Мораль как предмет этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 20:46, реферат

Описание работы

Понимая проблематичность любых дефинитивных опытов, все же следует предложить вариант рабочего определения морали, который может выглядеть следующим образом: мораль - это особый способ регуляции взаимоотношений между людьми, основанный на различении добра и зла. Понятно, что такое определение никак нельзя считать исчерпывающим, однако в качестве начальной точки опоры для дальнейшего исследования и конкретизации оно вполне приемлемо.

Содержание

Мораль как предмет этики 3
Понятие морали 4
Функции морали 6
Функционирование морали 13
Структура морали 15

Работа содержит 1 файл

мораль.docx

— 37.73 Кб (Скачать)

Данная цепочка понятий  позволяет отразить процесс усложнения механизмов регуляции поведения, отражаемый моральным сознанием. Кстати, понятие "кодекс" в его прежнем, традиционном понимании (совокупность норм) следовало  бы поставить после понятия нормы, однако современное значение кодекса, сопряженное, как правило, с профессиональной деятельностью, выходит за рамки  данной цепочки (поскольку включает в себя не только нормы) и даже за рамки морали (так как фиксирует требования внеморального-правового, административного и т.д. - характера).

К основным категориям этики, отражающим наиболее сложные и значимые феномены морального сознания, обычно относят такие понятия: добро  и зло, справедливость и несправедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни. Их также можно классифицировать различным образом. Поскольку эти  понятия касаются самых важных аспектов нравственного бытия и, соответственно, занимают особое положение в пространстве этического знания, они нуждаются  в специальном рассмотрении.

Многомерность морального сознания не позволяет исчерпать его с  помощью описания одного или даже нескольких, категориальных рядов. В  зависимости от возникающей задачи, можно разворачивать его понятийный ряд в том или ином направлении, реконструируя различные грани  и оттенки нравственного мира. Поэтому, а также потому, что структура  сознания подвижна и изменчива, создать  строгую, однозначную классификацию  понятий, ее отражающих, не представляется возможным.

Моральное сознание связано, конечно, ну только с размышлениями, все события нравственного мира эмоционально переживаются личностью, поэтому можно говорить о чувстве  долга, чувстве собственного достоинства  и т.д. Таким образом, нравственные чувства представляют собой неотъемлемую сторону морального сознания. В потоке переживаний, испытываемых человеком, можно различать (с большой степенью условности) психологические (страх, симпатия, дискомфорт) и собственно нравственные (стыд, вина, раскаяние и т.п.). Первые являются непосредственной реакцией психики на внешние воздействия, возникают естественно и, как правило, неконтролируемо. Вторые - реакции более глубокого уровня, связанные с процессом социализации и с самопознанием. Не случайно их называют высшими чувствами. Впрочем, эмоциональные феномены, которые отнесены к первому разряду, могут приобретать нравственный статус, сплетаясь с теми или иными ценностными ориентациями личности.

Регулятивное значение чувств чрезвычайно велико, часто превышая авторитет разума и, тем более, простого здравомыслия. Понятно, что моральная деятельность предполагает контроль разума над страстями, однако разумное восприятие мира служит как бы промежуточным, хотя и обязательным этапом в формировании невыразимо сложных нравственных интенций, способных преодолевать ограниченность исключительно рационального отношения к действительности.

Сбалансированность рациональной и эмоциональной сторон придает  сознанию устойчивость и гармонию, своеобразным проявлением которых  является моральная интуиция. Представляя  собой некое синкретическое единство размышлений и чувств, возникающее  на определенном этапе нравственного  развития личности, моральная интуиция способствует быстрому принятию решения  в таких ситуациях, где процедура  рациональной мотивации по каким-либо причинам затруднена.

Намеченные "опорные точки" структурно-функционального аспекта  этического знания позволяют осуществлять теоретический анализ морали, выясняя  ее общие фундаментальные характеристики и абстрагируясь от релятивности конкретных проявлений. Для понимания  сложной диалектики общего и особенного, изменчивости и устойчивости в морали необходимо обратиться к рассмотрению особенностей ее исторического развития.


Информация о работе Мораль как предмет этики