Автор: O***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:02, доклад
«Нравственная культура» выступает синтетическим, обобщающим выразителем цивилизованности человека. В самом общем смысловом понимании «нравственная культура» - это объективно обусловленная, исторически сложившаяся и практически действующая система ценностной ориентации человека по отношению к природе, обществу и самому себе.
«Нравственная
культура» выступает
Понятием
«нравственная культура»
Вопрос о нравственной культуре госслужащего также нельзя назвать новым. Тем не менее он и в настоящее время требует продолжения более углубленного изучения. Причин тому несколько: а) нравственная культура занимает прочное место среди приоритетных составляющих профессиональных качеств работника управления и ее формирование - один из ключевых вопросов кадровой работы в сфере государственной и муниципальной службы; б) в практике кадровой работы принцип оценки работников с позиций их нравственного совершенства не всегда соблюдается, в том числе и из-за не совсем ясного представления о сущности и значении этого требования; в) субъекты кадровой работы относятся к данному требованию как к «азбучной истине», как к вполне понятному вопросу из разряда второстепенных - есть смысл показать, что это не так.
За
более чем 10-летний период постсоветских
преобразований общества и экономики
вскрылось столько случаев
Все
вновь и вновь воспроизводятся
чиновники с деформированной
психологией и
Итак,
не будем в очередной раз
Первый аспект заключается в следующем: нравственная культура работника (руководителя, специалиста) - это диалектическое единство его сознания и поведения, видимое, субстанциональное качество действующей морали. Это качественная характеристика морального развития, моральной зрелости работика управления, проявляющаяся как минимум в трех измерениях:
а) как культура нравственного сознания, выражающаяся в знании утвердившихся в обществе моральных норм и требований этики, в понимании целей, задач и средств общественно-полезной деятельности; такие знания, на каком бы уровне - теоретическом или обыденном - они не находились, служат первичной основой нравственных убеждений и установок личности госслужащего;
б)
как культура нравственных чувств,
проявляемая в способности
между людьми;
в) как культура поведения, показывающая способность к выбору и практической реализации сформировавшихся нравственных чувств, нравственных убеждений и установок; культура поведения – это воплощение нравственных установок в конкретные дела, в реальную линию по
ведения, в определенные формы этикета.
Легко прослеживается диалектическая связь и логическая последовательность, существующие между этими характеристиками, выступающими в качестве структурных составляющих нравственной культуры. Например, если у работника имеются знания (первая характеристика), но приглушены чувства (вторая характеристика), тогда, вероятнее всего, третья характеристика выразится в следующем: самостоятельность в суждениях разовьется в пренебрежение к мнению других людей; право применения властных полномочий перерастет в беспардонность и нетерпимость; непринужденность в поведении может обернуться распущенностью и т. д.
Отсюда важный методологический вывод: качественная характеристика нравственной культуры должна рассматриваться в единстве всех ее структурных компонентов, а именно:
Нравственная культура = Культура сознания + + Культура чувств + Культура поведения
Формула читается просто: нравственная культура есть культура нравственного сознания плюс культура нравственных чувств плюс культура управленческого поведения.
Другой теоретико-методологический аспект состоит в том, что мало выводить всяческое проявление культуры человека из однозначно направленной линейной зависимости: материальные условия жизни - общественное сознание - целевая установка к действию - совершаемое действие. Формула правильная, приоритет действительно за этим принципом. Но надо считаться с проявлением активной роли работника госслужбы как субъекта социально-экономических действий. Дело в том, что отношение госслужащего к окружающей действительности может быть не только адаптивным, т. е. подчиненным законам и нормам самой этой действительности, но и избирательно активным (селективным) - соглашаясь с чем-то, работник госслужбы, тем не менее, может не считаться с отдельными предписанными для него правилами и нормами поведения. Такое проявление избирательного отношения к объективной реальности объясняется категорией «личный интерес».
Во-первых, отметим не столь уж широко распространенный тип госслужащих, отличающихся высочайшей преданностью общественным (государственным) и коллективным (корпоративным) интересам, моральным идеалам, кто самоотверженно относится к управленческому труду и обладает развитыми эстетическими потребностями,способностями, взглядами, вкусами, кто нравственно чистоплотен.
Во-вторых, выделим достаточно распространенный тип госслужащих, кто характеризуется нормальной исполнительностью своих служебных обязанностей, соблюдением норм морали, чье поведение в быту и управленческом коллективе отличается стабильным проявлением «обычной порядочности», кого по праву можно считать настоящим коллективистом и человеколюбом.
В-третьих,
не можем не указать на тип госслужащих,
характеризующихся
В-четвертых,
укажем на тип госслужащих, которых
можно со всей определенностью отнести
к числу лиц с общим
В-пятых,
обратим внимание на сохраняющийся
тип госслужащего с односторонне
выраженной частнособственнической психологией
и чуждыми для органов
Все
сказанное очень важно. Но еще
важнее находить эффективное лекарство
для лечения болезни
Информация о работе Нравственная культура государственного служащего