Комплексный анализ коммуникавной ситуации "Чичиков у Коробочки"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

В ходе общения Чичиков прибегает к приемам усиления коммуникативной позиции. Делая комплименты, пытается расположить к себе хозяйку дома. Проявляет внимание, сочувствие к ее проблемам, выслушивает жалобы – все это способствует налаживанию контакта. Вальяжная манера поведения, уверенность в себе придает ему значимости в глазах Коробочки.

Работа содержит 1 файл

деловой этикет.docx

— 20.32 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ИНСТИТУТ  МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА И ФИНАНСОВ

ФАКУЛЬТЕТ «ДЕЛОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ» 

ЗАЧЕТНАЯ  РАБОТА

ПО  ПРЕДМЕТУ «ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ» 

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНОЙ  СИТУАЦИИ

ВАРИАНТ 3

«ЧИЧИКОВ  У КОРОБОЧКИ» 

                                                                ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ  

                                                                         ГРУППЫ М-066/ПП

                                                                         БЕЛОЗОРОВА С.  Ю.

                                                                         ПРОВЕРИЛ:

                                                                         ТАВДГИРИДЗЕ  Л. А.

              ДАТА:

                     ОЦЕНКА:

                         ПОДПИСЬ: 
 
 

ВОРОНЕЖ 2008 
 
 

     «…умение  общаться с людьми – это товар, и я заплачу за него больше, чем  за что-либо другое на свете».   Дж. Д. Рокфеллер.

     Умение  вести деловые беседы и переговоры, устанавливать контакты с партнерами – ключ к успеху в любом деле.

     В данной работе нам предстоит провести анализ коммуникативной ситуации, представленной в эпизоде «Чичиков у Коробочки».  Очень интересный сюжет, как и его участники, люди разные по характеру, по манере поведения. Чичиков и Коробочка ведут неофициальную беседу за чашкой чая.  Встреча происходит в доме Коробочки.  Каждый из участников преследует свои цели, для начала попробуем определить цели общения  коммуникантов.

     Чичиков:

     - коммуникативная – наладить контакт  с хозяйкой дома;

     - информационная – узнать, есть  ли у коробочки «мертвые души»,  сколько их;

     - предметная – выкупить «мертвые  души».

     Коробочка:

     - коммуникативная - наладить контакт;

     - информационная – узнать, кто  такой Чичиков, зачем ему «мертвые»;

     - предметная – продать «мертвые  души», тем самым избавиться  от налога.

     В ходе общения Чичиков прибегает  к приемам усиления коммуникативной позиции. Делая комплименты, пытается расположить к себе хозяйку дома. Проявляет внимание, сочувствие к ее проблемам, выслушивает жалобы – все это способствует налаживанию контакта. Вальяжная манера поведения, уверенность в себе придает ему значимости в глазах Коробочки. Чичиков приводит аргументы, доказывающие, что ей «мертвые» ни к чему, и он, покупая их, оказывает ей услугу, избавляя от лишних хлопот и затрат.

     В качестве приема эффективного общения, Чичиков использует комплименты:

     -«…прекрасно,…прекрасный пирог с яйцом, …хорош»;

     -«…Настасья Петровна, хорошее имя Настасья Петровна, у меня тетка, сестра моей матери тоже Настасья Петровна».

     Какой хозяйке не понравятся комплименты  по поводу ее угощения, тем более, что  Коробочка угощением пытается задобрить, «подмаслить» гостя, думая, что он заседатель. По поводу  второго комплимента  хотелось бы просто процитировать                 Д. Карнеги: «Помните, что для человека звук его имени – самый сладкий и самый важный звук в человеческой речи».

     В данном видеофрагменте действуют такие  законы речевого воздействия, как:

     - закон зависимости  результата от  объема коммуникационных  усилий.

     Чичиков заранее подготовился к встрече. Собрал нужную ему информацию, узнал, что Коробочка  вдова с финансовыми  проблемами, правильно выбрал стратегию  разговора. Продумал возможные опасные  моменты и тщательно спланировал  свою речь.

     -закон  первичного отторжения  новой идеи.

     Коробочка не понимает, зачем Чичикову понадобились «мертвые души». Такое предложение она слышит впервые. Начинает думать, что он ее обманывает, что они могут и самой пригодиться «в хозяйстве», боится продешевить: «Может, отец мой, меня обманываешь, они того, они больше как-нибудь стоят…».

     -закон  зеркального развития  общения.

     Этот  закон действует в течении  всего сюжета. Собеседники имитируют стиль общения:

      - позвольте узнать фамилию вашу?

      - Коробочка…

      - а имя, отчество?

      - Настасья Петровна.

     -милейшая, а у вас умирали крестьяне?

     - ах, батюшка, восемнадцать человек,….

