Эволюция концепции социальной ответственности бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:18, контрольная работа

Описание работы

В сегодняшней экономической ситуации эффективность деятельности компании во многом зависит от степени ее вовлеченности в решение глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. К числу таких проблем следует в первую очередь отнести улучшение экономической и социальной обстановки в обществе.

Работа содержит 1 файл

Эссе.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Правительство Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Национальный исследовательский  университет  
"Высшая школа экономики»

Пермский филиал

Факультет менеджмента

Кафедра общего менеджмента

 

 

 

 

 

ЭССЕ

на тему: «Эволюция  концепции социальной ответственности  бизнеса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки группы М-10-03

                                                                  Бакланова Я.Д.

 

Преподаватель

Голдырева В.А.

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2012 г.

 

В сегодняшней экономической  ситуации эффективность деятельности компании во многом зависит от степени ее вовлеченности в решение глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. К числу таких проблем следует в первую очередь отнести улучшение экономической и социальной обстановки в обществе.

Понятие «корпоративная социальная ответственность» сформировалось сравнительно недавно. Процесс развития и осознания обществом сущности концепции корпоративной социальной ответственности занял не более 50 лет и продолжается в настоящее время. В современном мире формирование и развитие социальной ответственности компаний становится актуальной проблемой, которая обусловлена тем, что сегодня практически для всех стран возрастает роль и значение бизнеса в решении насущных задач экологической безопасности, социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.

В настоящее время в самом  общем смысле под корпоративной социальной ответственностью (КСО) понимается философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности, направленной на удовлетворение ожиданий заинтересованных сторон в целях устойчивого развития. Однако до сих пор корректное определение термина корпоративная социальная ответственность является сложной задачей[1]. Рассмотрим эволюцию данного понятия.

Зарождение концепции социальной ответственности бизнеса обычно ученые относят к концу XIX—началу XX в. Первоначальное распространение данная концепция получила в среде американских инженеров, которые видели в демонстрации «большого чувства социальной ответственности» путь к повышению социального престижа своей профессии. Через некоторое время указанную концепцию начали связывать с бизнесом.

Впервые концепция социальной ответ

ственности бизнеса (CSR – Corporate Social Responsibility) была сформулирована в середине ХХ века. Согласно этой концепции, бизнес, помимо производства качественных продуктов и услуг в рамках правового поля, добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом по выполнению различного рода социальных программ на безвозмездной основе. В управленческой науке того времени, прежде всего американской, было разработано много концепций, среди которых наибольшую известность получили «социальная ответственность бизнеса», «социальная ответственность бизнесменов», «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная социальная восприимчивость», «корпоративная социальная деятельность», «корпоративная социальная добросовестность»[2].

В 20-х годах XX века в американских деловых кругах широкое распространение получила концепция «служения». Согласно этой концепции фирмы должны иметь и другие цели, кроме «делания денег».[3] Так деятельность компаний, не имеющей отношения к получению прибыли была названа концепцией «служения». Но концепция «служения» оказалась недолговечной (по причине как ее недостаточной ясности и проработанности, так и сложного экономического положения в конце 20-х годов) и постепенно утратила свою популярность в деловых кругах. В последующие два десятилетия на смену ей приходит концепция «социальной ответственности», сначала имевшая преимущественно теоретический характер, а после второй мировой войны распространившаяся и в деловых кругах [3].

Работа Г. Боуэна «Социальная ответственность  бизнесмена», опубликованная в 1953 году, положила начало современному пониманию  роли и места корпоративной социальной ответственности. По мнению исследователя, социальная ответственность состоит в «принятии таких решений либо следовании такой линии поведения, которые были бы желательны с позиций целей и ценностей общества»[2]. Идеи Боуэна получили свое развитие в работах К. Дэвиса, считавшего, что социальная ответственность имеет отношение к тем «решениям и действиям бизнесменов, которые осуществляются по причинам, по крайней мере, частично выходящим за пределы прямого экономического или технического интереса фирм», причем «некоторые социально ответственные решения в бизнесе могут быть в ходе длительного, сложного процесса анализа объяснены как предоставляющие хороший шанс для получения фирмой долгосрочного экономического эффекта»[2]. Проблемами содержания социальной ответственности корпораций в это время также занимался Дж. МакГуир, отмечавший, что «корпорация имеет не только экономические и правовые обязательства, но и несет некую ответственность перед обществом, выходящую за их пределы»[2].

Итак, эволюцию основных подходов к пониманию корпоративной социальной ответственности бизнеса и роли государства в ее реализации мы можем представить в виде таблицы (табл. №1).

 

Таблица №1. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности бизнеса

Авторы

Период времени

Ключевые положения

Г. Боуэн

50-е годы XX века

Богатые должны субсидировать бедных через благотворительность и  рассматривать себя не как хозяев, а как управляющих капиталом, который работает на благо общества.

А. Кэрролл

70-е годы XX века

Компании готовы получить вместо максимальной прибыли тот ее уровень, который позволил бы оптимально решить проблемы взаимодействия бизнеса с обществом и государством. Крупные корпорации начинают осознавать необходимость включения социальной составляющей в стратегию развития.

М.Фридман, Т.Левит

80-е годы XX века

Cоциальная ответственность бизнеса ограничивается увеличением прибыли и уплатой заработной платы и налогов. Борьба с бедностью относится исключительно к сфере ответственности государства (теория корпоративного эгоизма).

