Среди основных
причин деградации нравственности в
пореформенной России обычно отмечаются
следующие.
- Общее ослабление
контроля над поведением граждан в нашем
обществе, как показывает история и опыт
других стран, неизбежно сопутствующее
радикальным реформам и характерное для
«турбулентных», изменяющихся обществ.
- Нравственные
качества реформаторов, многие из которых
были рекрутированы в демократы из партийных
и комсомольских работников, трансформировали
ресурс административной власти в доступ
к собственности и свою личную безнравственность
обобщивших в удобную им идеологему «ненужности
морали» для рыночной экономики.
- Специфический
характер «трех источников и трех составных
частей» современного российского бизнеса,
которыми послужили: а) бывшие советские
«цеховики», т. е. подпольные производители
товаров и услуг, б) представители криминального
мира, в советские годы облагавшие данью
«цеховиков» и продолжившие эту традицию
в условиях рыночной экономики, в) партийные
и комсомольские работники, с поразительной
легкостью сменившие социалистическую
мораль на псевдокапиталистическую, а,
по сути, на криминальную.
- Распространение
в начале 1990-х гг. таких иделогем, как «Можно
все, что не запрещено законом», «Надо
жить по закону, а не по совести», «Главное
деньги, и неважно какими путями они заработаны»
и др., по существу, отрицающих всякую мораль,
решение давней российской альтернативы
«По совести или по закону?» в пользу последнего
и приведшее к тому, что наше общество
стало жить и не по совести, и не по закону,
а «по понятиям».
- Распространившееся
в начале реформ псевдолиберальное понимание
свободы как несоблюдения любых правил
и запретов, как разнузданности и безответственности,
охотно ассимилированное некоторыми слоями
нашего общества.
- Криминализация
– не только в общепринятом (рост преступности
и др.), но и в расширенном смысле слова
– криминализация «всей общественной
жизни», включающая обилие кинофильмов
про «хороших бандитов», популярность
криминальной лексики («наезды», «разборки»
и т. п.), ужесточение, «брутализация» этой
жизни, широкое распространение силовых
схем разрешения спорных ситуаций, престижность
подчеркнуто агрессивного поведения и
т. д.
- Привлекательность
закрепляемых «амнистией прошлого» (мол,
неважно, что имярек в прошлом бандит,
сейчас он – «респектабельный бизнесмен»,
а его прошлое не имеет значения) негативных
образцов поведения, создаваемых наиболее
успешными людьми современной России,
которые сколотили свои состояния за счет
нарушения законов и норм морали.
- Аномия –
разрушение системы моральных норм и их
рассогласование друг с другом, характерная
для всех постсоциалистических обществ
и пришедшая на смену гиперномии – сверхнормированности
- социалистических режимов.
- Упразднение
социальных институтов
собственно морального контроля, в роли
которых в советском обществе выступали
партийная и комсомольская организации,
товарищеские суды, народный контроль
и т. д., при всех их общеизвестных недостатках
выполнявших очень важную социальную
функцию – морального контроля.
- Господство
«экономического детерминизма» в подходах
к решению основных проблем нашего общества.
- То
обстоятельство, что хотя единство обучения
и воспитания со времен А. С. Макаренко
считалось одним из краеугольных камней
отечественной системы образования, в
наших нынешних стратегических разработках,
направленных на ее развитие, проблема
воспитания не затрагивается.
Нравственное
состояние общества представляет собой
одновременно: а) индикатор его общего
состояния, б) следствие происходящих
в нем процессов, в) основу того, что
его ожидает в будущем.
Последнее с
особой отчетливостью проявляется
в проблеме рождаемости, которая
в последние годы обозначается, в
том числе и органами власти, в
качестве одной из ключевых проблем
современной России. Как показывают
исследования, чисто экономические
меры повышения рождаемости могут
дать ее прирост в пределах 15-20 %
, поскольку основное влияние на нежелание
иметь детей оказывают неэкономические
факторы.
А. Ю. Шевяков
приводит данные о том, что «изменения
тенденций рождаемости и смертности
в России на 85-90 % обусловлены избыточным
неравенством и высокой относительной
бедностью населения» , выражающими
нравственное состояние нашего общества.
Он подчеркивает, что «Связь между социально-экономическими
факторами и демографическими показателями
опосредована психологическими реакциями
людей и вытекающими из этих реакций поведенческими
установками» . А В. К. Левашов
«катастрофическую депопуляцию»
современной России объясняет «нравственным
разрывом между обществом и государством».
Различные
появления психологического состояния
общества, например, социальное самочувствие
населения, существенно влияют на среднюю
продолжительность жизни. «Демографические
исследования показывают, что более двух
третей причин депопуляции России связан
с такими возникшими в постсоветский период
социально-психологическими феноменами,
как социальная депрессия, апатия и агрессия»
, одни из которых (например, массовая агрессивность)
являются непосредственными проявлениями
разрушения нравственности, другие –
апатия, депрессия и др. – массовой психологической
реакцией на ее разрушение. В частности,
перманентное ощущение безнравственности,
враждебности и агрессивности окружающей
среды вызывает у человека стресс, апатию,
депрессию и т. п., в свою очередь, порождающие
психические расстройства, заболевания
нервной системы, сердечно-сосудистые,
желудочно-кишечные и прочие болезни.
