Этика в таможне

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:12, реферат

Описание работы

Сознание возникает в процессе деятельности и проявляется в ней, поэтому важным элементом регулирования таможенной деятельности является профессиональное сознание сотрудников таможенных органов. Структура профессионального сознания включает в себя два элемента, профессиональный и нравственный – долг и честь сотрудников таможенных органов. Долг - одна из основных категорий этики, поскольку сфера морали - это сфера должного (быть честным, быть справедливым и т.п.). Долг - общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств человека, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.
Объектом изучения в данной работе является долг и честь в таможенных органах, а предметом -
Целью реферата является изучение профессионального долга и чести сотрудников таможенных органов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Профессиональный честь и долг как моральная основа таможенной службы……………………………………………………………………………..3
2. Нормативное регулирование чести и долга таможенных органов…………7
ЗАКЛЮЧНИЕ…………………………………………………………………....12

Работа содержит 1 файл

Сознание.docx

— 31.71 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Профессиональный честь и долг как моральная основа таможенной службы……………………………………………………………………………..3

2. Нормативное  регулирование чести и долга  таможенных органов…………7

ЗАКЛЮЧНИЕ…………………………………………………………………....12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Сознание  возникает в процессе деятельности и проявляется в ней, поэтому  важным элементом регулирования  таможенной деятельности является профессиональное сознание сотрудников  таможенных органов. Структура профессионального сознания  включает в себя два элемента, профессиональный и нравственный – долг и честь сотрудников таможенных органов. Долг - одна из основных категорий этики, поскольку сфера морали - это сфера должного (быть честным, быть справедливым и т.п.). Долг - общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств человека, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.

Объектом  изучения в данной работе является долг и честь в таможенных органах, а предметом -

       Целью реферата является изучение профессионального  долга и чести сотрудников  таможенных органов.

       В работе поставлены следующие  задачи:

  1. Раскрыть понятие профессионального долга и чести в таможенных органах;
  2. Изучить нормативное регулирование чести и долга таможенных органов.

    Теоретическую основу работы составили опубликованные научные труды отечественных  ученых по вопросам профессиональной этики. Наиболее полно эта тема отражена в таких источниках как Гурова И. П. «Этика международных экономических отношений», а также в законе от

    27.07. 2004  «О государственной гражданской  службе российской федерации»  N 79-ФЗ и приказе ФТС России от  14.08.2007  № 977 « О кодексе этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов».  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Профессиональный  честь и долг как  моральная основа таможенной службы

       Категория чести относится к числу наиважнейших категорий профессиональной этики. Честь – это положительная  социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет, репутация; это одно из главных нравственных качеств, высшая степень честности, порядочности, благородства. Профессиональная честь – это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками таможенных органов высокой социальной ценности (нужности и важности) самоотверженного выполнения своего долга. Заслужить звание «человек чести» можно только безупречным исполнением служебного долга и требований нравственности.

Честь сотрудника таможенных органов неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несет свою службу. Здоровое честолюбие – не чуждое чувство для сотрудника таможенных органов. Правильно понимаемое честолюбие не вредит общему делу, а наоборот, придает дополнительные силы для его выполнения. Другое дело, когда честолюбие перерастает в карьеризм, когда человек готов использовать самые грязные средства для достижения корыстных целей.

Профессионально-нравственный потенциал служебного коллектива –  это степень способности сотрудников  противостоять преступности, коррупции, достойно преодолевать повседневные трудности  и негативное воздействие факторов, ослабляющих чувство долга, ответственности, чести, профессионального и человеческого  достоинства. Долг каждого сотрудника постоянно поднимать авторитет таможенных органов в глазах общественного мнения и возрождать лучшие традиции, которые у них несомненно были. В то же время честь сотрудника таможенных органов требует и движения вперед, овладения современной техникой и новейшими приемами и методами выполнения своих профессиональных обязанностей. Одной из составляющих категории чести является верность данному слову. Это такое важное качество человека, что иногда оно отождествляется с понятием чести. Ничто так не подрывает чести сотрудника таможенных органов, как нарушение данного слова или отступление от него.

