Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:42, контрольная работа
«…Мораль, - писал немецкий мыслитель, - собственно говоря, есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья».
Для достижения счастья необходимы не только знания, но и воля, твердый характер, высокие идеалы и благородные чувства. Нужно не только понимать, не только знать правила поведения, но и уметь, хотеть, сметь им следовать, то есть иметь то, что дает практическая жизнь, а не только «практическая философия».
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Мораль ………………………………………………………………………….4
2.Моральное сознание …………………………………………………………...5
3.Морльные принципы…………………………………………………………..8
4.Моралные нормы ……………………………………………………………...9
5.Моральные санкции и правила их применения……………………………...11
Заключение…......................................................................................................13
Список ………………………………………………………………..14
Введение…………………………………………………………
1.Мораль ………………………………………………………
2.Моральное сознание ………………………
3.Морльные принципы……………………………
4.Моралные нормы …………………………………
5.Моральные санкции и правила их применения……………………………...11
Заключение…..................
Список ……………………………………………………………
Введение
«…Мораль, - писал немецкий мыслитель, - собственно говоря, есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья».
Для достижения счастья необходимы не только знания, но и воля, твердый характер, высокие идеалы и благородные чувства. Нужно не только понимать, не только знать правила поведения, но и уметь, хотеть, сметь им следовать, то есть иметь то, что дает практическая жизнь, а не только «практическая философия». Мораль – лишь часть жизни, а не вся жизнь, но каждая часть важна, особенно если это часть необходимая, без которой невозможна гармоничная деятельность целого. А мораль как раз такая часть.
Мораль является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.
Мораль – это правила, которые устанавливают, какое поведение является правильным, а какое неправильным. Слово «мораль» пришло к нам из французского языка от слова «moralie», которое, в свою очередь, произошло от латинского слова «moralis» - «нравственный».
Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.
Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.
Моральное сознание – отражение действительности с нормативно-ценностных императивных позиций на основе субъективной, свободной и бескорыстной мотивации, базирующейся на уважении к нравственной ценности и долгу.
В зависимости от носителя моральное сознание подразделяется на индивидуальное и общественное. Индивидуальное моральное сознание – это сознание конкретного человека. Как и всякое индивидуальное сознание, индивидуальное моральное сознание включает в себя три базовых компонента: рациональный, эмоциональный и волевой.
Рациональный элемент содержит понятия и представления о ценностях и идеалах, добре и зле, долге и совести и т.д. Еще Сократ и Платон подчеркивали важнейшую роль разума в нравственной жизни человека. Именно разум вырабатывает стратегию нравственного поведения, анализирует ту или иную ситуацию, определяет цели и средства достижения этих целей и т.д. Поэтому не случайно, что зачастую понятие «разумный человек» отождествляется с понятием «человек нравственный». Разум в определенных ситуациях может предостерегать человека от необдуманных в нравственном отношении действий, «обуздывать страсти». «Блажен, когда все страсти у разума во власти» – гласит народная пословица. Однако опыт подсказывает, что нравственная жизнь не строится только на разуме. Человек, живущий одним разумом, не может быть в полной мере нравственным человеком. В нравственной жизни большую роль играют переживания и сопереживания, стремления и страсти. Нравственные чувства: чувство совести, чувство долга, чувство справедливости – второй важный компонент индивидуального морального сознания. В чувствах аккумулируется нравственный опыт человека. Именно чувства улавливают те оттенки поступков, ситуаций, которые «холодный» рассудок просто не заметит. Они же являются мощным стимулятором тех или иных действий, перевода намерений в конкретные поступки. Отсюда напрашивается вывод, что для настоящей нравственной жизни важно гармоническое взаимодействие разума и чувств.
Разум и чувства способны сформировать нравственные убеждения. Однако будут ли эти убеждения реализованы, претворены в жизнь, материализовываться в конкретных поступках зависит от третьего компонента морального сознания – воли. Воля – это подструктура личности, выражающаяся в сознательной активной самодетерминации и регулировании человеком своей целенаправленной деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям. Воля нужна при выборе цели, при принятии решений, при осуществлении действия. Именно она обеспечивает нравственную активность личности.
Взаимодействие разума, чувств и воли в рамках морального сознания обеспечивают осуществление нравственной деятельности и нравственных отношений. Однако особенностью морали является то, что она для своего успешного действия должна быть глубоко усвоена человеком, должна войти в «его душу», стать частью внутреннего духовного мира человека. Человек морален тогда, когда нравственное поведение становится органичным для него, и ему не нужен надсмотрщик, который проверяет и понукает.
