Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:25, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотреть понятие нравственных ценностей и их роль в современном обществе.
В целом слова о нравственных ценностях раскрывают перед нами свод общественных условий, прав, свобод и обязанностей личности, рекомендуемых для воспитания соответствующего гражданского мировоззрения и нравственных устоев.
Послесловие
Сегодня человечество
вновь находится на грани нарушения
безопасности своего культурного бытия.
Глава «О нравственности» отражает
важнейшие основы жизни личности,
стремящейся к духовному
Духовность и нравственные ценности сегодня
– самые востребованные явления бытия.
И всё же им нет места в жизни большинства
людей. Нет места, потому что люди не видят
их целительной способности помочь нам
решить миллионы социальных проблем. Сегодня
о социальной ответственности и значимости
говорят даже в дошкольных учреждениях.
Говорят, пишут, провозглашают и всё же
ничего не происходит. Наоборот, с каждым
словом о нравственности встаёт ещё большая
стена непонимания и отчуждения от политики
доброй воли. Словно мы получили прививку
от добра и поэтому, чем больше мы в нём
нуждаемся, тем сильнее мы протестуем
и ненавидим всё то, что говорит нам о духовных
основах бытия. Мы – это человечество,
извергающее на головы своих детей тонны,
гигабайты и часы безнравственной, растлевающей
информации. Безразличие – вот главный
девиз наших дней, объявший не только общество,
но и наше личное самосознание и волю.
Сложно помочь сразу всему человечеству.
Проще рассмотреть собственную жизнь
и помочь хотя бы одному человеку. Пусть
это будете – Вы мой уважаемый, читатель,
мой единомышленник и соратник в деле
нравственного просветительства и явления
доброй воли. Начнём с себя, именно этот
путь не принесёт никому страданий и насилия,
но явит всем надежду на изменение к лучшему,
на пробуждение доверия и согласия между
людьми.
Хочется сказать ещё несколько слов о
тех, кто помог написать эту главу о нравственных
ценностях. Вдохновителем, требовательным
человеком, считающим нравственность
основой своей жизни и не терпящим компромиссов,
стал Алексей Дмитриевич Панько. Человек
сложной судьбы, смело отстоявший своё
право на явление доброй воли и творчества.
Не малую долю успеха явления этого нравственного
труда принёс мой друг и соратник Владимир
Владимирович Залыгин и его отец, ставшие
добровольными соредакторами. Я искренне
благодарю этих людей за их сердечный
труд, ставший сегодня достоянием тысяч
людей.
Прочитав эти строки, эту книгу и оторвавшись
от неё, помните о том, что добрая воля
живёт в каждом из вас, в каждом человеке.
Ваша жизнь, образ мысли, дела, прошлое
и настоящее – всё это важно для тех, кто
ещё не нашёл самих себя, свой путь в мир
духовного служения и самореализации.
Впрочем, если вы сами ещё плутаете в размышлениях,
в научных знаниях, в чужих советах, в замысловатых
рекомендациях, в выгодах и желаниях, то
попробуйте остановиться, отдышаться
и оставить пережитое и взглянуть на свою
жизнь по-новому. Доверьтесь вашей доброй
воле, тому свету, который горит в вашем
сердце и прошлое оставит вас, оно растает
словно дурной сон, отпустив вас в духовное,
живое настоящее. Друзья, смелее, добро
пожаловать в мир Доброй Воли и Свободы!
Глоссарий
Воспитание
– процесс привития личности нравственных
ценностей, посредством пробуждения доброй
воли и формирования гуманистического
и гражданского мировоззрения.
Целью воспитания является социализация
и гармонизация личности.
Гармония – качество
бытия, соответствующее высшему совершенству
материальных, душевных и духовных явлений.
Отражает переживание личностью духовного
эмоционального состояния реализованности
и счастья.
Гражданское самосознание
– сопереживание личной ответственности
за нравственное и правовое совершенство
общественных отношений в государстве
и мировом пространстве, выраженное в
жизненном укладе и мировоззрении человека.
