Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:31, контрольная работа
Проблема лидерства в малой группе, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
Введение…………………………………………………….…..…3
Глава1. Понятие и содержание лидерства…………………..…4
Качества, присущие лидеру…………………………………7
Типы лидерства……………………………………………….9
Функции лидерства…………………………………………..11
Глава2. Лидерство в малых группах…………………….……..14
Лидерство и современность……………………….…….…..14
Заключение………………………………………………………..16
Список литературы…………………………………….…………17
Лидер как пример. В некоторых типах групп лидер может служить моделью поведения для остальных членов группы, т.е. обеспечивает их наглядным указанием того, кем они должны быть и что они должны делать. Командир отделения, который храбро ведет своих солдат в бой, служит именно таким примером.
Особое место в сознании людей занимают лидеры эталонных групп.
Лидер как символ группы. Группы с
высокой степенью сплоченности стремятся
не только к внутренним, но и внешним
отличиям от остальных индивидуумов.
Лидеры, являясь ядром таких групп,
начинают выполнять функцию символов:
их имена присваивают всему
Лидер как фактор, отменяющий индивидуальную ответственность. Нередко лидер играет важную роль для членов группы в освобождении их от ответственности за личные решения и действия, которой они хотели бы избежать.
Лидер как проводник мировоззрения. Лидер в большинстве случаев служит источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. В целом оно отражает идеологию того общества, к которому принадлежит группа
Лидер как «отец». Многочисленные функции лидера получают интеграцию во всеобъемлющей роли «отца» для членов группы. Истинный лидер -- это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувства преданности. «Отеческая» роль во многом объясняет ту почти беспредельную власть, которую иногда приобретают лидеры при определенных условиях.
Лидер как «козел отпущения». Насколько лидер может быть объектом положительных чувств в случае достижения группой поставленных целей, настолько же он может служить мишенью для агрессии со стороны членов группы в случае неудачи.
Перечисленные функции лидеров имеют неодинаковое значение применительно к различным типам групп. Поэтому трудно выделить среди названных ролей лидера главные и второстепенные; их значение колеблется в зависимости от внутренних и внешних факторов, всего того, что мы называем жизнью коллектива.
2. Лидерство в малых группах
Лидерство в малой группе — это
феномен воздействия или
2.1 Лидерство и современность
Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают тренировку умения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и на этой основе организовывать политическое управление. Лидера отличают не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное естественное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей.
Лидер должен соответствовать требованиям времени, и не только он, но и его окружение, которое способно его понять и поддержать. Немало лидеров-реформаторов не смогли проявить себя, не встретив поддержки. Лидер должен быть главой своей группы, проводником идеи, которая может завладеть умами общества или его значительной, ведущей части. Но и общество должно готовить себе лидеров. Воспитание элиты - важная общественная задача. Это и передача знаний, опыта анализировать ситуации, и развитие управленческих навыков и качеств, и воспитание ответственности, и обучение различным стилям управления, общения с людьми, умению изменять стиль и приемы руководства. Лидер (или будущий лидер) должен научиться принимать решения, избегать крайних, безвыходных ситуаций либо, напротив, создавать неизбежную, но выгодную совокупность обстоятельств.
Лидер
не может и не должен бояться рисковать,
ждать гарантированного успеха или, напротив,
полагаться на случайную победу. Поскольку
лидерство - цепь неожиданностей, ему предстоит
преодолевать непредвиденные осложнения,
маневрировать, быть готовым к временным
неудачам, но постоянно быть нацеленным
на движение вперед. Наше время и наша
страна остро нуждаются в новом поколении
лидеров - со стратегическим мышлением,
неординарным видением ситуации, уверенностью
в успехе. Такие лидеры нужны как в сфере
политики, так и в сфере экономики. Лидеры-новаторы
призваны эффективно решать и новые проблемы,
и старые, но иными методами. Их мастерство
предполагает широкие связи с другими
новаторами. Они инициативны и восприимчивы
к инициативе других. Такие лидеры при
всей их настойчивости не подавляют.
Сочетание объективных сил, политических
обстоятельств, сложившихся в обществе
традиций политической деятельности создает
лидера, но только при особом его складе.
Иначе он остается руководителем, служащим,
хотя и высокопоставленным.
В западной литературе возобладали тенденции прямого, механического перенесения личностных характеристик и механизмов лидерства в малых группах на личность политического, государственного деятеля и на механизмы лидерства в больших системах.
Заключение
Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.
Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями.
Список использованной литературы
Яхонтова Е. С.//Эффективность управленческого лидерства.-2002.
start="4"Прыгин Б.Д. Руководство и лидерство.-2004.
start="5"Штомка П. -Социология социальных изменений.-1996.
Информация о работе Лидерство в малых группах. Признаки лидерства