Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 10:12, контрольная работа
Мир, в котором живет современный человек, соткан из противоречий. По этой причине он более полемичен, чем когда-либо прежде. И будущее человека в значительной степени зависит от того, сумеет ли он – человек – организовать, сделать жизненной ценностью плодотворное и эффективное общение (именно оно составляет сущность процессов коммуникации, в том числе и речевые) в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности в политике, бизнесе, науке, между поколениями, представителями разных культур и т.д.
1.Введение
2 Общая характеристика спора
2.1 Понятие спора
2.2 Дискуссия
2.3Полемика
2.4Стратегия и тактика спора
3 Логические аспекты спора
3.1Вопросно-ответный комплекс
3.2Аргументация
3.3 Логические уловки в споре
4 Социально-психологические аспекты спора
4.1Общая характеристика социально-психологических аспектов спора
4.2Физическое благополучие
4.3Экономические и социальные интересы
4.4Чувство собственного достоинства
4.5Справедливость и право
4.6Развлечение и игра
5 Вывод
6Список использованной литературы
«Трескотня». Высказывание множества мыслей в быстром темпе приводит соперника в замешательство, так как рвется нить разговора и выбивается почва из-под его ног. Попросите начать сначала и помедленнее.
«Многозначительная недосказанность». Высказывая свою мысль, ваш оппонент делает глубокомысленный и многозначительный вид, подразумевая, что он мог бы еще многое сказать по этому поводу, но не считает нужным это делать. Попросите его продолжить – ведь это так интересно.
«Мнимая невнимательность». Противоположная сторона умышленно (при этом напуская на себя вид невинной овечки) не замечает те доводы, на которые не может ответить по существу. В этом случае можно поставить вопрос о способности ведения спора вашим соперником.
«Бремя доказательства» Тезис высказан, но никоим образом не аргументирован. С помощью вопроса «...Кто-нибудь имеет возражения против этого?» центр спора смещается, ибо, «клюнув» на эту уловку, вам придется критиковать выдвинутый противником тезис, приводят различные аргументы в подкрепление своей точки зрения. Он нападает, а вы вынуждены защищаться. Данную уловку легко нейтрализовать, если придерживаться принципа «Возлагай бремя доказательства на противника».
«Симуляция непонимания». Противник может попытаться представить дело так, что он не понимает, о чем идет речь, и с помощью надуманных вопросов постарается свернуть спорную тему или создать впечатление несостоятельности ваших утверждений. Такую уловку можно нейтрализовать намеком на то, что вы готовы дать вашему сопернику некоторое время на изучение оспариваемого вопроса. Если же он не согласится, следует предложить ему отказаться от участия в споре или выставить своего более компетентного представителя.
Очень часто в споре используются организационно-процедурные уловки. Большинство из них применяется в публичных речевых коммуникативных актах, например в дискуссиях, публичных дебатах, нередко переходящих в полемику (например, на заседаниях Государственной Думы).
Уловка «брать горлом» состоит в повышении тона, одна спорящая сторона перебивает другую, не дает ей говорить, в конце концов, словесно «забивает» ее, тем самым лишая возможности продолжать спор. Сохраняя спокойствие. Дождитесь, пока словесный вулкан не поутихнет, а затем предложите вернуться к тому месту, в котором спор был прерван.
Другая уловка основана на известной особенности человеческой психики: лучше всего запоминаются первое и последнее выступления. Поэтому постарайтесь добиться, чтобы первым и последним выступающими были ваши сторонники или по крайней мере сочувствующие, но не сторонники противоположной стороны.
Еще один способ «затереть» противника в споре – держать его в строгих рамках регламента, в то время как представители другой стороны получают всевозможные поблажки процедурного характера.
Следующая довольно часто используемая уловка – откладывание обсуждения главного вопроса. Этот способ преследует цель утомить участников спора, а затем без детального обсуждения объявить нужное решение главного вопроса.
Нередко используется такая уловка, как жесткая фиксация принятого решения даже в случае поступления информации, которая может стать веским основанием для пересмотра ранее принятого решения. И наоборот: некоторую поступившую позже незначительную информацию представляют как имеющую принципиальное значение для пересмотра ранее принятого решения.
Выше рассмотрены далеко не все уловки психологического и организационного характера, а только те, которые наиболее часто используются. В речевых коммуникациях можно встретить и многие другие. По этой причине трудно говорить о всех возможных способах их нейтрализации. Но в любом случае их суть заключается в квалифицированном разоблачении уловки на основе анализа существа и предназначения данной уловки. В результате автор уловки и другие участники спора осознают бесполезность уловок, понимая, что дальнейшие попытки их использования могут свести к нулю шансы выиграть спор или достойно его закончить.
5Вывод
Таким
образом, мы выяснили, что общение
между людьми протекает в разных режимах,
в том числе и в режиме спора. Более того,
продвижение к рынку и демократии делает
умение спорить неотъемлемой чертой цивилизованного
человека независимо от сферы его деятельности.
Поэтому необходимо знать, какие логические
и психологические приемы спора существуют,
как их можно и нужно использовать, чего
следует остерегаться в споре. Конечно,
невозможно рассказать о всех нюансах,
всех аспектах спора; нами представлены
лишь самые распространенные из них.
6.писок
использованной литературы
1.Русский язык
и культура речи: Учебник / Под.
ред. проф. Р89 В. И. Максимова. -
М.: Гардарики, 2001. - 413 с.
2. Психология и этика делового общения
/ Под ред. В. Н. Лавриненко. - М., 1997.
3. Шеламова Г. М. Деловая культура и психология
общения. - Академия, 2007.
4. Кузнецов Игорь Деловое общение. Деловой этикет. - Юнити-Дана, 2008.
5 Ведение переговоров и разрешение конфликтов. On Negotiation and Conflict Resolution. - Альпина Бизнес Букс, 2007.
6Кукушкин В. С. Деловой этикет. М., 2003.
Информация о работе Логические и психологические приемы полемики