Этикет как феномен культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

В отличие от ритуала, обрядовые церемонии которого носят демонстративный характер, этикет основан на практической общественной целесообразности. Важнейшей особенностью этикета является и то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы – значит признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся здесь культурным ценностям.

Содержание

1. Этикет как феномен культуры…………………………………………………….3;
2. Понятие и структура этикета………………………………………………………4;
3. Роль общегражданского этикета и его содержание……........................................4;
3.1 Этикет приветсвий………………………………………………………………..5;
3.2 Этикет обращения…………………………………………………………………5;
3.3 Этикет знакомства…………………………………………………………………6;
3.4 Правила визитов и приема гостей………………………………………………..7;
3.5 Этикет подарка…………………………………………………………………… 9;
3.6 Этикет приема и поведения гостей……………………………………………..10;
3.7 Брачный и свадебный этикет……………………………………………………12;
3.8 Этикет в присутственных местах……………………………………………….13;
3.9 Этикет одежды……………………………………………………………………15;
3.10 Деловой этикет………………………………………………………………….16;
4.Особенности дипломатического этикета…………………………………………18;
5.Особенности воинского этикета…………………………………………………..18;
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

кр- этикет.docx

— 54.16 Кб (Скачать)

В России в современные  свадьбы возвращаются обряды из прошлых  времен (обряд «хлеб-соль», обряд  осыпания новобрачных, обряд «жребий  по дому», обряд-игра «пожертвование новобрачных» и т.д.), благодаря которым современный  брачный этикет сохраняет национальную культурную самобытность. 

 

 

3.8. Этикет в присутственных местах. Важнейшей  частью  общегражданского этикета является совокупность правил поведения в театре, на концерте, в музее, ресторане и т.д.

К примеру, присутствие в  театре требует особого отношения  к  нормам этикета. Основное требование – не мешать окружающим следить за игрой актеров, музыкантов, не отвлекать от сюжетной линии театрального или музыкального действа (не обсуждать  вслух игру актеров, не опаздывать, не притоптывать ногами и не  барабанить пальцами в такт музыке, нельзя громко смеяться, есть во время спектакля, опираться ногами на переднее сиденье, не разговаривать по мобильному телефону). Одеваются на концерт или в театр нарядно (джинсы и спортивная одежда категорически неприемлемы). Дурным тоном считается разглядывать в перерыве сидящих в зале людей в бинокли или пристально рассматривать прогуливающихся в фойе людей и т.д. Но некоторые этикетные нормы теряют силу на больших гала-концертах, шоу-праздниках и т.д.

В ресторанах также следует  помнить об основных этикетных правилах, с тем, чтобы не вызвать у окружающих недоуменные взгляды. К таким  правилам можно отнести: поведение  пригласившего и приглашенного; поведение мужчины по отношению  к  женщине; умение пользоваться приборами; уметь правильно сделать заказ; знать правила «кто и как должен расплачиваться» и т.д. 

Не менее важно придерживаться и этикета путешествий. Отправляясь  в отпуск или в путешествие, надо подумать о том, чтобы не омрачать настроение себе и окружающим невежливым поведением в купе поезда, в самолете, в доме отдыха или отеле. Путешествуя  поездом, следует знать, что вежливые пассажиры обязательно поздороваются  с попутчиками в купе, помогут  женщине или пожилому пассажиру  разместить багаж, дадут возможность переодеться в дорожный костюм в купе, а не в менее удобном для этих целей месте. Следует помнить, что не всем пассажирам приятно иметь дело со слишком словоохотливым пассажиром, от которого все очень устают. Основное правило здесь – стараться поддержать разговор, но не более того. Выходя из вагона, следует вежливо проститься  с попутчиками и пожелать им доброго пути.

