Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:55, реферат
Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ (V—IV вв. до н.э.) — один из крупнейших философов своего времени. Он имел много учеников, которых обучал ведению диалога, полемике, логическому мышлению.
Краткая биография Сократа
Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ (V—IV вв. до н.э.) — один из крупнейших философов своего времени. Он имел много учеников, которых обучал ведению диалога, полемике, логическому мышлению.
Сократ родился в Афинах
в 470 г. до н.э. Его отец, Софроникс, был
каменотесом, а мать — повитухой.
У своего отца Сократ научился ремеслу
скульптора. Сократ любил говорить,
что унаследовал от матери ее искусство,
сравнивая его с философским
методом – майевтикой: "Теперь
мое повивальное искусство во
всем похоже на акушерское, отличаясь
от него лишь тем, что я принимаю
роды у мужей, а не у жен, роды души,
а не тела". Учился Сократ у одного
из самых знаменитых философов античности
— Анаксагора из Клазомен. Сократ мало
путешествовал и почти никогда
не покидал Афины. Будучи молодым, он
посетил только Дельфы, Коринф и
остров Самос вместе с философом
Архелаем. Сократ участвовал в битвах
при Потидеи в 432 г. до н. э. и Амифиполе
в 422 г. до н. э. Рассказывают, что когда
афиняне отступали, он шел спиной
вперед, лицом к врагу. Беседы Сократа
вызывали восхищение. Своих слушателей
он считал, в первую очередь, друзьями,
а уже потом учениками. Благодаря
своему необычайному обаянию, он имел
влияние на людей разного возраста,
что вызывало зависть, неприязнь
и даже враждебность. В 399 г. до н.э. его
обвинили в неуважении к богам (ибо
он верил в бога высшего) и в
развращении молодежи, поскольку
он проповедовал свое учение. Он был
судим, но продолжал философствовать,
потому что считал это миссией, которую
Бог возложил на него и не мог
отречься от того, что говорил или
делал: "…пока есть во мне дыхание
и способность, не перестану философствовать,
уговаривать и убеждать всякого
из вас… говоря то самое, что обыкновенно
говорю: "О лучший из мужей, гражданин
города Афин… не стыдно ли тебе, что
ты заботишься о деньгах, чтобы их
у тебя было как можно больше,
о славе и о почестях, а о
разумности, об истине и о душе своей,
чтобы она была как можно лучше,
не заботишься и не помышляешь?" Сократ
предпочитает умереть, защищая свои
идеи: "Но вот уже время идти
отсюда, мне — чтобы умереть, вам
— чтобы жить, а кто из нас
идет на лучшее, это ни для кого не
ясно, кроме Бога". Через тридцать
дней после вынесения приговора
Сократ выпивает чашу цикуты в окружении
своих учеников, которым он говорит
о единстве жизни и смерти: "Те,
кто подлинно предан философии, заняты
на самом деле только одним —
умиранием и смертью". Диоген Лаэртский
приводит много свидетельств, заимствованных
у давних авторов, изображающих характер
Сократа: решительность, отвага, контроль
страстей, скромность и независимость
от богатства и власти. Сократ принципиально
не записывал свои мысли, считая действительной
сферой существования истинного
знания и мудрости живую беседу с
оппонентами, живой диалог, полемику.
Вступать в диалог с Сократом означало
держать "экзамен души", подвести
итог жизни. По свидетельству Платона
"Всякий, кто был рядом с
Сократом и вступал с ним в
беседу, о чем бы ни шла речь, пропускался
по виткам спирали дискурса и неизбежно
оказывался вынужденным идти вперед
до тех пор, пока не отдаст себе отчета
в самом себе, как он жил и
как живет теперь, и то, что
даже мельком однажды
Методы Сократа в учении
Мышление людей формируется в процессе познания. "Познание - процесс деятельности людей, отражающий и воспроизводящий объективную действительность в их мышлении". В процессе обучения человек проходит через этапы познания человечества, сформировавшего науку, т.е. вся культура создается по крайней мере дважды — первый раз, когда она творится в процессе познания и преобразования окружающего мира, второй раз в процессе обучения. Совершенно очевидно, что однажды кем-то было познано и усвоено, может быть усвоено в другой раз уже другими.
Вопрос в том, как это вторичное усвоение, т.е. обучение, более рационально организовать, т.е. сделать значительно эффективнее.
Процесс обучения связан со
взаимной деятельностью преподавателя
и ученика, первый передает второму
накопленный опыт старших поколений.
Вся история познания представляет
историю преодоления
Эвристический метод Сократа
обучения в виде бесед можно считать
предвестником проблемного
При этом стираются привычные грани между такими общепринятыми понятиями как лекция и семинар, самостоятельная работа и консультация
Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. поскольку движущей силой проблемного обучения являются противоречия между познавательными задачами и уровнем знаний, умений ученика. Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может".
По Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И, напротив, акцент на личных интересах, их противопоставление интересам ближних ведут к душевному разладу и дисгармонии с обществом.
Центральным звеном развития сократического метода обучения явилось представление о таком процессе в обучении, который имитирует реальный творческий процесс, моделирует его главное звено, включающее создание проблемной ситуации и управление поиском решения поставленной проблемы.
Проблемной называется такая ситуация выполнения практического или теоретического задания, при которой ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно и возникает субъективная потребность в новых знаниях. Возникающая познавательная потребность вызывает и определяет познавательную активность личности в обучении. Она является основным звеном, из которого в дальнейшем обучении развиваются познавательные и профессиональные интересы человека. Процесс усвоения новых знаний осуществляется в системе проблемного обучения, как субъективное открытие их уч-ся с помощью преподавателя. Т. о., в системе проблемного обучения главными являются два условия:
- возникновение у каждого
учащегося познавательной
- субъективное открытие новых обобщенных знаний, необходимых для выполнения практических или теоретических задач.
Общим условием успешности реализации проблемного обучения является высокое профессиональное мастерство преподавателя, заключающееся в постановке проблем такой степени трудности, которая соответствует познавательным возможностям учащихся и организации активной познавательной работы каждого.
Показателем эффективности
проблемного обучения служит существенное
повышение качества усвоения учебного
материала и возможностей его
практического использования в
профессиональной деятельности. Отдаленным
показателем эффективности
Заключение
Таким образом, главным дидактическим
достижением Сократа можно
Беседы Сократа вызывали у слушателей особый эмоциональный и интеллектуальный подъем. "Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее... а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими" - так описывал свои впечатления ученик Сократа.
Сократический диалог, хотя и требует большего труда от преподавателя, точнее, иных его способностей, является более демократическим способом передачи знания.
Литература
Флоренский П. А. Личность Сократа и лицо Сократа // Вопросы философии.- М., 2003.-№ 8.-С.123-131
Тригорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология, (Москва) Год: 2003
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. Издательство: Издательская группа "ФОРУМ"-"ИНФРА-М" (Москва) Год: 1998
Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. – 266 с.
Столяренко А.М. Психология и Педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.