Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:32, курсовая работа
Этническая культура, её основные черты.
Этнические стереотипы. Автостереотипы, гетеростереотипы.
Символ и миф как составляющие этнической культуры.
Этноцентризм и ксенофобия.
Традиционная культура, её основные черты.
Модернизация традиционных культур.
Национальная культура, её основные черты.
Язык как символ народа и его культуры. Языковая классификация.
Формы межкультурного взаимодействия (ассимиляция, аккультурация, кооперация, культурный изоляционизм).
С. Хантингтон о различиях в культуре как о будущем разломе цивилизаций.
Тема 3
«Этническое и национальное измерение культуры»
2) Этнические стереотипы — функции и свойства
Этнические стереотипы — это один из видов социальных стереотипов, а именно те из них, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Отсюда же проистекает и отождествление стереотипов с предрассудками. Однако необходимо проводить четкое различение между стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. В социальной психологии последних десятилетий стереотипизация рассматривается как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации: создавая социальные категории, мы обращаем внимание на характеристики, благодаря которым люди, принадлежащие к той или иной группе, воспринимаются похожими друг на друга и отличающимися от других людей.
Объективно необходимой и
Однако восприятие человека как члена группы вовсе не означает искажения его «подлинной» индивидуальности, а сами стереотипы представляют собой полезные способы восприятия. Наш мир сложен для восприятия не только из-за количественной перенасыщенности информацией, но и в результате ее качественной неопределенности. Стереотипизацию следует рассматривать как средство постижения социального значения информации, иными словами, она существует главным образом не для того, чтобы экономить познавательные ресурсы воспринимающего индивида, а скорее для того, чтобы отразить социальную реальность.
Британский психолог А. Тэшфел особо подчеркивал, что стереотипы способны защитить не только ценности индивида, но и его социальную идентичность [Tajfel, 1981]. Исходя из этого, в качестве основных социально-психологических функций стереотипизации следует рассматривать межгрупповую дифференциацию, или оценочное сравнение, чаще всего в пользу своей группы, и осуществляемое с ее помощью поддержание позитивной социальной идентичности. Иными словами, предназначение стереотипов — наладить отношения группы прежде всего не с другими группами, а внутри нее самой, создав образ, позволяющий ее членам идентифицировать себя в водовороте истории. Вспомним классическое: «мы — не рабы, рабы — не мы». С этой точки зрения, «сверхзадача» социальных стереотипов — обеспечить пусть символическую, но целостность социальной общности.
Впрочем, встречаются и проявления предпочтения чужих групп. Низкостатусные группы, например этнические меньшинства, могут соглашаться с относительно более низким их положением в обществе. В этих случаях они склонны развивать негативные автостереотипы (стереотипы своей группы) и позитивные гетеростереотипы (стереотипы чужой группы).
Тэшфел выделил и две социальные функции стереотипизации:
1) объяснение
существующих отношений между
группами, в том числе поиск
причин сложных и «обычно
2) оправдание существующих
Иными словами, содержание стереотипов определяется факторами социального, а не психологического порядка. И именно враждебные, полные предрассудков стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе — явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межгрупповых отношений, основанных на господстве и подчинении. С другой стороны, этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению.
Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики. Другим важным свойством этнических стереотипов считается их устойчивость, стабильность, даже ригидность. Хотя стабильность стереотипов не раз подтверждалась в эмпирических исследованиях, она все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться.
Еще одно свойство этнических стереотипов
— согласованность, или консенсус.
Именно согласованность считал важнейшей
характеристикой стереотипов
Еще одним сущностным свойством
стереотипа со времен Липпмана считается
их неточность. В дальнейшем стереотипы
получали еще менее лестные характеристики
и интерпретировались как «традиционная
бессмыслица», «прямая дезинформация»,
«совокупность мифических представлений»
и т.п. Впрочем, начиная с 1950-х годов получила
распространение гипотеза, согласно которой
объем истинных знаний в стереотипах превышает
объем ложных — так называемая гипотеза
«зерна истины». В настоящее время уже
не вызывает сомнений, что этнические
стереотипы не сводятся к совокупности
мифических представлений, но представляют
собой образы этносов, а не просто мнения
о них. Они отражает, пусть и в искаженном
или трансформированном виде, объективную
реальность: свойства двух взаимодействующих
групп и отношения между ними.
4) Этноцентризм является одним из серьёзных
препятствий адаптации к другой культуре.
Это предрасположенность людей оценивать
условия своей культуры как предпочтительные,
убеждённость, что культурные ценности
и обычаи собственной страны превосходят
все другие ценности. Этноцентризм связан
с чувством превосходства, которое представители
одной культуры (страны, национальности)
испытывают по отношению к другим, он может
проявляться в неуважении к другому человеку,
стремлении смотреть на него свысока,
навязывании своей системы взглядов и
ценностей (ведь мы считаем их лучшими).Во
многом на ситуацию влияют отсутствие
толерантности и узость взглядов. Люди
слишком часто видят то, что хотят видеть,
ориентируясь лишь на собственные представления
и собственный культурный опыт. Тут так
же, как при чтении книг. Автор пишет одно,
а читатель может «увидеть» совсем другое.
И сколько читателей, столько и оттенков
восприятия…Крайнее проявление этноцентризма
– ксенофобия. Она выражается в нетерпимости
к чужеродному, отторжении незнакомых
и непривычных представлений в чужой культуре,
агрессивного отношения к ним. О ксенофобии
(в греческом «ксенос» – чужой, «фобос»
– страх) много говорят и даже пытаются
бороться с ней. Тем не менее, проблема
(во многом и за счёт своей многогранности)
по-прежнему актуальна. Такие настроения
можно встретить где угодно. Подумайте
хотя бы о том, как фантасты изображают
наше отношение к инопланетянам. А уж в
многонациональных государствах знают
о ксенофобии не понаслышке. Менять ситуацию
надо с малого – каждый человек должен
решить для себя, как относиться к этой
проблеме.
Информация о работе Этническое и национальное измерение культуры