Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:07, реферат
Последние десятилетия XIX — первая четверть XX в. можно обозначить как период подъема отечественной экономической науки. Трудно объяснить подобное явление единственной причиной. Отчасти это связано, безусловно, с достаточно бурным хозяйственным развитием, прежде всего с ростом промышленности, банковской сферы, транспортной системы и т.д. Очевидно, что развитие экономики стимулировало исследования в области, которую принято называть конкретной экономикой, включив в нее наряду с исследованиями, посвященными различным отраслям промышленности, сельского хозяйства, военно-экономические вопросы, проблемы финансов, конъюнктуры России и зарубежных стран и т.д.
400
нято относить к так называемому легальному марксизму), и достаточно быстрый и естественный отход от марксизма, наконец, оба активно занимались общественной и педагогической деятельностью. Отход Булгакова от марксизма начался, по существу, с его первой крупной работы «Капитализм и земледелие», которая была задумана как подтверждение марксистского тезиса о концентрации производства применительно к сельскому хозяйству. Но она привела автора к противоположному выводу и, более того, побудила поставить под сомнение не только некоторые прогнозы марксизма относительно тенденции социального развития, но и принципы познания, лежащие в основе этих прогнозов. «Ошибка Маркса (имеется в виду тезис о концентрации производства. — Ред.) да послужит нам предостережением. Она объясняется не тем, что ему не хватало ума —ум он имел гениальный, - и не тем, что ему не хватало знаний — он принадлежит к самым ученым экономистам не только своего, но и всех времен, -она объясняется общими социально-философскими воззрениями Маркса, его переоценкой действительных способностей и значения социальной науки, границ социального познания. Он считал возможным мерить и предопределять будущее по прошлому и настоящему, между тем каждая эпоха приносит новые факты и новые силы исторического развития — творчество истории не оскудевает. Поэтому всякий прогноз относительно будущего, основанный на данных настоящего, неизбежно является ошибочным. Строгий ученый берет здесь на себя роль пророка или прорицателя, оставляя твердую почву фактов.
Поэтому что касается предсказаний на будущее, то честное ignoranus мы предпочитаем социальному знахарству или шарлатанству. Завеса будущего непроницаема. Наше нынешнее солнце освещает лишь настоящее, бросая косвенный отблеск на прошлое. Этого достаточно для нас, для нашей жизни, для злоб нашего дня и его интересов. Но мы тщетно вперяем свои взоры в горизонт, за который опускается наше заходящее солнце, зажигая там новую зарю грядущему, неведомому дню»33.
Этот выход из собственно экономической области исследования в область философии и гносеологии был началом процесса, который можно назвать поиском основ новой философии экономического знания и который побудил Булгакова обратиться, как и Туган-Барановского, к этике. Но в отличие от последнего это была не этика Канта, а этика христианства. В этом уникальность Булгакова, его особое место в истории отечественной политэкономии.
" Булгаков С.Н, Капитализм и земледелие. Т. 2. СПб., 1900. С. 457-458.
401
В 1915 г. в рецензии
на «Философию хозяйства» (1912)34 В. Сперанский
писал: «Профессору Сергею Николаевичу
Булгакову принадлежит, несомненно,
единственное в своем роде место
среди русских ученых-
Речь шла о
том, чтобы подчинить политическую
экономию этическим принципам
Булгаков стремился
разработать принципиально
Суммируя и огрубляя многоцветную палитру рассуждений Булгакова, можно следующим образом сформулировать его позицию по обозначенным вопросам.
34 Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.
35 Сперанский B.C.
Новая философия
402
1.Богатство есть
условие свободы человека, материальный
фундамент проявления его
2. Труд является
одновременно и актом
3. Трансцедентальным субъектом хозяйственной деятельности является человечество.
Эти весьма абстрактные и далекие как от экономических реалий, так и от привычного способа их анализа тезисы дают новый и необычный ракурс рассмотрения хозяйства и хозяйственных явлений, порой выражающийся в необычной трактовке известных проблем и постановке новых.
Первый из приведенных
тезисов предполагает несколько
моментов: отсутствие противоположности
между материальной и духовной сторонами
бытия, положительную оценку роста
богатства как способа
Идея единства
материального и духовного
Преодоление разрыва
между материальной и духовной сферами
связано для Булгакова с
«Рост богатства,
- писал Булгаков в «Кратком очерке
политэкономии», - увеличивающий силы
человека и пробивающий стены
отчуждения между человеком и
природой, есть только отрицательное
условие для духовной жизни человека,
он создает для него более широкие
возможности духовной жизни, открывает
перед ним новые широкие
403
употребления, которое сделает из них единичный человек и совокупное человечество»36.
Таким образом,
негативно понимаемой свободе придается
позитивный смысл — как потенциальной
возможности утверждения и
Богатство, трактуемое
как условие осуществления
Прежде всего Булгаков говорит о богатстве не только и не столько в индивидуалистическом, сколько в народнохозяйственном смысле, как о некотором общем условии существования общества.
Понимаемый как
освобождение от власти природы, рост
народного богатства
Далее Булгаков касается весьма сложной и по-прежнему актуальной, как в области практических решений, так и в рамках теории, проблемы соотношения между богатством и справедливостью или, говоря современным языком, противоречия между экономической эффективностью и справедливостью.
Булгаков преодолевает это противоречие весьма радикальным образом: он определяет рост общественного богатства как такое положение, при котором увеличение массы материальных благ происходит при неувеличении неравенства в их распределении. При таком подходе дилемма, над которой бьется теория благосостояния, вообще исчезает. В некотором смысле подход Булгакова напоминает, вернее, предвосхищает концепцию Ролза (см. гл. 14). Следствием этой концепции применительно к проблеме благосостояния является, как
известно, предложение
оценивать изменение
Теперь несколько
слов о втором базисном положении
политэкономии Булгакова - о труде
и его следствии для
Для Булгакова
в труде соединились
Очевидно, что
подобное понимание труда несовместимо
с традиционным для экономической
науки сведением труда к
Булгаков имел в виду не экономического индивида, «экономического человека», а творческую личность. Признав связь хозяйственной деятельности и творчества, он указал на важность духовных, нравственных мотивов в труде, а следовательно, и на необходимость учитывать влияние нравственных мотивов на экономическую жизнь и хозяйственное поведение человека. Сегодня мы находим отзвук этой идеи в работах ряда экономистов и социологов, прежде всего представителей так называемой социальной экономики39.
Другим, хотя и связанным с предыдущим, аспектом является идея органической целостности хозяйства, т.е. о том, что не отдельные ато-мизированные акты хозяйственной жизни формируют хозяйство,
36 Булгаков С.Н.
Краткий очерк политической
37 Булгаков С.Н. Об экономическом идеале // Новое слово. 1903. № 5. С. 117.
404
38 Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 3' См., например: Etzioni A. The Moral Dimention: Toward a New Economics.
N.Y., 1988; WisskopfW. Alienation and Economics. N.Y., 1971.
405
а хозяйство является предпосылкой, условием отдельных актов хозяйствования. Здесь мы вспоминаем историческую школу и подходим к третьему положению Булгакова.