Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 01:25, реферат
Во многих источниках приводятся следующие четыре, как основные, эстетические категории: прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое.
Прекрасное. Прекрасное определяется главным образом через гармоничность. "В течение всех веков красота, как правило, отождествлялась с гармонией. Для характеристики прекрасного употреблялись и такие понятия, как симметрия, пропорциональность, целесообразность, золотое сечение и т.д.
I. ВВЕДЕНИЕ 3
II. Место комического в системе эстетических категорий 5
III. Эстетическое богатство комического 8
IV. Явления комизма в жизни 10
V. Вывод. 12
VI. Список использованной литературы 13
Министерство образования и науки Украины
Запорожский
национальный университет
Индивидуальная работа
по эстетике на тему:
«Комическое как утверждение
радости жизни»
Выполнила:
гр. 3117-1
Дегтярь А.
Проверила:
Мегрелишвили
М. О.
Запорожье,
2008
Содержание
Во многих
источниках приводятся следующие четыре,
как основные, эстетические категории:
прекрасное, возвышенное, трагическое
и комическое.
Прекрасное. Прекрасное определяется
главным образом через гармоничность.
"В течение всех веков красота, как правило,
отождествлялась с гармонией. Для характеристики
прекрасного употреблялись и такие понятия,
как симметрия, пропорциональность, целесообразность,
золотое сечение и т.д. Эти и другие аналогичные
понятия или означают то же самое, что
и понятие "гармония", или же имеют
в виду конкретные случаи гармонии. Наиболее
часто под гармонией понималось единство
разнообразного."
Возвышенное. "Если прекрасное
- это положительная общечеловеческая
ценность явлений, которыми общество уже
полно и свободно владеет, то возвышенное
- эстетическое свойство предметов, имеющих
положительное значение для общества
и таящих в себе огромные, еще не освоенные
потенциальные силы. В истории эстетики
сложились две точки зрения на взаимоотношение
прекрасного и возвышенного:
Существуют различные трактовки его места в системе эстетических категорий. Иногда его понимают как категорию полярную трагическому или возвышенному, например, немецкий писатель и теоретик искусства Жан-Поль определил комическое как «оборотную сторону возвышенного». Но многие авторы считают его категорией эстетики имеющей такое же значение, как и все остальные. Сфера комического чрезвычайно многообразна, в нем выделяются различные стороны и оттенки от мягкого юмора до устрашающего гротеска. Комическое во всех своих модификациях обладает огромным воздействием, элементы комического входили как составные части в произведения художественного творчества от самых примитивных до наиболее развитых. Элементы комического включает даже поэмы Гомера.
Теоретическое осмысление категории комического начинается с Платона и Аристотеля. В диалогах Платона содержатся рассуждения об эмоциональном воздействии комедии, о смехе, шутках и иронии. В «Филебе» Платон определяет комическое как душевное состояние являющееся смесью печали и удовольствия. В диалоге Платона «Пир» Сократ проводит идею связи трагического и комического. В «Поэтике» Аристотеля раздел который должен был быть посвящен комедии либо не был написан, либо не сохранился. Остались только отдельные замечания позволяющие реконструировать представления Аристотеля о комическом и его формах. Аристотель говорит о комедии как «насмешливых песнях, которые изображают действия людей негодных». Аристотель первым отчетливо связал комическое с категорией смешного, когда написал, что Гомер первым показал основную форму комедии придав драматическую форму не насмешке, но смешному». Некоторые последователи Аристотеля предлагали рассматривать комическое по аналогии с трагическим, причем источником катарсиса здесь будет не страх и сострадание, а смех. В Средние века комическое было изгнано из официального искусства.
Возрождение снова обратило к комедии как жанру, ее развитие порождало интерес к теории комического. В XVII веке теория комедии постепенно выделяется из теории драмы, она становится предметом исследования философии, которая рассматривала ее на основе господствовавшей в то время теории аффектов. Декарт предлагал рассматривать смех как физиологический аффект, Гоббс видел в смехе один из видов страсти. Он считал, что в основе смеха как страсти лежит представление о собственном превосходстве, смех, по его мнению, выражает радость. Условиями возникновения этого аффекта являются ясность ощущения собственного превосходства и неожиданность. Спиноза считал смех следствием аффекта удовольствия, возникающего из усмотрения в неприятной нам вещи чего-то достойного пренебрежения. Спиноза очень высоко ставил значение смеха для духовной жизни человека, по его словам веселость не может быть чрезмерна.
В
эпоху Просвещения Лессинг
Представлена
классификация видов смеха, зависит от
его меры и оттенков.
Юмор - сатира. В данном контексте это
полюса смеха. Между ними находится множество
оттенков смеха. В основе и юмора, и сатиры
лежит комедийное отношение к действительности.
Сатира - это крайняя и высшая форма критики,
отрицания. Она заостряет, а порой и утрирует
и даже деформирует облик осмеиваемого
явления. Юмор же, напротив, всегда видит
в своем объекте какие-то стороны, соответствующие
идеалу. Он призывает не к уничтожению
явления, а к его совершенствованию. Объект
юмора хотя и заслуживает критики, но все
же сохраняет свою привлекательность.
Таким образом граница между юмором и
сатирой - это граница между несостоятельностью
отдельной черты явления и всего явления
в целом.
