Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 20:20, доклад
Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идёт о научных доказательствах. Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования.
Учёный
должен следовать
принципам научной
этики, чтобы успешно
заниматься научными
исследованиями. В
науке в качестве
идеала провозглашается
принцип, что перед
лицом истины все
исследователи равны,
что никакие прошлые
заслуги не принимаются
во внимание, если речь
идёт о научных доказательствах.
Не менее важным принципом
научного этоса является
требование научной
честности при изложении
результатов исследования.
Учёный может ошибаться,
но не имеет права подтасовывать
результаты, он может
повторить уже сделанное
открытие, но не имеет
права заниматься плагиатом.
Ссылки как обязательное
условие оформления
научной монографии
и статьи призваны зафиксировать
авторство тех или иных
идей и научных текстов,
и обеспечивать чёткую
селекцию уже известного
в науке и новых результатов.
Существуют детально
разработанные правила
о том, каким условиям
должны отвечать соавторы
научной статьи. Ниже
приведена выдержка
из правил, разработанных
в Гарвардском Университете[1]:
Каждый, кто перечислен
в качестве автора,
должен внести
существенный прямой
интеллектуальный
вклад в работу.
Например, должен
внести вклад в
концепцию, дизайн
и/или интерпретацию
результатов. "Почетное"
соавторство запрещено.
Предоставление финансирования,
технической поддержки,
пациентов или материалов,
как бы это ни было важно
для работы, само по
себе не является достаточным
вкладом в работу для
того чтобы стать соавтором.
Каждый, кто внес существенный
вклад в работу, должен
быть соавтором. Каждый
кто внес менее значительный
вклад в работу должен
быть перечислен в списке
людей, которым выносится
благодарность в конце
статьи.
Данные
моральные принципы
в реальности часто
нарушаются. В различных
научных сообществах
может устанавливаться
различная жёсткость
санкций за нарушение
этических принципов
науки. Снижение «качества
знания» при нарушении
этики науки ведёт к
макулатурной науке,
идеологизации науки,
и коммерциализации
науки (когда основной
целью является гонка
за финансированием).
Одним из рычагов контроля
за выполнением научной
этики является анонимное
рецензирование научных
статей, проектов и отчетов.
Научная
этика — это
не только административные
правила, но так же
и совокупность моральных
принципов, которых
придерживаются учёные
в научной деятельности,
и которые обеспечивают
функционирование науки.
Роберт
Мертон в своих
работах по социологии
науки создал четыре
моральных принципа:
1. Коллективизм — результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества.
2. Универсализм — оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик её автора, например, его статуса.
3. Бескорыстность — при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремится к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы.
4. Организованный
скептицизм —
исследователи должны
критично относиться
как к собственным
идеям, так и
к идеям, выдвигающимся
их коллегами.
Если
Ты учёный, то этик, которых
Ты должен придерживаться -
семнадцать:
1.
Выносливость (терпеливо
переносить все
то, что исходит
от его учеников);
2.
Быть снисходительным;
3.
Сидеть в почтительной
позе спокойно, благообразно
и опустив голову;
4.
Не обходиться
гордо с рабами
Аллаhа, кроме как
с притеснителями,
чтобы воспрепятствовать
им в их действиях;
5.
Предпочитать скромность,
находясь в обществе
и собраниях;
6.
Оставить в стороне
игры и шутки;
7.
Проявлять мягкость
к ученику и быть терпеливым
к высокомерному (задающему
вопрос грубо и тщетно
доказывающему, будто
он знает больше, чем
другие);
8.
Исправлять слабоумного
добрым наставлением (т.е.
обучением);
9.
Не сердиться на
него;
10.
Не считать ниже собственного
достоинства сказать "не
знаю";
11.
Обратить полное
внимание на спрашивающего
и глубоко вникнуть
в его вопрос;
12.
Соглашаться с
правильными доводами
других;
13.
Следовать за Истиной,
возвращаясь к
ней при допущении
ошибки (в слове или
деле, от кого бы она
ни исходила);
14.
Предостерегать ученика
от любых наук,
вредящих ему (такие,
как магия, астрология,
гадание на песке
и т.д.);
15.
Предупредить его
и препятствовать
тому, чтобы он
от полезных знаний
желал что-то иное,
кроме удовлетворения
Всевышнего Аллаhа;
16.
Запрещать ученику
отвлекаться обязанностями,
возложенными на
весь коллектив[1],
до тех пор,
пока он не освободится
от индивидуальных
обязанностей, суть
которых - совершенствование
его внутренней
и внешней сторон
посредством богобоязненности.
В богобоязненности быть прежде всего требовательным к себе для того, чтобы ученик, во первых, следовал его действиям, а во вторых, получал пользу от его слов.