Летая самолетами, стоит  помнить такие важные правила: а) соблюдать все рекомендации экипажа; б) не разгуливать без дела по салону; в) не обсуждать с попутчиками  слишком болезненные и чреватые конфликтами темы; г) держать гигиенические  пакеты всегда под рукой; д) не выражать громко свое недовольство экипажем; е) после полета вежливо проститься и поблагодарить экипаж.

Вежливое поведение в  домах отдыха, гостиницах, отелях, кемпингах  и т.д. также свидетельствует о  хорошем воспитании и высокой  культуре человека. Ожидая отпуска, любой  человек мечтает  расслабиться, ни о чем не думать, забыть о надоевших обязанностях и условностях. Но не следует забывать, что в тех местах, где  проводится отпуск (исключая необитаемый остров), отдыхающего  окружает достаточно многочисленное общество людей с примерно  одинаковыми потребностями, к чему придется приспосабливаться,  чтобы не испортить отдых себе и окружающим вас отдыхающим.

Помимо соблюдения всякого  рода обязательных формальностей (правила  пребывания или распорядок дня), не следует пренебрегать и определенными  этическими нормами. К примеру, высказывать критические замечания в спокойном и доброжелательном  тоне; стараться не шуметь в ранние и поздние часы; не заявляться  в столовую в купальных костюмах, даже если правилами это не  оговаривается; если в маленьких пансионатах принято всем приветствовать друг друга, то в больших домах отдыха, санаториях,  отелях приветствуют друг друга соседи по ближним номерам и т.д.

Известно, как много впечатлений  приносит путешествие за  границу, но при этом можно оказаться в затруднительном положении, если не знать страну, ее обычаи и нормы поведения.

К примеру, в Англии никогда  не кладут руки на стол, держат  их на коленях, нельзя обращаться за столом к незнакомым людям,  если вы им не представлены. Англичанкам нельзя делать комплимент «какое красивое у Вас платье», они сочтут это за величайшую  бестактность. Шотландцев и ирландцев следует называть только  британцами и ни в коем случае не англичанами. Во Франции никогда не оставляют еду на тарелках, ее нельзя демонстративно подсаливать и сдабривать специями, это может быть расценено как неуважение к тому заведению, где вы обедаете. Если вы не знаете французского и не хотите вызвать агрессивную  реакцию, то не обращайтесь к французам на английском языке. В Германии в ресторанах и кафе не дают чаевых, они уже заложены в цены блюд.

Во многих европейских  странах, заказав такси, не принято  садиться на переднее место женщинам. В Италии не принято ловить  свободное такси. Если вы в отеле, то это сделает портье, если вы  на улице, зайдите в ближайшее кафе и обратитесь к хозяину (эти услуги оказываются за умеренную плату). Платить таксисту в Италии принято строго по счетчику или чуть больше (итальянцы не уважают тех, кто сорит деньгами). Одним словом, любая страна имеет традиции, неуважение которых нежелательно.

Наконец, перед поездкой в зарубежные страны следует познакомиться  и с языком жестов. Особенно следует  быть осторожным с языком жестов в  арабском  мире, где сложилась особая символическая культура, которой  пользуются чаще, чем в Европе. 

 

 

3.9. Этикет одежды. Не вдаваясь подробно в историю вопроса, можно отметить, что одежда всегда выражала время, эпоху,  интересы людей, их социальное положение, социальные функции  полов, всегда соответствовала идеалам физической красоты в разные исторические эпохи (достаточно представить себе, сколь различна была мода ХУШ и ХIХ веков, не говоря уже о ХХ веке).

По одежде в настоящее  время можно составить представление  о вкусах владельца, его профессиональных интересах, его отношению к окружающим его людям. Одежда всегда отражала и  отражает культурный уровень человека, степень его воспитания.

