Этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:50, реферат

Описание работы

Все эти три философа учили по-разному и жили, соответственно, по-разному. И мне кажется, что они жили так, – как учили. Кант – педантично и строго, Шопенгауэр – «житейской мудрости», а Ницше – страстно, разрушая устаревшее и отжившее свой век.
Но в тоже время, жизнь великого учёного, философа, сильно отличается от жизни обыкновенных людей. Ведь философия неизбежно оставляет отпечаток на личности, приобщает его к высочайшим вершинам человеческой культуры, одухотворяет. С другой стороны, великие философы Кант, Шопенгауэр и Ницше, в силу этой своей элитарности гениев не могут быть поставлены на одну доску с обыкновенными людьми.

Работа содержит 1 файл

Этика..docx

— 32.84 Кб (Скачать)

                                                       Этика           

 

С возникновения человечества люди задавались вопросом, что есть счастье, как достичь его? Наверное, не было философа, который не пытался  бы дать ответ  на эти вопросы, дать свой рецепт достижения счастья. Мало того, многие пытались претворить в  жизнь своё учение, показать его  истинность собственным примером.

Философия, несомненно, предполагает некие базисные характеристики, которые должны воплощаться  в личности философа. Для истинного  философа философия становится образом  жизни, поэтому, несомненно, то, что  для Философа не может быть иного, как самому быть воплощением своей  Философии.

Существенным  для него является потребность находиться в некотором отдалении   от людей и событий: ему нужна  определённая дистанция между ним  и вещами, чтобы охватить их взглядом. Отсюда возникает отрешённость философов  от мира, однако это может послужить  причиной того, что философская система, предложенная им, может оказаться  неприемлемой для других людей.

Но не следует забывать, что этика  не является нормативной, она говорит  о том, как должно быть. Наша задача – максимально приблизиться к идеалу, который она нам предлагает.

 

1.Иммануил Кант    

 

      Жизнь философа - написанные им книги,  самые волнующие события в ней - мысли.  У Канта нет иной биографии, кроме истории его учения. Почти весь свой век он прожил в одном городе - Кенигсберге, он никогда не покидал пределов Восточной Пруссии. Он не искал славы, не добивался власти, не знал деловых волнений.

      Внешняя жизнь Канта текла размеренно  и  однообразно,  может быть даже монотоннее, чем у людей его рода занятий. Этого не скажешь о жизни внутренней, о жизни его духа.

22 апреля 1724 года родился  Иммануил  Кант.

      Мальчик рос  на  окраине города среди мелкого ремесленного и торгового люда.  В семье он был четвертым ребенком. Иммануил Кант не отличался особо крепким здоровьем. Потеряв к тому времени двух детей, его мать, в меру своих возможностей старалась привить сыну физическое и нравственное здоровье,  разбудить в нем пытливость и воображение. "Никогда не забуду своей матери.  Она возлелеяла  во мне первые  зародыши  добра,  она открыла мне сердце впечатлениям природы, она пробудила и расширила мои представления, и ее поучения оказывали  постоянное спасительное воздействие на мою жизнь". Эти слова были сказаны Кантом на склоне лет.

            В 1732 г. родители отправили  мальчика в латинскую гимназию  Фридриха пиетитечского направления.  Кант увлекался древними языками,  философией, логикой, в особенности  латынью, греческим и др. языками,  которые хорошо изучил и в  дальнейшем активно ими пользовался.  Родители первоначально прочили  своего одарённого сына в пасторы,  но у Канта больше проявился  интерес к философии и науке.  Это и стало его призванием.

           После окончания гимназии в  1740 г. он поступает в университет.  Выбор дальнейшего пути был  вполне сознателен, к тому же  одобрен отцом (мать уже умерла) и друзьями. Осенью 1740 г. Кант был  зачислен в Кенисбергский университет.  Чтобы иметь возможность учится, он даёт частные уроки, так  как после смерти матери нужда  стала постоянным спутником семьи  Кантов. Весной 1746 г. Иммануил Кант  вынужден был покинуть университет  из-за бедственного положения  его семьи. 24 марта 1746 г. скончался  отец, и его дети вынуждены  были продолжать свой жизненный  путь самостоятельно. Правда, ещё  до смерти отца, когда он тяжело  заболел и не мог работать, Канту оказывал некоторую денежную помощь его дядя, сапожник Рихтер. Он же оплатил и издание первого труда Канта – «мысли об истинной оценке живых сил».

           На несколько лет Кант покидает  Кенигсберг, живёт в богатых помещичьих  усадьбах, исполняя обязанности  учителя и воспитателя. За годы  домашнего учительства Кант сумел  скопить достаточно средств, чтобы  вновь вернуться в университет  теперь уже в качестве преподавателя  и продолжить свою научную  деятельность в его стенах. Она  и в годы учительства не  прекращалась. Кроме занятий науками  Кант много читал, особенно  любил воспоминания и труды  путешественников, географов, историков  разных стран и народов. 

