельности человека, преемственности поколений и построения гражданского общества и государства. Часть гражданских ценностей.  
 
Совесть – явление врождённого сознания личности, утверждающего добро и противостоящее злу в мотивации поступков, мыслей и переживаний.  
Основа совести – честность, важнейшая составляющая – доброта.  
 
Сознание – качество разумного бытия личности, отражающее способность отделять добро от зла, а истину от лжи с целью ведения нравственного образа жизни.  
 
Социализация личности – воспитание разумных, душевных и духовных качеств человека в способности соответствовать гражданским нормам и правилам поведения.  
 
Толерантность – доверие и способность находить согласие с мировоззрением и культурой окружающих людей.  
Часть культурных ценностей.  
 
Экономика – знание о гармонии социальных процессов Бытия.

 

В центре духовных исканий  многих философов и богословов, писателей  и педагогов находятся проблемы нравственные. Так или иначе, они выходят на рассмотрение вопросов добра и зла, счастья и смысла жизни, справедливости.

В этом нетрудно убедиться, обратившись к сочинениям Платона и Сенеки, Августина или Абеляра, И. Канта или А. Шопенгауэра, Ф. Достоевского или Л. Толстого, Вл. Соловьева или А. Камю. Перечень имен можно продолжить до «бесконечности». И это вполне естественно. Именно моральное сознание устремлено к самой сути человека, к вечным проблемам его существования. Именно моральные ценности в конечном счете утверждаются или низвергаются в самых различных видах деятельности. В значительной степени от уровня нравственной культуры зависит успех или неуспех тех или иных социальных преобразований, их направленность. О последнем очень хорошо свидетельствуют те трудности, просчеты, с которыми сталкивается проводимая с 1992 года социально-экономическая реформа.

Уровень нравственности личности и общества в целом зависит  от многих факторов. Но не в последнюю  очередь — от нашей нравственной просвещенности, от нашей осведомленности о перипетиях нравственных отношений.

Цель данной работы –  рассмотреть понятие нравственных ценностей и их роль в современном  обществе.

 

Понятие морали (нравственности)  

 

Человек рождается  как моральное существо. Не слепые биологические побуждения, а нравственность становится для него той силой, которая упорядочивает поступки, страсти и мысли.

Мораль, или нравственность (что одно и то же), — это совокупность норм, ценностей, идеалов, установок, которые регулируют человеческое поведение и являются важнейшими составными культуры. Особенностью морали является то, что для своего успешного действия она должна быть глубоко усвоена человеком, должна «войти в его душу», стать частью внутреннего мира. Человек морален только тогда, когда нравственное поведение становится органичным для него, и ему не нужен надсмотрщик, который проверяет и понукает. Поскольку моральный аспект есть у любых человеческих действий и отношений (кроме чисто технических), постольку в любой сфере жизни мы сталкиваемся с моралью как «внутренним голосом» человека, который помогает ему нравственно вести себя в самых различных ситуациях.

Моральная регуляция  носит оценочно-императивный характер, это значит, что мораль всегда оценивает и повелевает. Она велит поступать согласно добру и запрещает следовать злу, поощряет доброе, справедливое поведение и светлые благожелательные мысли, а осуждает злодеяния и дурные темные страсти.

В центре морали стоит соотношение должного и сущего. Мораль всегда показывает нам сущностно необходимый порядок вещей, идеальное положение дел, то, к чему мы обязаны стремиться. Животные не ведают идеалов, они следуют заданному стереотипу, а человек — существо открытое, незамкнутое, и он всегда устремлен к признанным в культуре образцам и идеалам, постоянно соотносит себя с ними, нередко осознавая свое фактическое несовершенство. «Я не такой, как нужно, но я стану таким!» — сказать так может только представитель рода Хомо сапиенс.

Мораль оказывается возможной  потому, что человек, живущий в  культуре и общающийся с себе подобными, обладает самосознанием. Он отделяет себя от мира, обладает чувством «я», переживает себя как целостность, отличную от всего иного. Только такой суверенный субъект способен определенным образом относиться к своим поступкам, чувствам и мыслям, оценивать их, брать на себя ответственность за совершенное. Самосознание дает людям понимание их смертности, конечности, и это тоже способствует моральной рефлексии, ибо осознаваемая смерть — это тот рубеж в будущем, до перехода через который надо успеть стать на путь добра. Смерть имеет обязывающее значение — она обязывает к непрестанному моральному усилию ради других людей, ради совершенствования собственной души и ради торжества высших начал в мире.