     -уступите  их мне или продайте…

     -право  не знаю, ведь я мертвых еще  никогда не продавала…

     -вы  разоряетесь, платите за него  подань, как за живого…

     -ой, отец мой, не говори об этом, еще третью неделю внесла больше полутороста, да заседателя подмаслила…

     -…заседателя  подмасливать больше не нужно.  Теперь я буду платить, а  не вы.

          - закон речевого усиления эмоций.

     Недоверие Коробочки раздражают Чичикова, он переходит на повышенные тона. Позволяет  себе дерзкие замечания, есть даже намеки на шантаж : «…хотел хозяйственные продукты закупать, а теперь…». Коробочка волнуется, пугается и соглашается на сделку: «Да что ж ты рассердился-то так горячо. Знай я прежде, что ты такой сердитый, я б совсем тебе не прекословила. Ну да изволь, я готова отдать за 15 ассигнаций».

     В нашем видеофрагменте Чичиков  использует способ речевого воздействия: убеждение – целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрения другого, является главным методом воздействия на сознательную сферу личности.

     -…что  же они могут стоить, это же  прах, просто прах…я вам даю  деньги, пятнадцать рублей,...

     -…а  может, в хозяйстве как-нибудь  по случаю понадобятся?

     -мертвые  в хозяйстве?...эко вы хватили…

     -право,  не знаю…

     -из  одного христианского человеколюбия,  вижу бедная вдова, терпит нужду,  убивается, хотел было хозяйственные  продукты  у вас закупать, я ведь хозяйственные подряды тоже веду , а теперь…

     В нашем сюжете герои используют следующие  варианты обращения: матушка, батюшка, отец мой, милейшая моя. Данные формы обращения способствуют установлению контакта, имеют неофициальный характер. Герои как бы заискивают друг перед другом. Однако, Чичиков всегда говорит «вы», что соответствует нормам этикета, а Коробочка – «ты», демонстрируя свою невоспитанность.

     Невербальное  поведение персонажей можно охарактеризовать следующим образом: Коробочка не пользуется невербальными средствами общения, разве что только мимикой лица: широко открывает рот и глаза, чем показывает свое изумление. Думая, что гость является заседателем, пустила слезу, дабы разжалобить. Чичиков же , наоборот, очень активно использует эти средства: он то садится, то встает, что означает напряжение, обдумывание дальнейших действий. Сидит на стуле, развалясь, небрежно, показывая себя хозяином положения. Постоянное жестикулирование руками может говорить о том, что собеседник волнуется, так же это отвлекает внимание слушателя от речи. Чичиков принимает позу, опершись одной рукой о стул, другую держит на бедре – это говорит о том, что он стремится главенствовать. «Шпилеобразный жест» - пальцы рук касаются друг друга, образуя шпиль – выражает уверенность в себе. Мимика лица у Чичикова тоже очень живая, он и улыбается, и ухмыляется, хмурит брови.

     Чичиков и коробочка ведут неофициальную  беседу за столом, поэтому у нас  есть возможность охарактеризовать и их застольные манеры. Настасья Петровна повела себя гостеприимно, подала угощения, желая угодить гостю. О ее манерах за столом ничего не можем сказать плохого, поскольку она лишь сделала пару глотков чая. Чичиков же показал себя достаточно некультурно. Слышалось постоянное посапывание, причмокивание, похрюкивание, очень громко отпивал чай из чашки, при этом оттопыривая мизинец. Тканевой салфеткой вытирает губы, не кладет ее на место, а куда вздумается, это тоже непозволительно.

     В заключении сделаем  вывод о том, что цели коммуникантов были достигнуты. Каждый получил, что хотел. Позиция Чичикова была сильнее ввиду того, что его оппонентка  оказалась просто напросто одинокой, слабой, глупой особой. А в процессе общения он еще больше усилил свою позицию, благодаря эффективному использованию приемов речевого воздействия. Характеризуя этикетность поведения героев, можно сказать, что Чичиков ведет себя по отношению к хозяйке дома с притворной вежливостью. Не скрывает своего презрительного отношения, позволяя передразнить ее: «…чай не заседатель…». Изначально проявил нетактичность и невнимательность, не зная имени хозяйки, хотя тут же попытался завуалировать это комплиментом. Сам не соизволил представиться перед хозяйкой дома, не смотря на то, что она поинтересовалась, кто же он такой. Так же плохо скрывает свое нетерпение и раздражительность. Настасья Петровна показала свое невежество тем, что обращалась на «ты» к  Чичикову. Так же неэтично было с ее стороны жаловаться гостю на свои проблемы. Манеры поведения наших героев – это пример того, как не надо делать. 
 

      

Информация о работе Комплексный анализ коммуникавной ситуации "Чичиков у Коробочки"