Мораль и нравственность в буржуазном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 21:55, реферат

Описание работы

Этимологически термин "мораль" восходит к латинскому слову "mos" (множественное число "mores"), обозначающему "нрав". Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.
Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное - аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.
Сфера деятельности морали широка, но тем не менее богатство человеческих отношений можно свести к отношениям:
• индивида и общества;
• индивида и коллектива;
• коллектива и общества;
• коллектива и коллектива;
• человека и человека;
• человека к самому себе.
Таким образом, в решении вопросов морали правомочно не только, коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно он осознает общие моральные принципы и идеалы общества и отраженную в них историческую необходимость. Объективность основания как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру собственной сознательности, воспринимать и реализовывать общественные требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни и оценивать происходящее. Здесь встает проблема соотношения свободы и необходимости. Правильное определение общего основания морали еще не означает однозначного выведения из него конкретных нравственных норм и принципов или непосредственного следования индивида "исторической тенденции". нравственная деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления.

Содержание

Введение
Сущность и структура морали
Истоки нравственности
• Аристотель об этике
• Христианство
• Этическая концепция И. Канта
Социальная сущность морали
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ЭТИКЕ.docx

— 39.04 Кб (Скачать)

г) основным  средством освоения  действительности   является нравственное требование, - понятие нравственного требование здесь имеет смысл употребить не в узком значении (требование  как один из структурных элементов в отличие от принципов, норм и т. д.), а в широком, понимая под ним некий общий знаменатель нравственных принципов, норм, качеств, понятий, идеалов, а также реальных нравов. Понятие нравственного требования концентрированно  фиксирует тот факт, что нравственность является способом  регламентирования человеческой деятельности.

Таким образом, основной мыслью  всех  предыдущих  рассуждения  является то, что социальная сущность нравственности находит  свое концентрированное  выражение в регулятивной функции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                       Моральное сознание, порождаемое  потребностями общественного развития, как средство регуляции общественной  жизни людей и их взаимоотношений,  призвано обслуживать эти потребности.  Будучи формой отражения действительности, моральное сознание, как и другие  формы общественного сознания, может  быть истинным или ложным, критерием  его истинности служит практика. Однако оно обладает некоторыми  специфическими свойствами. Прежде  всего, оно способно оказывать  активное воздействие на повседневное  поведение людей. Моральные представления,  принципы, идеалы вплетены в человеческую  деятельность, выступая мотивами  поступков. В отличие от науки  моральное сознание действует  в основном на уровне общественной  психологии, обыденного сознания. Моральное  сознание, моральные знания носят обязательный характер.

Моральные чувства, помноженные на теоретические элементы морального сознания, проявляются и, многократно реализуясь в поступках, в конце концов закрепляются в  человеке как его нравственные качества, целостные духовно-практические образования, проявляющиеся в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности. Какими они станут, зависит от нас. 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1.       Волченко Л.Б., Добро и зло как  этические категории, -Москва, 1975 

2.       Малышевский А. Ф., Карпунин В.  А., Пигров К. С., Введение в философию. - М., Просвещение, 1995 

3.       Философский словарь, под. ред.  И. Т. Фролова, -М. Политиздат, 1986 

4.       Философия, под ред. В. П.  Кохановского, -Ростов-на-Дону / Книга, 1995  

5.       Франк С.Н.,  Понятие Философии  // Взаимоотношение философии и науки, 1990 – 2 

6.       М.Хайдеггер., Что такое  философия?  //  Вопросы философии, 1993 – 4 

7.       "Антология мировой философии", Универсальный словарь-справочник, Лондон, -Слово, 1993 

8.       Аристотель, Сочинения в 4-х томах, том 4, -Москва, 1989 

9.       Кант И., Сочинения в шести томах, -М.,1963 - 1966 г., т.1-6

.

10.     Т.  Б. Длугач "И. Кант: от ранних  произведений к "Критике чистого  разума", -М., Наука, 1990

Информация о работе Мораль и нравственность в буржуазном обществе