Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:13, реферат
В сознании каждого человека глубоко укоренился целый комплекс представлений о мире. Персональный образ окружающей действительности складывается из тысяч наблюдений, осознанных и неосознанных. Это своеобразное «стекло», через которое мы смотрим на реальность, понимается и называется по разному: стереотип, предубеждение, «парадигма» или «интеллектуальная модель».
Федеральное агентство по образованию
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
Казанский государственный технологический университет
Нижнекамский химико-
РЕФЕРАТ
по этике и эстетике на тему:
«Как сломать стереотип»
Выполнил: студентка группы 1803
Шляхтина А.Н.
Проверил: Габдурахимова Т.М.
Нижнекамск, 2010
«Стекло»
В сознании каждого человека глубоко укоренился целый комплекс представлений о мире. Персональный образ окружающей действительности складывается из тысяч наблюдений, осознанных и неосознанных. Это своеобразное «стекло», через которое мы смотрим на реальность, понимается и называется по разному: стереотип, предубеждение, «парадигма» или «интеллектуальная модель».
Безусловно, каждый считает, что его «стекло» наиболее прозрачное, т.е. не искажает истинную картину мира. И это – самый главный стереотип.
Стереотипы (вне зависимости от степени соответствия действительности и тонкостей определений) определяют не только наше мировоззрение, но и поведение. Почему? Потому что мы действуем, исходя из того, как мы видим ситуацию. Но, посмотрев на одно и то же явление, разные люди видят его по-разному. Наши стереотипы становятся клеткой, не выпускающей за пределы привычного образа мыслей и способа действий.
Само понятие «стереотип» было впервые использовано американским журналистом и политологом Уолтером Липпманом в работе «Общественное мнение». В переводе с греческого стереотип — «твердый отпечаток» чего-либо. Стереотипы — устойчивые, мало зависимые от эмпирического познания образы окружающих предметов или явлений. Строго говоря, формирование в сознании образа предмета всегда включает элемент стереотипизации, т. е. определенную степень упрощения, выделения значимых и вытеснение неважных для субъекта его сторон и характеристик. Однако устойчивость образам, определяемым как стереотипы, придают особенности процесса их формирования.
Во-первых, стереотип всегда далек от собственного опыта. В современном обществе основным источником стереотипов все чаще становятся соответствующим образом подобранные сообщения СМИ.
Например, постоянный
читатель газеты «Московский комсомолец»
независимо от своего желания будет
представлять себе типичного кавказца
как бандита или члена
Во-вторых, устойчивость стереотипу придает его непосредственная связь с установкой, которая определенным образом защищает стереотип от возможной трансформации или разрушения.
Наиболее удаленными
от непосредственного
Приведем пример стереотипного поведения из книги М. Робсона «От идеи к решению. Использование потенциала управленческой группы».
«Компания, продающая плавкую
проволоку, имеет давнего и
постоянного покупателя, который
приобретает ее в мотках по
10 метров каждый. И так продолжается
годами. Для этого компании приходится
каждый раз разрезать 3000 метров
проволоки, намотанной на
Однажды некто, работающий в компании, выходит за пределы «колеи» традиционного мышления и задает себе вопрос: «Зачем мы режем проволоку на 10-метровые куски?» На что ему дают ответ: «Потому что мы всегда так делали».
Неудовлетворенный ответом, дотошный сотрудник звонит покупателю и задает ему вопрос: «Почему вы заказываете проволоку именно 10-метровой длины?» и получает такой ответ: «Потому что вы присылаете нам ее 10-метровыми кусками». Далее потребитель продолжает: «Ваша фабрика, видимо, не может производить проволоку длиннее 10 метров должного качества. Для нас, конечно, это очень неудобно, так как приходится тратить целое состояние, чтобы соединить эти 10-метровые куски в единое целое. Если бы вы смогли присылать проволоку в барабанах по 3000 метров каждый, это было бы великолепно!»
Так как же сломать стереотип?
Следующие действия могут помочь сломать стереотип:
- для начала попробуйте
привести пример из Вашей
- четко зафиксируйте стереотип,
дайте ему название, например
«Мой сосед жадный» или «Мы
всегда так делали» в
- воссоздайте, по возможности, историю его возникновения;
- проанализируйте механизм
воздействия стереотипа на
Следующим шагом оцените стереотип:
- что Вы или Ваша
организация потеряете и что
приобретете, расставаясь с
- почему именно этот стереотип требует развенчания;
- какой новый стереотип
необходимо закрепить в
- какие межличностные,
экономические и другие
Предупреждение - разрушение стереотипа, неминуемо сопровождается конфликтами (внутриличностными, межличностными, межгрупповыми и т.д.).
Начиная действовать, продумайте:
- технологию разрушения стереотипа;
- технологию создания нового стереотипа;
- технологию профилактики
конфликта или способ
Начать осознание
- распознавайте “скатывание
в абстракцию”, абстрактное
- проговаривайте, хотя бы
про себя, то, о чем обычно не
говорите, но имеете в виду, отдавайте
себе отчет в истинной изнанке
Вашего отношения к
- сочетайте позицию «адвоката»
и «следователя», т.е.
Для этого, защищая свои взгляды:
- сделайте прозрачным
ход Ваших рассуждений (на
- поощряйте собеседника к анализу Вашей точки зрения (“Может быть, я учел не все данные? Или возможно другое истолкование?”);
- активно изучайте
Изучая взгляды других:
- если у Вас есть
гипотезы о взглядах других
людей, формулируйте их в
- предъявляйте факты,
на которых основаны ваши
- не стоит задавать вопросы, если вас не слишком интересуют ответы, т.е. не действуйте только из вежливости.
В любом случае, не обманывайте себя!
Различайте официальные теории (то, что Вы говорите) и используемые теории (на основании которых Вы действуете).
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов http://www.inter-solar.ru и http://www.elitarium.ru/