Формируется посредством воспитания нравственных
качеств личности через образовательный
процесс усвоения культуры, доброй воли
и правовых основ общества. Реализация
этой формы самовыражения человека осуществляется
через активность в соблюдении гражданских
законов и моральных правил, посредством
явления своего нравственного совершенства.
Важнейшими качествами гражданского самосознания
личности являются: совесть, добрая воля,
доверие, патриотизм, образованность,
служение гражданским, культурным и духовным
идеалам.
Гражданские ценности
– совокупность прав, свобод и обязанностей
личности в обществе.
Состоят из совокупности личностных, семейных
и правовых ценностей.
Гуманизм – качество
мировоззрения личности, являющее согласие
и гармонию в отношениях с людьми и природой.
Демократия – общественное
управление, основывающееся на доброй
воле и нравственном совершенстве каждой
отдельной личности.
Представляет высший уровень общечеловеческой
культуры, основывающейся на возможности
свободной творческой самореализации
личности в служении обществу. Часть культурных
ценностей.
Добровольчество - явление
доброй воли человека, выраженное в свершении
бескорыстного труда, с целью оказания
запрашиваемой помощи нуждающимся, государству,
обществу.
Доброта – явление
личностью любви к людям, миру, природе.
Духовное самосознание
– способность различать в бытии, даре
жизни и природе пути служения добру, согласию,
любви, гармонии и следование им.
Часть духовных ценностей.
Духовные ценности
– совокупность нравственного, гуманистического
и творческого опыта человечества, выраженного
в позитивном мышлении и служении идеалам
веры и добра.
Интеллигент – личность,
являющая посредством своего образа жизни
нравственность и любовь к людям, ставящая
социальное, культурное и духовное процветание
общества выше собственных интересов.
Культура общества
– часть культурных ценностей, совокупность
социальных, этических и эстетических
достижений общества.
Культурные ценности
– совокупность знаний, навыков, опыта,
творческого наследия, искусства, эстетики,
этических и этнических традиций, определяющих
законы, мораль, обычаи, нравы, идеалы и
формы социального, правового и творческого
самоопределения общества.
Личностные ценности
– нравственные критерии, являющие основу
мировоззрения и определяющие индивидуальность
личности.
Часть гражданских ценностей.
Любовь - явление Высших
духовных сил, устремляющих личность к
сотворению совершенства.
Целью любви является созидание жизни,
красоты, гармонии и согласия.
Нравственность – совокупность
воплощения в человеческом характере
добродетелей, происходящая через наше
постоянное и неотступное следование
голосу совести.
Образование – процесс
передачи знаний, умений, навыков и культурного
потенциала общества от поколения к поколению,
основывается на сохранности и преемственности
духовных ценностей.
Часть культурных ценностей.
Одухотворенность –
явление личностью Высших духовных сил
посредством своего образа жизни.
Основа общества –
человеческая личность и совокупность
её физических, психических, разумных,
культурных и духовных качеств.
Патриотизм – элемент
мировоззренческого самоопределения
личности, выражающийся в любви к отечеству.
Часть гражданских ценностей.
Подвижничество – стремление
личности к посвящению своей жизни восхождению
в высшее сокровенное духовное начало,
тем самым, являя миру нравственность,
духовный подвиг и святость своих побуждений,
образа жизни и мировоззрения.
Духовное совершенство позволяет передать
индивидуальный нравственный опыт обществу,
определяемый в образе мудрости. Часть
духовных ценностей.
Политика – процесс
объединения, воссоединения и согласовывания
в единое целое множества социальных течений,
субъектов или мировоззрений с целью сотрудничества
и взаимодействия.
Правовые ценности
– свод законов и правил, определяющих
нравственные и моральные нормы жизни
гражданина.
Являются основой социальной безопасности
общества. Часть гражданских ценностей.
Просвещение – совокупность
образовательных процессов, формирующих
нравственное мировоззрение и сознание
личности посредством воспитания разума,
души и духовного потенциала.
