Н. Макеовелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:43, реферат

Описание работы

Макиавелли, Никколо[Machiavelli](1469-05-03-1527-06-22) - итальянский политический мыслитель, историк, писатель, поэт эпохи Возрождения. Происходил из старинной дворянской семьи. В юности освоил латинский язык и свободно читал древних авторов в оригинале; вместе с тем высоко ценил Данте, Петрарку и Боккаччо - ему был чужд педантизм гуманистов, их преклонение перед античностью.

Работа содержит 1 файл

Этика Н. Макеовелиъ.docx

— 27.46 Кб (Скачать)

Конечно, теории Макиавелли опираются не на научные  принципы XVII века. Он жил за сто лет  до Галилея и Бэкона, и его метод - смесь кустарного эмпиризма, наблюдения, знания истории и свойственной ему  проницательности - чем-то напоминает эмпирическую медицину в донаучном  мире. Он знал огромное количество правил, полезных максим, практических советов, разрозненных идей, особенно исторических параллелей, хотя сам считал, что  открыл общие законы, вечно неизменные regole generali. Пример триумфа или падения в античном мире, красочно описанный каким-нибудь древним автором, имеет в глазах Макиавелли больший вес, чем тот почти уже общепринятый в его время исторический анализ, мастером которого был Гвиччардини.

Но больше всего  он призывает остерегаться тех, кто  видит людей не такими, каковы они  есть, а смотрит на них сквозь очки, разукрашенные своими собственными надеждами и желаниями. Честные  реформаторы, например, знаменитый глава  Флорентийской республики Пьеро  Содерини, у которого служил Макиавелли, или гораздо более одаренный Савонарола (отношение к которому у него весьма противоречивое) пошли ко дну и погубили других главным образом потому, что подменяли представления о сущем представлениями о должном, ибо и тот и другой в каком-то смысле утратили чувство реальности.

Что было сделано  однажды, можно сделать вновь. Макиавелли не верит в необратимость исторического  процесса и уникальность каждой его  фазы. Великолепие античности может  быть восстановлено, если только энергичные, одаренные и достаточно реалистичные люди зададутся такой целью. Чтобы  излечить вырождающееся население  от его болезней, основатели новых  государств или религий вынуждены бывают прибегать к жестким мерам, использовать силу и обман, коварство и жестокость, предательство и убийство невинных людей, иначе говоря, к хирургическим мерам, которые требуются для того, чтобы отсечь от тела гниющие части и вернуть его в здоровое состояние.

Конечно же, эти  приемы могут понадобиться и после  того, как общество исцелится, так  как люди слабы и неразумны  и все время норовят отклониться  от норм, которые только и могут  удержать их на должной высоте. Значит, надо держать их в узде с помощью  таких мер, которые, может быть, и  не соответствуют расхожей морали. Но если они не в ладах с этой моралью, то как и чем можно их оправдать? Мне кажется, что здесь главный узел всей концепции Макиавелли. В каком-то смысле подобных правителей оправдать можно, а в каком-то другом - нельзя; и оба эти смысла надо развести более четко, чем счел это необходимым сделать Макиавелли, ибо он не был философом и не ставил себе целью проверку или хотя бы подробное изложение, раскрывающее смысл его идей.

Заключение.

После Макиавелли сомнительными стали все монистические  построения. Чувство уверенности  в том, что где-то лежит спрятанное сокровище - окончательное решение  наших проблем - и что какая-то тропа должна привести нас к нему (ибо в принципе должна быть возможность  его обнаружения); или, если использовать другой образ, убеждения в том, что обрывки, составленные на основе наших убеждений и обычаев, являются фрагментами головоломки, которую (поскольку это a priori гарантировано) в принципе можно решить, и только из-за своего неумения или в силу неудачного стечения обстоятельств мы так мало преуспели в обнаружении этого решения, которое приведет все интересы в состояние гармонии, - это фундаментальное убеждение западной политической мысли было серьезно поколеблено. В эпоху, когда ищут только несомненное, этого достаточно, чтобы объяснить те бесконечные усилия (сегодня более многочисленные, чем когда-либо прежде), которые предпринимались с целью объяснить или развенчать смысл "Государя" и "Рассуждений".

Таков негативный смысл. Но есть еще и позитивный, который мог бы удивить Макиавелли, а, может быть, даже вызвать его  недовольство. До тех пор, пока только один идеал считается истинной целью, люди не перестанут полагать, что для  достижения этой главной цели никакие  средства не могут быть слишком трудными, никакая цена не может быть чересчур высокой. Такого рода уверенность является одним из главных оправданий фанатизма, принуждения, гонений. Но если не все  ценности совместимы друг с другом, и выбор надо делать, исходя только из того, что каждая ценность есть то, что она есть, и мы выбираем ее потому, что она такова, какова есть, а не потому, что на какой-то единой шкале она занимает более высокое  положение, чем другая; если мы выбираем образ жизни потому, что верим  в него, потому что принимаем его  за нечто совершенно естественное, или, по размышлении, понимаем, что морально не готовы вести какой-то иной образ  жизни (хотя другие считают иначе); если рационально и с расчетом можно  подходить только к средствам  и второстепенным, а не главным  целям, то в результате получится  иная картина, нежели та, что выстраивается  вокруг древнего принципа, согласно которому для всех людей существует лишь одно благо.

Если загадка  имеет только одно решение, то вся  проблема состоит в том, как, во-первых, найти его, затем - как его реализовать, и, наконец, как убедить других в  правильности этого решения или  заставить их принять его. Если же это не так (Макиавелли противопоставляет  два образа жизни, но их может существовать и, вопреки мнению фанатичных приверженцев монизма, очевидно существует больше двух), то открыт путь для эмпиризма, плюрализма, толерантности и компромисса. Толерантность исторически является продуктом осознания несовместимости одинаково догматичных убеждений и практической невозможности полной победы одного над другим. Те, кто хотел выжить, поняли, что надо быть терпимыми к заблуждениям. Они постепенно пришли к пониманию ценности разнообразия, почему и стали проявлять скепсис по поводу однозначных решений в делах человеческих.

Список  литературы

И. Берлин Человек  Макиавелли, М., 1997

В. Эбнестайн Макиавелли и Локк, М., 2000

Г. Блумберг Философия/ Учебник, М., 1987

Чистяков Г. М. Слово увещевательное к покаянию, М., 2002

Энциклопедия  философии и философской антропологии. М., 1999

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://www.easyschool.ru/

Информация о работе Н. Макеовелли