Общественное моральное сознание – это не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающее различные уровни: обыденное моральное сознание и теоретическое моральное сознание. Обыденное моральное сознание возникает стихийно. Определенные элементы обыденного морального сознания складывались еще в первобытном обществе. Теоретическое моральное сознание формируется в значительной мере целенаправленно в результате отделения умственного труда от физического, с появлением профессий, представители которых специально рассматривали различные проблемы нравственной жизни, занимались обучением и воспитанием молодежи. Это священнослужители, философы, учителя, драматурги и т.д.
В теоретическом моральном сознании главную роль играет нравственная философия (этика).
Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.
Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.
«Золотым правилом» морали, известным с древнейших времен, является следующее:
«(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Ответственность в морали
имеет духовный, идеальный характер
(осуждение или одобрение
Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.
Это разновидность социальных норм. Это нормы ,которые регулируют взаимоотношения людей , возникающих в процессе их совместной деятельности.
Социальные нормы представляют собой формализованные правила поведения. В них наиболее четко и с наибольшей степенью императивности, обязательности исполнения выражаются отвечающие условиям организации общественной жизни способы взаимодействия людей. Именно поэтому функционирование социальных норм всегда предполагает соответствующие средства , гарантирующие исполнение заключенных в этих нормах предписаний. В юридической литературе в качестве элементов социальной нормы выделяются гипотеза, диспозиция и санкция. В гипотезе очерчивается круг лиц ,к которым обращена данная норма, и определяются иные ограничения сферы ее действия и условий применения. Диспозиция раскрывает основное содержание нормы. Санкция выражает способ обеспечения исполнения нормы, показывает , какой мере общественного воздействия подвергнется ее нарушитель. Иногда санкция рассматривается как отдельная норма , связанная с условиями применения нормативных требований.
Многие социальные , в том числе и моральные , нормы не имеют однозначно выраженной санкции. Однако их реальное функционирование в обществе все равно предполагает определенное воздействие общества на нарушителя нормы , связанное с реакцией общественного мнения , которая может быть достаточно жесткой и выражаться , например , в изоляции лица , нарушившего принятые в обществе правила поведения , в отказе от делового партнерства и т.д.
Нормы в своем непосредственном виде представляют собой идеальные модели поведения. Но иногда , когда идеальное превращается в устойчивую форму коммуникации , оно , собственно перестает быть только идеальным , а получает некоторую степень материализации и новую степень истинности.
Любая социальная норма является значимой для того или иного лица , влияет на индивидуальные мотивы поведения только в том случае , если имеется отношение данного лица к другим лицам или учреждениям , обусловленное исполнением соответствующей нормы.
Нормативное регулирование обязательно предполагает наличие мотива , связанного с исполнением нормы, вне непосредственной связи данной нормы с некоторой потребностью личности. В праве мотив исполнения нормы связан с угрозой санкции .
5.Моральные санкции и правила их применения.
Моральные санкции — идеальны, они не носят характер внешнего насилия — материального или духовного. Система реальных наказаний и наград или угроза наказания в потустороннем мире — это внеморальные санкции. Даже общественное осуждение носит, как правило, характер внешнего давления на совершившего аморальный поступок. «Высший судия» человеку — он сам. Но только тогда внутренняя санкция, примененная человеком к самому себе, будет выражением нравственности, когда он осудит себя с позиций абсолютного добра и абсолютной справедливости, т. е. с позиций всеобщего закона, который он нарушил. Но, как правило, моральной оценкой в действительности дело ограничивается редко. К ней могут присоединиться общественное осуждение или одобрение, юридические санкции, санкции церков-но-религиозного характера. Нравственное сознание и поведение носит всеобщий и безусловный характер. Нравственные предписания должны выполняться всеми без исключений и без всяких условий. В М. нет «исполнителей» и «законодателей»; не существует «подходящих» для нравственного поведения ситуаций и «неподходящих». Нравственный поступок всегда носит осознанный характер. Нельзя совершить добрый поступок ненароком, случайно. Мотив поведения, а не только и не столько его внешний результат становятся объектом нравственной оценки. Конечно, осознание это отлично от размышлений теоретика. Но всякий носитель нравственного сознания осознает, что он совершает поступок свободно, т. е. исходя из внутренних моральных побуждений, а не из соображений выгоды, чувства страха, вызванного внешней угрозой, или из тщеславного желания заслужить одобрение окружающих.
Моральные санкции преимущественно представлены в виде живого укора совести. Тонко развитая и глубоко чувствующая испытывает этот укор часто и явственно. Он выражается в известном каждому из нас внутреннем недовольстве своим поступком или даже своею жизнью.
На основании вышеизложенного становится ясно , каково взаимное отношение религиозных и моральных санкций .Они отличаются во-первых, по тому авторитету , который устанавливает правило, во-вторых , по тому порядку , в котором правило формулируется ,в- третьих по своему содержании санкции.
Следующая разновидность санкций - правовые санкции. Различие между моральными санкциями и санкциями норм права является еще более значительным.
Правовые санкции
Информация о работе Моральные санкции и правила их применения