            Его твёрдям правилом было  «не делать ничего нецелесообразного», бесполезного. Он не принимал  участия в богослужении, говорил,  что в церкви не нуждается.  Мораль, по мнению Канта, свободна  от религиозных постулатов, её  принципы не являются отражением  религиозных воззрений. Видимо, и  к женитьбе относился как к  дополнительной нагрузке и поэтому  считал, что брак не подходит  к его жизненному укладу, боялся  потерять независимость. Но он  не был женоненавистником. Очень  любил общество женщин, охотно  и любезно   беседовал с ними. Современники утверждают, что он  «живо чувствовал прелесть женщин»  и беседа с ними обогащала  его мысли.

             Возвратившись в университет  летом 1755 г., Кант вскоре успешно  защитил две диссертации и  был допущен к должности приват-доцента.  В этом же году он защищает  ещё одну диссертацию. После  этого философ надеялся получить  звание ординарного профессора, ибо все необходимые знания  для получения этого звания  были выполнены. Однако надеждам  Канта не было суждено сбыться  так скоро. Он ожидал профессорской  должности, а вместе с ней  профессорского звания ещё почти  пятнадцать лет.

             В эти годы Кант не был  столь угнетённым и безрадостным, каким его изображали иногда, имея в виду неудовлетворённость  творческого честолюбия философа. Во время летних каникул Кант  выезжал за город в имения  богатых аристократов, где нередко  выступал с научными сообщениями  или участвовал в импровизированных  диспутах. Вспоминая в старости  годы, проведённые им до получения  профессорского звания, Кант называл  это время счастливейшим периодом  своей жизни.

       Друзья и близкие Канта утверждали, что в эти годы он был не раз близок к заключению брачного союза. Во всяком случае, его современники сообщают нам, что мысль о женитьбе появилась у Канта именно в его приват-доцентские годы. Но Кант «слишком долго продумывал и рассчитывал все обстоятельства будущей женитьбы».

             Кант относился к числу великих  мыслителей, которые по отношению  к себе строго, последовательно  и педантично на протяжении  всей жизни придерживаясь принятых  форм жизни и работы. Это был  человек высокой нравственности  и долга, строгих правил и  размеренной жизни. Биографы Канта  утверждают, что он едва не  с детских лет следовал раз  и навсегда заведённому распорядку  дня. Вставал он ежедневно в  пять утра, до семи или восьми  часов, в зависимости от времени  начала лекций, Кант готовился  к текущим занятиям. С семи  до девяти или с восьми до  девяти часов утра он, как предписывало  университетское расписание, читал  лекции, причём и здесь был  предельно пунктуален. По окончании  лекций Кант два-три часа работал  над очередным исследованием  и ровно в час дня обедал.

           “Он жил механически-размеренной,  почти абстрактной жизнью холостяка.  Какой странный контраст между  внешней жизнью этого человека  и его разрушительной мыслью, сокрушающей мир».1

Близкие и друзья отмечали в Канте высокие  человеческие качества. Кант ко всем людям  без различия рангов и чинов относился  одинаково доброжелательно, за исключением  лицемеров, всякого рода выскочек и  хитрецов. Но особую симпатию он проявлял к людям с доброй душой.

           Современники утверждают, что Кант  был скромен, но никогда не  утрачивал довольства собой. Приписывал  себе сильную волю, но слабую  натуру. Он не рвался к борьбе  и мятежу, избегал конфликтов.

  Мораль, по мнению Канта, это  сфера свободы человека, воля  которого здесь автономна и  определяется им самим. Для  придания этой воле нравственно-положительного  значения необходимо согласование  её с высшим нравственным законом  – категорическим императивом,  поскольку только добрая воля  способна осуществить правильный  выбор. Наиболее известная формулировка  категорического императива звучит  так: «Поступай только согласно  такой максиме, руководствуясь  которой, ты в тоже время  можешь пожелать, чтобы она стала  всеобщим законом».

  В других формулировках категорического  императива Кант подчёркивал  нравственную самоценность личности, её способность к нравственному  творчеству. По сути дела, свобода,  понимаемая как добровольность  поведения, личное избрание его  принципов, ориентированное на  их общечеловеческую ценность, отождествляется  Кантом с моральностью.

  Нравственный закон существует  для индивида как должествование, определяющее возможность правильного  выбора, т. е.  Предпочтения долга  чувственным склонностям, преодоления  эгоистических побуждений. Мораль  и этика учат человека не  тому, как стать счастливым, а  тому, как стать достойным счастья.

  В октябре 1803 г. с Кантом случился сердечный удар. 12 февраля 1804 г. на восьмидесятом году жизни Кант скончался и 28 февраля под звон всех колоколов он был похоронен рядом с кафедральным собором на острове, названном его именем.