Падение нравов
играет важную роль среди мотивов
самоубийств, а также имеет прямое
отношение к удручающей статистике
наркомании, алкоголизма, несчастных случаев
и др., являющихся основными появлениями
физического саморазрушения нашего
общества. А. Ю. Мягков и С. В. Ерофеев
отмечают, что «В теориях социальной
интеграции рост самоубийств традиционно
считается важным признаком усиления
напряженности и самодеструктивности
в обществе, являющихся, в свою очередь,
следствием глубоких девиаций в социальных
структурах и отсутствия ценностно-нормативного
единства» . Они констатируют,
что «Продолжающийся рост самоубийств
– это та цена, которую мы до сих пор вынуждены
платить за нецивилизованные формы перехода
к рынку» .
Нравственное
состояние общества оказывает большое
влияние также на его социально-политическую
и экономическую сферы. Л. Д. Кудрявцев
отмечает, что «История дает немало
примеров, начиная с гибели Римской
империи, когда в целом экономически
благополучные государства погибали
в результате падения морального
уровня населения». Б. Н. Кузык
на материале важнейших исторических
циклов эволюции российского государства
показывает, что каждому его политическому
и экономическому подъему и спаду всегда
предшествовал соответственно подъем
или спад духовной жизни и нравственности
. Ведущие отечественные экономисты констатируют,
что «Состояние экономики напрямую зависит
от духовного, нравственного состояния
личности» и «Чем выше уровень
духовно-нравственного развития основной
массы населения, тем успешнее развивается
экономическая и политическая система
страны» . По словам бывшего президента
СССР М, С. Горбачева, «без нравственного
компонента любая система будет обречена».
А Митрополит Кирилл выразился еще более
категорично: «нравственность есть условие
выживания человеческой цивилизации,
- не больше и не меньше» , «хотим
мы это признать или нет, но нравственность
действительно лежит в основе всего».
Разумеется,
попытаться дать простой ответ на
традиционный российский вопрос «Что
делать?» применительно к нравственному
состоянию нашего общества было бы
абсурдным. Тем не менее, ключевые направления
возрождения нравственности – как
выражается Т. Н. Брутенц, «действенной
терапии упадка нравов» - можно
наметить.
- Во-первых,
пересмотр понимания свободы, оставшегося
нам в наследство от первых лет реформ
и носящего в современной России крайне
искаженный характер. Свобода предполагает
ее разумные ограничения, интериоризуемые
гражданами. Подобное понимание свободы,
прописанное в трудах И. Канта, И. А. Ильина
и других выдающихся мыслителей, следует
вживлять в умы наших сограждан с помощью
системы образования, которая сейчас уделяет
этим трудам и соответствующим проблемам
явно недостаточное внимание.
- Во-вторых,
возрождение институтов морального контроля,
которые в современном российском обществе
практически отсутствуют. Едва ли следует
стремиться к созданию институтов, напоминающих
советские партийные и комсомольские
организации (в демократическом обществе
это и невозможно), однако и школы, и вузы,
и общественные организации могли бы выполнять
функции морального контроля, для чего
им необходим мандат
общества на их выполнение. Например,
поступление в вузы и пребывание в них
резонно поставить в зависимость от поведения
учащихся в учебных заведениях и за их
пределами. А общественным организациям,
в том числе и нашей ведущей политической
партии, следовало бы придавать значение
нравственным качествам своих членов.
- В-третьих,
в условиях характерного для современного
российского общества дефицита внутренних
– нравственных – регулятивов, следовало
бы прибегнуть к их «экстернализации»
путем придания моральным нормам статуса
законов . Как пишет О. Т. Богомолов,
«Пока нравственные нормы и принципы не
станут частью общей культуры, надо принуждать
нарушителей порядка к законопослушанию,
к соблюдению правил общежития, используя
авторитет власти, печати, телевидения»
.
- В-четвертых,
декриминализация нашего общества, в т.
ч. и его бытовой культуры. Неверно думать,
что эта проблема имеет отношение только
к правоохранительным органам. В частности,
декриминализация массового сознания
предполагает не только очищение нашей
лексики от блатного жаргона и т. п., но
и радикальное изменение системы отношений
между населением и правоохранительными
органами, в том числе и отношения к их
информированию о нарушениях закона, которое
в нашей культуре, под очевидным влиянием
криминального мира, квалифицируются
как «доносы».
- В-пятых,
широкое привлечение ученых – социологов,
психологов и др. – к разработке законов,
которая у нас считается сферой компетентности
лишь профессиональных юристов и вездесущих
политиков. Законы – это не просто
юридические нормы, а наиболее
общие правила социального
взаимодействия , которые должны разрабатываться
и вводиться с учетом его социальных, психологических,
экономических и прочих закономерностей,
раскрываемых соответствующими науками.
Легко спрогнозировать,
какое сопротивление подобные меры
вызвали бы у наших псевдолибералов
, которые с начала 1990-х гг. распространяли
в нашем обществе основанное на «доктрине
вульгарного либерализма» понимание
свободы как несоблюдения любых правил
и запретов, как разнузданности и безответственности,
охотно ассимилированное некоторыми слоями
нашего общества. Однако в данном случае
риск новых идеологических коллизий явно
оправдан, поскольку «Пора осознать, что
в России нравственное воспитание, духовное
возрождение – вопрос выживания нации
и одна из необходимых предпосылок оздоровления
экономики».