Моральность человека тесно связана с его способностью к свободному выбору. Он выражается прежде всего в умении людей дистанцироваться от эгоистических материальных и физиологических нужд, дабы подчинить поступки нравственным правилам и принципам. Людям дано не просто «переживать» некий опыт, но и морально относиться к своему переживанию, например, подавлять свой страх и поощрять храбрость. Свободный выбор — это выбор, освобожденный от неотвратимого влияния внешних и внутренних обстоятельств, это акт личного решения, выражение индивидуальности субъекта.

В нравственной жизни должны быть определенные авторитетные ориентиры — Высшие Ценности, которые и цементировали бы, направляли нравственную жизнь общества и личности, были бы своеобразным компасом в повседневном моральном творчестве. То, что моральное поведение представляет собой не механическое исполнение какого-то набора предписаний, легко обнаруживается в повседневном общении людей. Одних мы встречаем с улыбкой, а других — подчеркнуто сухо, холодно.

Что же можно  отнести к Высшим Ценностям? Очевидно, саму человеческую жизнь, которая ассоциируется с гармонией, порядком, свободой, а противоположное — смерть — с несвободой, разложением, дисгармонией. Конечно, стоит задуматься над замечаниями тех философов, которые осуждают малодушие, предательство, подлость, при помощи которых некоторые люди пытаются в экстремальных ситуациях сохранить себе жизнь. Однако следует признать, что подобные ситуации — скорее те исключения, которые подтверждают правило.

Таким образом, в  морали наряду с самыми разнообразными нормами существует слой высших ценностей — жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой человеческой личности. Следует подчеркнуть, что именно Высшие Ценности наполняют нашу повседневную жизнь полнотой и духовностью, особым смыслом. Под духовностью следует понимать стремление человека соотнести свое конечное во времени и пространстве существование с Вечностью, выйти за границы своего бытия. Именно эти устремления наполняют нравственную жизнь высоким смыслом, а саму мораль выводят за рамки упрощенных представлений, предохраняют от сведения ее к набору простейших правил поведения.

Добро как ключевая нравственная ценность  

 

При употреблении понятия  нравственность речь идет об отношениях людей друг к другу. И не о любых  межчеловеческих отношениях, а о  тех, в которых выявляются “добро”  и “зло”. Какие бы мы ни взяли  понятия, отношения, действия в сфере  морали, нравственности, - все они, так  или иначе, имеют в своей основе способность человека различать  добро и зло. Большинство отношений  в сфере морали это и есть конкретные модификации проявлений добра и  зла в разных сторонах жизни. Честность - это явно добро, а нечестность - зло. То же самое со справедливостью  и несправедливостью, порядочностью  и непорядочностью, милосердием  и жестокостью, и т. д. Стыд, совесть выражают то, что человек ощутил (осознал) значение своего отклонения от линии добра. Зло не является ценностью, а вот добро часто, и видимо правильно, считается ключевой нравственной ценностью. Добро не как абстракция, а как отношение, реализуемое в мыслях, чувствах, намерениях и действиях людей.

Другие нравственные ценности не просто связаны с добром, но почти  все (во всяком случае основные) лишь модифицируют его как особое межчеловеческое отношение. Ведь быть нравственным это и значит быть прежде всего добродетельным, то есть направленным (и в намерении и в действии) к добру. Добродетелен тот, кто намерен делать и делает добро, реализует его в своем отношении к другим людям. Добро может реализоваться и через честность, правдивость, и через ответственность, порядочность, милосердие, совестливость.

И в любой из его модификаций  добро может быть и бывает значимым, полезным. Оно полезно, во-первых, для того, в отношении к кому реализуется. Во-вторых, что осознается не сразу, добро полезно и для того, кто его делает. И потому, что доброе отношение может вызывать такое же ответное. И потому, что даже безответно творимое добро способно согревать душу творящего. И потому, что именно добрые отношения и дела явно приносят пользу обществу, в котором живет человек. Вся этика утилитаризма построена, исходя из представлений о полезности, разумности осуществления добра.

Информация о работе Нравственность