Семейные ценности
– уклад жизни семьи и поведение её членов.
Являются необходимым условием для нравственной
жизнедеятельности человека, преемственности
поколений и построения гражданского
общества и государства. Часть гражданских
ценностей.
Совесть – явление
врождённого сознания личности, утверждающего
добро и противостоящее злу в мотивации
поступков, мыслей и переживаний.
Основа совести – честность, важнейшая
составляющая – доброта.
Сознание – качество
разумного бытия личности, отражающее
способность отделять добро от зла, а истину
от лжи с целью ведения нравственного
образа жизни.
Социализация личности
– воспитание разумных, душевных и духовных
качеств человека в способности соответствовать
гражданским нормам и правилам поведения.
Толерантность – доверие
и способность находить согласие с мировоззрением
и культурой окружающих людей.
Часть культурных ценностей.
Экономика – знание
о гармонии социальных процессов Бытия.
В центре духовных исканий многих философов и богословов, писателей и педагогов находятся проблемы нравственные. Так или иначе, они выходят на рассмотрение вопросов добра и зла, счастья и смысла жизни, справедливости.
В этом нетрудно убедиться, обратившись к сочинениям Платона и Сенеки, Августина или Абеляра, И. Канта или А. Шопенгауэра, Ф. Достоевского или Л. Толстого, Вл. Соловьева или А. Камю. Перечень имен можно продолжить до «бесконечности». И это вполне естественно. Именно моральное сознание устремлено к самой сути человека, к вечным проблемам его существования. Именно моральные ценности в конечном счете утверждаются или низвергаются в самых различных видах деятельности. В значительной степени от уровня нравственной культуры зависит успех или неуспех тех или иных социальных преобразований, их направленность. О последнем очень хорошо свидетельствуют те трудности, просчеты, с которыми сталкивается проводимая с 1992 года социально-экономическая реформа.
Уровень нравственности личности и общества в целом зависит от многих факторов. Но не в последнюю очередь — от нашей нравственной просвещенности, от нашей осведомленности о перипетиях нравственных отношений.
Цель данной работы –
рассмотреть понятие
Понятие морали (нравственности)
Человек рождается как моральное существо. Не слепые биологические побуждения, а нравственность становится для него той силой, которая упорядочивает поступки, страсти и мысли.
Мораль, или нравственность (что одно и то же), — это совокупность норм, ценностей, идеалов, установок, которые регулируют человеческое поведение и являются важнейшими составными культуры. Особенностью морали является то, что для своего успешного действия она должна быть глубоко усвоена человеком, должна «войти в его душу», стать частью внутреннего мира. Человек морален только тогда, когда нравственное поведение становится органичным для него, и ему не нужен надсмотрщик, который проверяет и понукает. Поскольку моральный аспект есть у любых человеческих действий и отношений (кроме чисто технических), постольку в любой сфере жизни мы сталкиваемся с моралью как «внутренним голосом» человека, который помогает ему нравственно вести себя в самых различных ситуациях.
Моральная регуляция носит оценочно-императивный характер, это значит, что мораль всегда оценивает и повелевает. Она велит поступать согласно добру и запрещает следовать злу, поощряет доброе, справедливое поведение и светлые благожелательные мысли, а осуждает злодеяния и дурные темные страсти.
В центре морали стоит соотношение должного и сущего. Мораль всегда показывает нам сущностно необходимый порядок вещей, идеальное положение дел, то, к чему мы обязаны стремиться. Животные не ведают идеалов, они следуют заданному стереотипу, а человек — существо открытое, незамкнутое, и он всегда устремлен к признанным в культуре образцам и идеалам, постоянно соотносит себя с ними, нередко осознавая свое фактическое несовершенство. «Я не такой, как нужно, но я стану таким!» — сказать так может только представитель рода Хомо сапиенс.