Подобрать себе гардероб –  дело сугубо индивидуальное, но  существуют и некие общие нормы, которые нужно соблюдать, если вы не хотите выглядеть нелепым: а) нельзя путать стили (под элегантный пиджак не одевают джинсовую или вельветовую одежду  и  т.д.); б) нельзя одевать все то, что хочется, не учитывая физических данных и возраста (к примеру, насколько хорош черный «прикид» на полных женщинах и наоборот, худая женщина в черном – это либо траур, либо цвет, неизбежный для восточных женщин); в) пожилая женщина вызовет к себе особо пристальное  внимание, если она облачится в шорты и т.д.; г) одежда должна соответствовать месту, времени, социальному и служебному статусу.

Существует домашняя одежда, одежда для прогулок, туристическая  одежда, одежда для спорта, одежда в  дорогу, пляжная одежда, деловая  одежда, одежда для выхода. Например, вельветовая  одежда считается признаком хорошего тона только за городом или  на базах горнолыжного спорта; в воскресный теплый день странно видеть отдыхающего человека при галстуке в деловой рубашке.   

Если женская мода более гибкая и женщины, как правило,  умеют пользоваться модой, стилями, направлениями, то консерватизм мужской моды может сыграть злую шутку с мужчиной (особенно с деловым), поскольку «соответствующая и хорошая» одежда служит визитной карточкой для его успеха и служебного роста.

В последнее время культура мужской деловой одежды стала важнейшей частью делового этикета. Предпочтения отдаются определенному покрою, цвету делового костюма, его сочетания с рубашкой и галстуком, обувью и аксессуарами, учитывая при этом рост и телосло-жение мужчины (например, к костюму в клетку для мужчины  среднего роста рекомендуется белая гладкая или в серую полоску рубашка и галстук, где должно быть немного красного цвета, т. к. он наилучшим образом уравновешивает клетку и т.д.).

Существует ряд правил, где не рекомендуется одевать  ту или  иную одежду на деловых встречах, на публичных выступлениях,  приемах, чтобы не произвести неприятного впечатления на окружающих. Внимание обращается также на обувь, носки, носовые  платки, часы и т.д. Например, на официальных приемах к женскому вечернему платью, которое должно быть только из натурального материала, не полагается шляпа; с фраком не носят наручных часов; галстук не должен быть светлее рубашки; на публичные выступления нельзя одевать полосатые рубашки; надеть плохие часы – это моветон (дурной тон), лучше не надевать никаких и т.д.

Не менее важно соблюдать  и особые правила в одежде на свадебных  церемониях. Наряд на свадьбе – это важнейший атрибут любой национальной культуры (достаточно обратиться к китайской, японской, африканской, латиноамериканской культурам).

Современный европейский  брачный этикет одежды соблюдается  во многих странах. Как правило, для  невесты – это торжественное  платье светлых тонов (длинные перчатки, если платье без рукавов) с вуалью, фатой, венком или шляпой. Брачный  наряд невесты не предполагает изысканных украшений (только жемчуг), не рекомендуется  надевать также часы, браслеты и  т.д. Невесте рекомендуются только белые туфли. Для жениха – это  классический костюм (или фрак и  смокинг) от светло-серых тонов до черного (зависит от внешних данных жениха) с белыми или светлыми рубашками  в сочетании со светлыми галстуками или бабочками, но при этом рекомендуются  только черные туфли и темные носки.

Иными словами, соблюдение общепринятых правил даже в таком элементе внешней  культуры, как одежда, позволяет  человеку не только комфортно чувствовать  себя, но и достойно выполнять возложенные  на него социальные функции и роли.

 

 

3.10. Деловой этикет. Включает правила проведения деловых встреч, презентаций, приемов, правила пользоваться визитными карточками, правила деловой переписки, правила обмена подарками и сувенирами, правила телефонных переговоров и т.д.

Деловые встречи стали  реалиями российской жизни, где решают принципиальные вопросы и принимают  согласованные решения. Деловые  встречи могут проводиться в  форме бесед и переговоров. Еслибеседа – это обмен взглядами, точками зрения, информацией, то цель переговоров – найти решение проблемы, привести к разумному соглашению, достичь взаимопонимания.