Ирония - сарказм. Ирония, как вторичная
форма эстетического отношения, существует
как на сатирической, так и на юмористической
основе. Ирония - это такая форма эмоциональной
критики, в которой за положительной оценкой
скрыта острая насмешка. Чем глубже скрыт
истинный смысл иронии, тем она более язвительна.
Ирония - это комический парадокс. Сатирическая
ирония, мнимо утверждая предмет, отрицает
его сущность. Юмористическая ирония,
мнимо утверждая все в предмете, вышучивает
и подвергает критике отдельные его стороны.
Она - своеобразное "ласковое ругательство".
По мнению Ф. Шлегеля, ирония регистрирует
неразрешимые жизненные противоречия
и помогает возвыситься над ними. Также
в исследованиях иронии подчеркивается
ее диалектичность.
Сарказм - сатирическая по направленности,
особо едкая и язвительная ирония, достигшая
трагедийного накала. Это ирония, изобличающая
явления, особо опасные по своим общественным
последствиям.
Комический намек, шутка, насмешка. Комический
намек - частный случай и особая форма
иронии. Это переходная форма от иронии
как скрытой насмешке к открытой насмешке.
Шутка - юмористическая безобидная насмешка.
Открытая насмешка - это прямая обидная
издевка, протекающая в форме сатирически
заостренной, эмоционально насыщенной
критики.
Мера смеха. Мера смеха определяется не
тем, что лежит на поверхности, не оттенками
предмета, а его качественной определенностью,
сущностью в ее индивидуальном проявлении.
Многообразие видов и оттенков смеха определяется
также тем, что внутри каждого из них свои
тона, переходы, оттенки. Ошибка в мере
смеха - "это ошибка в таком генеральном
вопросе, как вопрос об эстетическом отношении
искусства к действительности. Ошибка
в мере смеха - ошибка в концепции мира"
.
«…комизм кроется везде... живя посреди него, мы его не видим; но... если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху, и будем дивиться, что прежде не замечали его…»
Явления комического многообразны и изменчивы, их трудно подвести под одно определение, как того требует наша привычка к наукоподобному теоретизированию.
Комическое может быть противопоставлено очень многому, и вероятно, этим объясняется огромное число теорий и толкований, с ним связанных. Данное явление многолико и изменчиво. Но чему оно противостоит всегда — так это серьезному. Там, где есть серьезное, — нет комического, и наоборот. Но то, что в данный момент принимается всерьез, завтра может вызвать смех.
Существуют и культурные особенности у разных народов в том, над чем они смеются и что принимают всерьез. Однако хотя эта область серьезного и подвижна в историческом плане, относительна в культурном, тем не менее, всегда существует ряд психологических и социальных установок, тормозящих (или запрещающих) возникновение смеха в определенных ситуациях. Стать объектом комического может все — даже боги смеются, правда, не все и не над самими собою. Но в культуре всегда есть такие символы, «высшие ценности», над которыми не положено смеяться и которые не вызывают веселости, хотя способны вызывать другие реакции, воодушевление например. Таковы высшие ценности морали, религии, некоторых социальных установлений — они, как правило, не предполагают никаких обоснований, Самодостаточны и потому не подвергаются сомнению. В ходе истории одни ценности сменяют другие, и новые боги вытесняют прежних. Нисхождение высших ценностей часто происходит через их комическое обыгрывание. Однако сама сфера высших ценностей при этом, не исчезнет, и свято место пусто не бывает: пока осмеиваются старые боги, новые идут им на смену. Как таковые, ценности, пока они не развенчаны, не есть область комического. Но они поистине как звезды на небе: все, что происходит на земле, их не касается; а на земле как раз все и происходит, и это все, может быть представлено как бесконечное разнообразие комического.
Выставление напоказ и комическое обыгрывание мелочей повседневной жизни, ее пустоты и никчемности в результате приводят к ощущению трагичности такой жизни. Получается картина, напоминающая образ, нарисованный Шопенгауэром: жизнь в целом трагична, в ее повседневной детализации — комична.
«Только человек, окруженный в нашем современном мире различными проблемами, знает цену смеха. Смех — это самое чистейшее проявление свободы. Бывает, что нам не прощают чувство юмора. Люди, лишенные этого чувства, интуитивно ожесточаются не против смеха, а против свободы, которую он выражает. И они правы — такое нельзя простить! Такие люди подобны тяжелобольным, озлобленным против всего, не соответствующего их недугу» (И. Бешков).
За время существования искусства
комическое появилось, выделилось в отдельную
категорию, захватило прочные позиции
в искусстве и связало себя с множеством
явлений действительности. Также произошла
существенная дифференциация внутри категории,
что является одним из признаков развития.
Таким образом комическое
– это категория эстетики, выражающая
в форме осмеяния исторически обусловленное
(полное или частичное) несоответствие
данного социального явления, деятельности
и поведения людей, их нравов и обычаев
объективному ходу вещей и эстетическому
идеалу прогрессивных общественных сил.
Комическое по своему происхождению, сущности
и эстетической функции носит социальный
характер. Его истоки коренятся в объективных
противоречиях общественной жизни. Комизм
может проявляться по-разному: в несоответствии
нового и старого, содержания и формы,
цели и средств, действия и обстоятельств,
реальной сущности человека и его мнения
о себе.
Информация о работе Комическое как утверждение радости жизни