Мораль оказывается возможной потому, что человек, живущий в культуре и общающийся с себе подобными, обладает самосознанием. Он отделяет себя от мира, обладает чувством «я», переживает себя как целостность, отличную от всего иного. Только такой суверенный субъект способен определенным образом относиться к своим поступкам, чувствам и мыслям, оценивать их, брать на себя ответственность за совершенное. Самосознание дает людям понимание их смертности, конечности, и это тоже способствует моральной рефлексии, ибо осознаваемая смерть — это тот рубеж в будущем, до перехода через который надо успеть стать на путь добра. Смерть имеет обязывающее значение — она обязывает к непрестанному моральному усилию ради других людей, ради совершенствования собственной души и ради торжества высших начал в мире.
Моральность человека
тесно связана с его
В нравственной жизни должны быть определенные авторитетные ориентиры — Высшие Ценности, которые и цементировали бы, направляли нравственную жизнь общества и личности, были бы своеобразным компасом в повседневном моральном творчестве. То, что моральное поведение представляет собой не механическое исполнение какого-то набора предписаний, легко обнаруживается в повседневном общении людей. Одних мы встречаем с улыбкой, а других — подчеркнуто сухо, холодно.
Что же можно отнести к Высшим Ценностям? Очевидно, саму человеческую жизнь, которая ассоциируется с гармонией, порядком, свободой, а противоположное — смерть — с несвободой, разложением, дисгармонией. Конечно, стоит задуматься над замечаниями тех философов, которые осуждают малодушие, предательство, подлость, при помощи которых некоторые люди пытаются в экстремальных ситуациях сохранить себе жизнь. Однако следует признать, что подобные ситуации — скорее те исключения, которые подтверждают правило.
Таким образом, в морали наряду с самыми разнообразными нормами существует слой высших ценностей — жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой человеческой личности. Следует подчеркнуть, что именно Высшие Ценности наполняют нашу повседневную жизнь полнотой и духовностью, особым смыслом. Под духовностью следует понимать стремление человека соотнести свое конечное во времени и пространстве существование с Вечностью, выйти за границы своего бытия. Именно эти устремления наполняют нравственную жизнь высоким смыслом, а саму мораль выводят за рамки упрощенных представлений, предохраняют от сведения ее к набору простейших правил поведения.
Добро как ключевая нравственная ценность
При употреблении понятия нравственность речь идет об отношениях людей друг к другу. И не о любых межчеловеческих отношениях, а о тех, в которых выявляются “добро” и “зло”. Какие бы мы ни взяли понятия, отношения, действия в сфере морали, нравственности, - все они, так или иначе, имеют в своей основе способность человека различать добро и зло. Большинство отношений в сфере морали это и есть конкретные модификации проявлений добра и зла в разных сторонах жизни. Честность - это явно добро, а нечестность - зло. То же самое со справедливостью и несправедливостью, порядочностью и непорядочностью, милосердием и жестокостью, и т. д. Стыд, совесть выражают то, что человек ощутил (осознал) значение своего отклонения от линии добра. Зло не является ценностью, а вот добро часто, и видимо правильно, считается ключевой нравственной ценностью. Добро не как абстракция, а как отношение, реализуемое в мыслях, чувствах, намерениях и действиях людей.
Другие нравственные ценности не просто связаны с добром, но почти все (во всяком случае основные) лишь модифицируют его как особое межчеловеческое отношение. Ведь быть нравственным это и значит быть прежде всего добродетельным, то есть направленным (и в намерении и в действии) к добру. Добродетелен тот, кто намерен делать и делает добро, реализует его в своем отношении к другим людям. Добро может реализоваться и через честность, правдивость, и через ответственность, порядочность, милосердие, совестливость.
И в любой из его модификаций добро может быть и бывает значимым, полезным. Оно полезно, во-первых, для того, в отношении к кому реализуется. Во-вторых, что осознается не сразу, добро полезно и для того, кто его делает. И потому, что доброе отношение может вызывать такое же ответное. И потому, что даже безответно творимое добро способно согревать душу творящего. И потому, что именно добрые отношения и дела явно приносят пользу обществу, в котором живет человек. Вся этика утилитаризма построена, исходя из представлений о полезности, разумности осуществления добра.