 

 

 

2. Артур  Шопенгауэр

 

Судьба  была не особенно благосклонна к мыслителю  у него на родине при его жизни. А. Шопенгауэр родился в 1788 г. в семье  банкира. Учился в Гёттингене и Берлине. В 1813 г. он защитил докторскую диссертацию. Изданная тиражом  в 500 экземпляров, и через десять лет она осталась более чем наполовину не распроданной. В 1818 г. вышел основной труд Шопенгауэра  «Мир как воля и представление», из 800 экземпляров за полтора года было продано всего 100. Издатель книги  сохранил для дальнейшей продажи 50 экземпляров, остальной тираж ликвидировал.

        В 1820 г. состоялась габитация (т.е. защита диссертации на право быть преподавателем) Шопенгауэра в Берлинском университете, вызвавшая сопротивление присутствовавшего там Гегеля. Когда в 1825 г. он стал приват-доцентом Берлинского университета, его лекции поначалу посещали не более пяти студентов, а затем он и вовсе лишился слушателей и до 1831г. только числился на должности преподавателя. Покинув Берлин, он до конца дней жил во Франфкурте-на-Майне, ведя затворническую, одинокую жизнь. Только на пятьдесят втором году жизни, ему, наконец, повезло: его работа «О свободе человеческой воли» была удостоена первой премии на конкурсе, объявленном Норвежской королевской академией. Лишь в 1843 г. вышло второе издание его главного труда (тиражом 750 экземпляров), а в 1851 г.,  с большим трудом ему удалось опубликовать «Пареги и Паралипомены» - «побочные и оставшиеся» сочинения, в которых содержатся заметки и размышления, связанные с его основным трудом. Философ умер в 1860 г. в Берлине.

       Шопенгауэровские  устремления гуманистичны, как и вся немецкая классическая философия; его беспокоит проблема человеческого счастья, он хочет научить людей как стать счастливыми. Единственным предметом его интересов и его учения был человек – конкретный, эмпирический, реально действующий, погружённый юдоль собственного физического и духовного несовершенства, неблагоприятных внешних обстоятельств и страха перед смертным уделом.

       Шопенгауэр – пессимист. Для него оптимизм является «не только нелепым, но также и истинно безнравственным образом мыслей, как горькая насмешка над несказанными страданиями человечества»2. Но всё же в его учении человеку не закрыт путь к счастью и совершенству, и этот путь лежит через моральное действие, через страдание и через сострадание к красоте, к свободе как высшей ценности, имеющей онтологический характер. Средства, предложенные Шопенгауэром для достижения счастья – это мудрость, склонность, долг, благоговение, сострадание.

        Учение Шопенгауэра основано на его положении о чувственной природе человека и о воле как свойстве  мира. Воля Шопенгауэра выступает, с одной стороны, как источник беспредельного эгоизма человека, а с другой – в качестве изначальной свободы: когда она «свободно сама себя отменяет»,3она является фундаментом моральной деятельности человека.

       Воля к жизни скверно влияет на поведение человека. Она влечёт за собой эгоизм, который служит источником всех его поступков, коренится в индивидуальных свойствах отдельной личности. Речь идёт не только об эгоизме, который хочет чужого горя, когда «иной человек был бы в состоянии убить другого только для того, чтобы его жиром смазать сапоги»4. Эгоизм, достигший высочайшей степени, и обусловленная им борьба в человечестве  выступают самым ужасным образом «в жизни великих тиранов и злодеев и в опустошительных войнах».5

       Неукротимый эгоизм, влекущий человека к счастью, имеет отрицательный характер, поскольку его предпосылка состоит в нужде, недостатке и ведёт к страданию. Именно это последнее первично, неудовлетворённость неопределима, как неутомимая жажда, а наслаждение и счастье мимолётны. Чем сильнее воля, тем сильнее страдания. Сама человеческая жизнь неспособна к истинному счастью. Судьба человека – лишения, горе, мука и смерть. Уход от страдания возможен лишь через отрицание воли к жизни. Только здесь человек делает свободный выбор, здесь коренится его свобода и его скоротечное счастье. Счастье для Шопенгауэра также имеет отрицательный характер; оно не познанная необходимость, не разумный эгоизм, а спонтанное восприятие идей, отменяющих саму волю.

       Выделяя три крайности человеческой жизни – могучее хотение, чистое познание (особенно в жизни гения), величайшую летаргию воли (с пустыми стремлениями и оцепеняющей скукой) – и четыре возраста жизни, подобные часовым механизмам, которые заводятся и идут, не зная зачем, Шопенгауэр утверждает, что только моральное действие, взывающее к вечному правосудию, которое господствует во вселенной, независимо от человеческих учреждений, не подвержено случайностям и ошибкам: каждое существо несёт в себе ответственность за бытие и за качества этого мира.

Информация о работе Этика