Содержание  чести как категории в значительной степени зависит от уровня общей  культуры человека, его духовного  и физического развития, умения мыслить  по государственному.

Долг  – то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к  личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. Особенно большое признание категория долга получила в сфере военной и таможенных деятельности. Именно в этих сферах долг используется как крайне действенная движущая людьми сила. Потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь. Долг сотрудников таможенных органов – это высокая и почетная обязанность, вытекающая из субъективных потребностей защиты государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями. Совпадение доминирующего желания с долгом есть своеобразный апофеоз нравственности. Однако следует различать эти понятия. Долг – это требование общества, коллектива, а желаемое – атрибут личности.

В долге  непосредственно проявляется активная природа морали. Она не только придает  четкую оформленность идее и целям, но и побуждает, требует их достижения. Следовательно, общественный долг –  действующее сознание. Отношение  к общественному долгу характеризует  не только личность, но и коллектив. В таможенных органах придается первостепенное значение долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.

       Нравственный  долг сотрудников таможенных органов имеет объективную и субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасности государства и общества, пополнение бюджета. Субъективная представляет четко сформированные задачи, поставленные государством перед таможенными органами: сознательность и ответственность сотрудников, готовность и способность каждого осознать требования нравственного долга, свое место и роль в общем деле, предъявить высокие требования к самому себе.

       Специфика требований служебного долга сотрудников  таможенных органов обусловлена характером задач, особенностям организации, своеобразием условий, в которых протекает их деятельность.

       В силу специфики организации таможенных органов нравственные отношения в них регламентированы нормами права более детально, чем в других сферах. Поэтому долг не столько пожелание, сколько требование государства и общества. Нравственное содержание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную основу долга раскрываются высокие качества – исполнительность, разумная инициатива, самоотверженность и мужество, достоинство и честь.

       Общность  правовых и нравственных требований характерна для всего российского  законодательства в правовых актах, регулирующих деятельность таможенных органов, взаимодействие и взаимопроникновение этих двух видов общественных требований более тесное и глубокое. В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в уставах, наставлениях, инструкциях, заключены и моральная оценка, и правовая норма. Следовательно, профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон.

       Важной  составляющей нравственного долга  является самодисциплина. Необходима такая высокая ступень развития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается  вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когда дисциплина, как главное  выражение профессионального долга, становится самодисциплиной. Внутренняя готовность следовать требованиям  уставов, своих руководителей, осознаваемая как внутреннее побуждение – это  самая высокая мера ответственности, готовность выполнить профессиональный долг не по принуждению, а по совести, добровольно. 

       Нравственным  мерилом профессионального долга  является практическая сфера, которая  образуется из отношений к государству  и обществу и сотрудников друг к другу. В понятие нравственного  критерия выполнения профессионального  долга входят не только его практические результаты, но и мотивы деятельности. Кроме того, нравственная оценка конкретного  поведения сотрудника предполагает учет его предшествующей деятельности. 

       2. Нормативное регулирование  чести и долга  таможенных органов

       ФТС разработало методические рекомендации начальникам служб силового обеспечения таможенных органов по организации и проведению воспитательно-профилактической работы, которые разработаны в целях повышения эффективности мер, направленных на укрепление служебной дисциплины и поддержание в таможенных коллективах здоровой морально-психологической обстановки.