Комитет по экономическому развитию США

80-е годы XX века

Корпорации обязаны вносить  значительный вклад в улучшение  жизни общества (теория корпоративного альтруизма).

Т.Дональдсон,  Н. Боуи

80-е годы XX века

Финансирование социальных программ является одним из основных факторов обеспечения стабильности бизнеса и общества (компромиссная теория разумного эгоизма).


 

Впоследствии, появился целый ряд  промежуточных концепций. Современный этап развития представлений о корпоративной социальной ответственности базируется на более поздних работах А.Кэрролла и, в частности так называемой «пирамиде ответственности». В его модели – четыре составляющих: экономическая, правовая, этическая и филантропическая ответственность корпорации. Главная или базовая цель и ответственность фирмы – экономическая, то есть получение прибыли. Иными словами, любая фирма, реализующая свою экономическую ответственность перед обществом, уже может считаться социально ответственной. Вместе с тем компания должна действовать в рамках закона, – это правовая ответственность. Этическая ответственность определяет границы поведения корпорации, соблюдение которых хотя и не требуется законодательством, но общество ожидает такого поведения в соответствии со сложившимися социально-культурными нормами и ожиданиями. Наконец, филантропическая ответственность предполагает ту или иную степень добровольного участия социального характера в жизни общества. Данная пирамида представлена ниже (рисунок 1).

Рис.1 Пирамида ответственности А.Кэрролла

 

Мы рассмотрели эволюцию основных подходов к пониманию корпоративной социальной ответственности. Я считаю, что на сегодняшний день наиболее актуальными теориями в понимании социальной корпоративной ответственности являются теория А. Кэрролла «пирамида ответственности» и «компромиссная теория разумного эгоизма» Т.Дональдсона и Н. Боуи. Сущность компромиссной теории разумного эгоизма заключается во вложении средств в социальные программы как одного из факторов обеспечения стабильности бизнеса (своего рода «неизбежного зла» для владельцев и топ-менеджеров корпораций). Сегодня мы очень часто видим, что компании вкладываются в социальные программы или иные виды благотворительности только для того, что их компания могла существовать спокойно. То есть скорей всего имеет место добровольно- принудительная ответственность, так как владельцы вынуждены быть социально ответственными для поддержания стабильности своего бизнеса. Но все же я считаю, что наиболее полной теорией в понимании корпоративной социальной ответственности является «пирамида ответственности», так как она наиболее полно описывает четыре различных уровня социальной ответственности, которые может иметь та или иная компания. Для достижения наивысшего уровня - филантропической ответственности компания должна удовлетворить принципы всех предыдущих видов ответственности. Это наиболее подходящая теория для сегодняшнего дня, так как все компании можно разделить по данным уровням ответственности. И если компания хочет развиваться в области социальной ответственности, то она может в соответствии в данной «пирамидой» двигаться в направлении увеличения социальной ответственности своего бизнеса для общества.

Следует так же подчеркнуть, что  корпоративная социальная ответственность  не может рассматриваться по отношению  к обществу в целом. Для каждой организации, ведущей свой бизнес, общество представляет собой систему заинтересованных сторон, включающую в себя индивидуумов, группы и организации, оказывающие влияние на принимаемые компанией решения или оказывающиеся под влиянием этих решений[1].

В России развитием концепции социальной ответственности занимались следующие авторы: Ю.Благов, Б.Батаева, И.Беляева, Ю.Беляева, С.Туркина, О.Панина, Л.Плотицына, Ю. Попова и другие российские ученые.

Подводя итог, мы можем сказать, что  вопрос об определении понятия «корпоративная социальная ответственность» является проблемным, существуют разные, порой совершенно полярные, точки зрения. Научный мир еще не выработал единого подхода к проблеме понимания сущности данного феномена и ряда смежных категорий, таких как благотворительность, устойчивое развитие, корпоративное гражданство, социальное партнерство, что явилось причиной большого многообразия теорий и авторских формулировок данного понятия.

Концепция корпоративной социальной ответственности является достаточно жизнеспособной. Данная концепция еще будет развиваться в будущем, так как социальная ответственность бизнеса сегодня очень актуальна для всех компаний. В последние годы увеличивается количество публикаций, посвященных вопросам этики бизнеса и КСО, все большее число крупных западных корпораций составляют нефинансовые отчеты и пишут кодексы делового поведения, проводят социально ответственные мероприятия и следуют принципу «going green», что обозначает их стремление максимально снизить свое негативное воздействие на экологию. Во многом это связано с тем, что в последние 15–20 лет компании стали понимать, что весь мировой прогресс может сойти на нет, если развитие не будет устойчивым, а бизнес – социально ответственным. Это вызвано появлением многочисленных фактов, которые сигнализируют о глобальном потеплении и ухудшении экологии. Кроме того, учет социальных вопросов и поддержание местных сообществ приобретают особую важность в связи с необходимостью  установления социальной стабильности, особенно в развивающихся странах, где осуществляют свою деятельность многие транснациональные компании.

 

 

Список литературы

 

  1. Благов Ю.Е. «Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление» // Российский журнал менеджмента.  №3, 2004.
  2. Горошилов А.А., Карибов А.П. Эволюция концепции социальной ответстыенности бизнеса //Вестник ВолГУ. Серия 3. № 11, 2007
  3. Петрунин Ю.Ю.. Этика бизнеса: Учебное пособие для вузов / Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов. – М.: Дело, 2001. – 280 с. (Наука управления)



Информация о работе Эволюция концепции социальной ответственности бизнеса