Помимо хорошего знания предмета обсуждения необходимо владеть техникой ведения переговоров. Проведение переговоров – это большое искусство, требующее знания основ психологии, социологии, политологии, юриспруденции, делового этикета.

На подготовительной стадии решаются как протокольные вопросы (день и час переговоров, рассадка за столом, готовность принимающей стороны взять на себя инициативу проведения переговоров, поведение сторон в случае успеха или провала переговоров), так и вопросы содержательного характера (определение цели, тактики и стратегии переговоров; выбор одного из трех подходов к переговорному процессу: «противостояние», «дружеская позиция» или «партнерский подход».

Реальная практика переговорного  процесса не исключает неэтичное  поведение партнеров («грязные уловки»), которые следует знать, чтобы  нейтрализовать подобные действия. Перечислим несколько таких неэтичных уловок: 1) преднамеренное завышение начального уровня требований; 2) расстановка ложных акцентов;  3) создание для партнера безвыходной  ситуации; 4) ультимативный прием; 5) выдвижение требований по возрастающей; 6) заведомое создание одной из сторон «двойного толкования»; 9) отказ от собственного предложения, когда партнер готов его принять. В ходе переговоров, идущих по «неэтичному сценарию», предлагается обратить внимание на следующие правила: а) не отвечать взаимностью; б) провести быстрый анализ причин «неэтичного поведения» партнера; в) не хлопать дверью и не устраивать демонстраций; г) как можно больше выдвигать конструктивных идей; д) как  знак доброй воли – объявить перерыв.

Большое значение при переговорах  имеет знание национальных особенностей культуры поведения страны делового партнера и его индивидуальных особенностей (интересы, хобби, слабости, сильные стороны, социальное происхождение). Данные нормы и правила свидетельствуют о том, что культура деловых переговоров требует разносторонних знаний,  хорошего образования и воспитания.

Не менее важна и  такая форма деловых контактов  как презентация, которая дает возможность привлечь нужных политических и общественных деятелей, бизнесменов, спонсоров и убедить их предпринять какие-то действия для решения насущных проблем. В отличие от переговоров, презентация рассчитана на большую аудиторию, где не должно быть информации, насыщенной специальными терминами, частными фактами, проводится во второй половине дня в течение не более 2-х часов, включает вручение сувениров, пресс-конференцию, обмен речами, «фуршет» и т.п.                                

Деловые контакты немыслимы  без такого важного атрибута делового этикета как визитная карточка. Визитные карточки имеют очень широкое распространение не только в официальном, но и в неофициальном общении. Основное предназначение визитной карточки - заочно «представить» своего владельца и «действовать» от его имени. Существуют определенные правила оформления визитных карточек (формат и соответствующие сведения о владельце),  которые должны строго соблюдаться для официальных лиц и деловых людей. Визитные карточки применяются для поздравлений,   выражений соболезнования, выражения благодарности, заочного прощания в случае отъезда, представлений кого-либо, приглашений на прием, при перемене адреса. В каждом из перечисленных выше случаев карточка либо прикладывается, либо посылается.  

 

4 Особенности  дипломатического  этикета 

 

В дипломатическом этикете  широко используются принцип уважения, принцип старшинства, принцип взаимности и принцип суверенности. К  примеру, «пропущенные» жесты вежливости или «пропущенные»  комплименты равнозначны умышленному проявлению неуважения и могут затруднить международное общение. Нормы дипломатического этикета предписывают обязательность ответа на письмо (ноту, поздравление), а также необходимость присутствия в официальной переписке вступительного и заключительного комплиментов. Строго нормированы деловая переписка, соблюдение взятых обязательств, соблюдение дипломатического протокола, предписывающего особые правила общения, встреч, включая форму одежды, количество сопровождающих, подарки, виды приемов, сервировку стола. Для дипломатического протокола важно соблюдать особые правила даже при рассадке в машине.

Информация о работе Этикет как феномен культуры