       Основными задачами воспитательно-профилактической работы в силовых подразделениях таможенных органов являются:

  1. поддержание правопорядка и укрепление служебной дисциплины, профилактика должностных преступлений и грубых нарушений служебной дисциплины;
  2. формирование у должностных лиц законопослушания, верности конституционному и служебному долгу, исполнительности, высокопрофессиональных качеств, обусловленных особенностями таможенной службы;
  3. утверждение в сознании и поведении должностных лиц общечеловеческих ценностей: чести, совести, порядочности, чуткости, взаимопомощи;
  4. привитие чувства любви к Родине, гордости за принадлежность к таможенной службе, уважения и сохранения ее славных традиций, постоянной готовности к защите экономических интересов Российской Федерации;

Основными методами воспитательно-профилактической работы являются: убеждение, личный пример, поощрение, дисциплинарное воздействие. Начальники служб силового обеспечения таможенных органов организуют и проводят воспитательно-профилактическую работу с подчиненными должностными лицами на постоянной основе. Осуществляют ее дифференцированно, с учетом профессиональных, возрастных, социальных, психологических, национальных, религиозных и иных индивидуальных особенностей должностных лиц. Они организуют обучение руководителей силовых структурных подразделений методике и практике воспитательно-профилактической работы; показывают личный пример исполнительности и дисциплинированности, нравственной чистоты, честности, скромности и добросовестного отношения к исполнению служебных обязанностей.

Основным  нормативным документом, регулирующим нравственную сторону таможенной службы является Кодекс чести таможенника. Согласно положений Кодекса этики таможенник – это представитель Российской Федерации и в своей служебной деятельности должен воздерживаться от поведения, которое, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении им своих служебных обязанностей. По культуре речи, культуре поведения, интеллекту манерам, внешнему виду, форме одежды таможенника, граждане, пересекающие Государственную границу Российской Федерации, судят о таможенной службе и о Российской Федерации. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации предписывает должностным лицам таможенных органов быть тактичными, корректными, внимательными к гражданам и участникам внешнеэкономической деятельности, всеми своими действиями обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Лица, состоящие на службе в таможенных органах, обязаны не допускать ситуаций, когда личная заинтересованность или личные отношения с гражданами могут повлиять на объективное исполнение служебных обязанностей и привести к обвинениям в недобросовестности.

Должностные  лица  таможенных  органов    Российской Федерации:

  • призваны дорожить духовными и нравственными ценностями, завещанными нашими предками, хранить и приумножать лучшие традиции многовековой истории российской таможни, проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и иностранных государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий;
  • обязаны не допускать конфликта интересов и иных ситуаций, когда личная заинтересованность или личные отношения с гражданами могут повлиять на объективное исполнение служебных обязанностей и привести к обвинениям в недобросовестности;
  • должны воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение у граждан в объективном и добросовестном исполнении ими должностных обязанностей; любые предложения каких-либо услуг, извлечения выгоды, подношений и подарков должны рассматриваться таможенником как попытки подтолкнуть его к нарушению установленного порядка и служебной дисциплины.

В 1993 году Всемирной таможенной организацией была принята, а в 2003 году пересмотрена, Декларация о честности действий таможни, регулирует следующие основные сферы: личные обязательства, соблюдение закона, отношения с обществом, получение  подарков, использование служебной  информации, политическая деятельность, трудовая атмосфера. Основная идея, которую  несет в себе этот документ: таможенник - это представитель государства, и своими действиями он должен поддерживать и укреплять имидж таможенной службы. Ведь по его поведению, культуре речи, манерам и привычкам, внешнему виду и интеллекту люди судят не только о таможенной службе, но и  в целом о государстве. В свою очередь порядочность и безупречная  репутация - основа доверия граждан  к сотрудникам таможенных органов. Арушская декларация о честности в таможне, которая акцентирует внимание на двенадцати различных, но взаимосвязанных факторах по предотвращению коррупции и повышению уровня честности в таможенных органах. Это: минимальное административное регулирование, прозрачность действий и принимаемых решений, автоматизация таможенного дела, стратегическое разделение, ротация и перемещение персонала, персональная ответственность и подотчетность, специальные процедуры по набору персонала, высокий моральный дух и организационная культура, развитие аудита и систем внутреннего расследования, принятие специального Кодекса поведения, перманентное профессиональное обучение, адекватное вознаграждение за труд, формирование специальных отношений с брокерами и отраслевыми представителями

Информация о работе Этика в таможне