Воздействуя
на правовую жизнь общества, мораль
способствует укреплению общественного
порядка. Служебная функция морали
во взаимодействии с правом выражается
в том, что мораль возвышает качество правового
и в целом всего общественного порядка.
Это можно проследить на действии правового
положения «Все, что не запрещено законом
- разрешено» в регулировании общественного
порядка. Реализацию этого принципа нельзя
понимать абсолютно, в том смысле, что
человек должен руководствоваться лишь
названным принципом. В сознании индивида
есть такие факторы, как ответственность,
совесть, честь, достоинство, долг, которые
проникают в правосознание лица, взаимодействуют
с ним, корректируют его правовое поведение.
Право
должно способствовать утверждению
идеалов добра и справедливости
в обществе. Судебные и другие правоприменительные
органы обращаются при определении
юридических мер к моральным нормам,
а некоторые правовые нормы непосредственно
закрепляют моральные нормы, усиливая
их юридическими санкциями. Через право
осуществляется охрана моральных норм
и нравственных устоев.
Эффективность
правовых норм, их исполнение во многом
обусловливается тем, на сколько они соответствуют
требованиям морали. Чтобы правовые нормы
работали, они, по крайней мере, не должны
противоречить правилам морали. Право
в целом должно соответствовать моральным
взглядам общества.
Всякое
нарушение норм права является аморальным
поступком, но не всякое нарушение моральных
норм является противоправным деянием.
В некоторых случаях право способствует
избавлению общества от устаревших моральных
догм.
Список
использованной литературы
- Агешин Ю.А.
Политика, мораль, право. М., 2004
- Алексеев
С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК,
2001
- Лукашева
Е.А. Право.Мраль. Личность. – М.: «Наука»,
2002.
- Хропанюк
В.Н. Теория государства и права. М: Интерстиль,
2000.
- Хутыз М.Х.,
Сергейко П.Н. Энциклопедия права. М.: «Былина»,
2003
Мораль
в произведениях Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Когда Ф.М. Достоевский находился
на каторге, он сталкивался
там не только с политическими
преступниками, но и с уголовниками
– ворами и убийцами. Писатель
внимательно изучал их истории и обоснования
своих преступлений, в связи, с чем Достоевский
пришел к выводу, что в большинстве своем
преступления были совершены на почве
недовольства людей социальным устройством
России. Люди были недовольны социальным
неравенством, крестьяне после отмены
крепостного права в большинстве своем
остались нищими и обездоленными, они
шли в большие города, где начинали пьянствовать,
грабить и убивать. Выход из этого положения
Достоевский видел не в революции свергающей
самодержавие России, а в развитии и совершенствовании
духовного мира русского народа через
христианскую мораль. Но преступность
росла не только на почве экономического
упадка, новые философские учения также
способствовали этому. Ф. Ницше стал основателем
одного из таких молодых учений в Европе,
он выдвигал идею «сильной личности и
ее роли в истории», это люди завоеватели,
они управляют толпой, распоряжаются чужими
жизнями и будущим мира. Эти идеи не оставили
равнодушной и Россию. Герой романа «Преступление
и наказание», Родион Раскольников, убил
старуху ростовщицу, не только по причине
своей нищеты, но и по идейным соображениям.
Он придумал свою теорию мира, в котором
люди поделены на обыкновенных и необыкновенных.
Обыкновенными он называл серую массу,
которая должна жить в соответствии с
установленными обществом и государством
законами и порядками. Необыкновенные
– это люди, поступки которых направлены
на достижение идей меняющих историю и
устройство мира в удобную для них сторону,
к тому же необыкновенные люди имеют право
преступать закон и распоряжаться чужой
жизнью. Это сильные, смелые и сильные
личности. Своим решением об убийстве
старухи Родион пытается проверить, к
какой группе людей он относится. Раскольников
был довольно таки талантливым, умным
и гордым молодым человеком, но, к сожалению,
он не мог реализовать свои честолюбивые
мечты из-за бедности. Бедность отражается
на всей его жизни. Сестра Родиона, из-за
бедности вышла замуж за ужасного человека.
Бедность завела Мармеладова, отца Сонечки,
титулярного советника, которого сократили,
в пьянство и полное падение, как личности
и в итоге привело к смерти. Бедность заставила
Сонечку Мармеладову пойти на панель,
что бы прокормить себя и семью. Но к философским
суждениям Ницше Родион добавил и свое
мировоззрение. Он считал, что если сильная
личность убила ничтожество, которое не
несло никому пользы, она тем самым сделала
всех счастливыми. Такое убийство в восприятии
Раскольникова не есть ни преступление,
ни грех, тем более. Так он рассуждал, когда
убивал старуху процентщицу, собирался
помочь ее деньгами, которые были нажиты
на чужом горе, таким же обездоленным,
как и он. Однако, когда преступление было
совершено и руки Родиона оказались «в
крови», он не смог использовать награбленные
деньги, не только его совесть была настолько
чувствительной, что он не мог руками «убийцы»
обнять мать и сестру. Его снедает совесть,
она ассоциируется у Раскольникова с Сонечкой
Мармеладовой. Сонечка находиться в таком
же тяжелом положении, как и он, но сердце
ее не ожесточилось, не очерствело, не
озлобилось на мир. Девушка живет благодаря
своей непоколебимой вере в Бога и надежде
на Его справедливость. Соня была первой,
кому Родион признался в преступлении,
и от кого он ждал моральной поддержки
и понимания. Сонечка советовала Родиону
покаяться, что бы облегчить свои страдания,
рассказать всем людям о том, что он совершил,
но он ее не послушал и пошел сознаваться
о содеянном властям и попал на каторгу.
Соню и Раскольникова объединяло то, что
оба они были глубоко несчастны, они загубили
свои души, но если Соня руководствовалась
глубоко моральными побуждениями, она
хотела помочь своим близким выжить, то
Родион совершил преступление ради идеи.
На каторге постепенно, благодаря Соне,
с Родионом происходит духовное возрождение
– меняются его жизненные принципы. Этим
романом Достоевский показывает, что счастья
можно достичь лишь благодаря доброте
и всепрощению. Здесь четко можно проследить
приверженность автора христианской морали,
вера, добро и любовь должны править в
мире, а не жестокость и борьбы за власть.