Конспект «Нормы морали».
Нормы морали – своеобразные первоначальные «клеточки»
нравственности, из которых складывается
нравственная система общества. Нравственность проявляется
в виде определенных, постоянно воспроизводящихся
в обществе правил поведения, или норм. Этика изучает, описывает,
проясняет регулятивную природу, специфику,
структуру и содержание моральных норм.
Структура нормы
морали:
- Диспозиция – предписание определенного поведения (деяния или недеяния), т.е. определенное предписание, выраженное в повелительном наклонении «не убий».
- Область определения диспозиции – круг лиц, к которым обращено предписание:
∙ единичные требования
∙ особенные нормы (этика врача)
∙ всеобщие нормы (обращены
к каждому)
- Гипотеза – указание на условия, при которых должно исполнять предписанное нормой действие. По виду гипотезы нормы делятся на:
∙ категорические
– действительные при любых
условиях («не убей», «не кради»)
∙ нормы,
сообразованные с возможностями
людей и ситуацией
- Санкция – меры воздействия, которые общество может применить к нарушителю выраженного в норме веления.
Нормы морали различаются
также по своему источнику. Источниками могут выступать:
обычай, традиция, этическая доктрина,
авторитет, общественное мнение, человек.
Нормы делятся
в зависимости от источника возникновения:
- гетерономные – устанавливающие человеку внешние обязанности, имеющие внешний источник своего долженствования.
- автономные – самопредписания, самовеления, имеющие источником автономию воли.
Источник моральных норм – исторические, объективные, материальные
условия, которые вызвали к жизни те или
иные нормы морали. Этика рассматривает
в качестве источника моральных норм нравственное
сознание определенной исторической эпохи,
в этом отношении источниками нравственных
норм являются мифология, этические воззрения
великих моралистов, общественное мнение.
Норма морали как прескрипция
(предписание) отличается от дескрипции
(описания, суждения о фактах).
Нормативные суждения НЕ являются
ни истинными ни ложными, в отличии от
суждений факта.
Основанием действительности одной
нормы может быть лишь действительность
другой нормы. Норму, представляющую собой
основание действительности другой нормы
называют «высшей» нормой по
отношению к этой другой норме, которую
называют «низшей».
Высшая нравственная норма или
принцип является системообразующим
началом некой этической системы.
Нормы морали также делятся
на:
- Сравнимые – имеют в своем составе общий термин или прескрипцию. Они делятся на:
∙ совместимые – выражают
одно и тоже веление полностью или отчасти.
Они делятся на:
- Равнозначащие – выражают одно и тоже веление в разной форме. («Каждый человек имеет право на жизнь» и «Никто не обязан умирать», Ни один человек не имеет права оскорблять другого» и «Ни одному человеку не разрешено оскорблять другого»
- Подчиненные – имеют общую прескрипцию, а область определения (субъект) одной нормы включает в себя область определения другой нормы. Одна норма будет подчиненной, а другая подчиняющей. Подчиненные нормы различаются своей областью определения, но одинаковы по значению и смыслу выраженного в них предписания. Подчиняющее носит характер общей нормы, подчиненное – конкретного требования.
∙ несовместимые – выражают
противоположные или противоречащие веления, предписывают
одному и тому же лицу или группе лиц противоположные
действия в одно и тоже время в одном и
том же месте или отношении. Они делятся
на:
- Противоположные – не могут быть одновременно правомерными, но могут быть одновременно неправомерными.
- Противоречащие – не могут быть одновременно ни правомерными ни неправомерными.
- Несравнимые – не имеют в своем составе общего термина или прескрипции. («Все врачи должны исполнять клятву Гиппократа», «Все родители должны заботиться о своих детях»).
По Канту существует 2 оправданных нормативных
порядка: один основан на принципе счастья, другой
на принципе долга или добродетели.
Объект этического
толкования – нормы морали. Предмет толкования –
их содержание, смысл.
Способ этического толкования – относительно самостоятельная совокупность
приемов анализа норм. Он бывают:
- Грамматическое – набор приемов, направленных на уяснение морфологической и синтаксической структуры нормативного высказывания, выражающего норму, выявление значения отдельных слов и терминов, употребляемых союзов, предлогов, знаков препинания, грамматического смысла всего нормативного суждения.
- Логико-деонтологическое – использование законов и правил деонтической логики для уяснения подлинного смысла нравственной нормы, который не совпадает с ее буквальным изложением.
- Систематическое – уяснение содержание и смысла моральной нормы исходя из ее места, которое она занимает в той или иной этической системе.
- Историко-социологическое – изучение социально-исторических условий возникновения той или иной нормы морали.
- Телеологическое – установление подлинных целей, которые ставились при формулировании или обосновании тех или иных нравственных норм.
В зависимости от сферы
действия норм морали различается толкование нормативное и казуистическое.
Нормативное – предназначено для распространения
на неопределенный круг лиц и случаев,
имеет абстрактный характер.
Казуистическое – вызывается определенным случаем,
рассчитано на рассмотрение именно данного
конкретного дела.
Специфика моральных норм:
- Нормы морали имеют объективное значение, но они всегда являются выражением чьего-то веления.
- В сфере морали источником нормы выступают личные мотивы и самовеление личности, без которого нет собственно морали, как сознательного действия.
- Любые социальные нормы представляют собой выражение определенного образа жизни известной социальной общности, но в тоже время всякая нравственная норма выражается в обязательной, общечеловеческой форме.
- С одной точки зрения нормы морали – метод и средства достижения общественного и личного блага, а с другой нормы морали не имеют ничего общего с социальной полезностью, с достижением желаемых результатов.
Выводы:
- Нормы морали, в отличии от регуляторов поведения, побуждают человека к совершенству.
- Нормы морали возникают как результат свободной, волевой деятельности человека.
- Нормы морали не утилитарны, не являются средством достижения результата.
- Нормы морали побуждают человека жить сообща, а также очерчивают ему сферу безусловно запретного поведения.
- Нормы морали носят автономный характер, в отличии от других норм.