Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 21:02, доклад
Этика Средневековья представляла нравственность как в неличностный и надличностный феномен. Нравственные требования в ней выступают как заповеди Бога. Вспомним Декалог - десять заповедей Моисея: почитай одного Бога, не делай кумиров (изображений Бога), не произноси имени Господа напрасно, помни день субботний, почитай отца и мать, не кради, не лги, не убивай, не прелюбодействуй, не завидуй.
Этика Средневековья
Этика
Средневековья представляла нравственность
как в неличностный и надличностный
феномен. Нравственные требования в ней
выступают как заповеди Бога. Вспомним
Декалог - десять заповедей Моисея: почитай
одного Бога, не делай кумиров (изображений
Бога), не произноси имени Господа напрасно,
помни день субботний, почитай отца и мать,
не кради, не лги, не убивай, не прелюбодействуй,
не завидуй. Моральные нормы в этой этике
являются безусловными, абсолютными, выступают
в качестве единственного критерия моральной
значимости поведения индивида. Они находятся
в принципиальной враждебности к земным
ценностям: "Не можете служить Богу
и мамоне". В то же время христианство
дало нравственный и эстетический идеал
человечеству в образе человека-Христа,
тем самым, преподнеся человеку высокий
урок нравственности.
Религиозная мораль говорит о всечеловеческой
общности, основанной на любви к Богу,
и является сугубо духовной: "...возлюби
Господа Бога твоего всем сердцем твоим,
и всею душою твоею, и всем разумением
твоим".
Средневековое этическое мышление представляет
собой отрицание античной моральной философии,
прежде всего потому, что основой интерпретации
нравственности в ней выступает не разум,
а религиозная вера. Любые варианты осуществления
самовластия веры (сомнение в возможностях
разума, борьба против разума и его поборников,
союз веры и разума в поздней схоластике)
отводят разуму второстепенную роль как
в постижении существа морали, так и в
выборе индивидуальной моральной позиции.
Идея бога как морального абсолюта задает
жесткие границы истолкования всей нравственной
проблематики: жизнь человека и ценности
этой жизни приобретают смысл только в
соотнесении с божественным законодательством;
бог выступает в качестве объективного,
безусловного, единственно истинного
источника морали. Отсюда - трансцендентное·
понимание смысла человеческого бытия;
противоречивое сочетание пессимистических
и оптимистических мотивов (пессимизм
преимущественно касается "здешнего"
мира, оптимизм связан с упованиями на
"божий град"); крайний ригоризм (христианская
мораль есть отказ от своеволия, полное
подчинение воле бога: человек - "сосуд
для божества"); аскетизм; противоречие
между сущим ("весь мир во зле лежит")
и должным, представленным абсолютно безупречным
царством божьим.
Центром христианской этической концепции
является идея любви" богу. Любовь понимается
как универсальный принцип морали (нравственное
отношение к ближнему проистекает из нее);
позволяет придать морали общечеловеческий
статус; освящает все сущее. Из идеи любви
к богу рождается новая (неизвестная античности)
добродетель - милосердие; предполагающее
прощение обид, готовность к состраданию
и активной помощи страждущим. На фоне
идеи любви получает свое выражение "золотое
правило" нравственности: "Итак, во
всем, как хотите, чтобы с вами поступали
люди, так поступайте и вы с ними".
В отличие от стоицизма, ориентированного
на сильную личность, способную все обрести
в себе самой, христианство обращено к
"нищим духом", к "нуждающимся и
обремененным", ко всем тем, кому нужна
внешняя точка опоры. Отчаявшимся христианская
мораль предлагает утешение - искупление
страданий и вечное блаженство в мире
ином. Итак, опять вариант бегства от реального
мира, только теперь оно санкционировано
и гарантировано "свыше", освящено
божественным авторитетом.
Идеалы первоначального христианства
существенно отличаются от последующих
исторических форм его воплощения, подчинивших
диктату своей догматики философскую
и этическую мысль. По мере превращения
в официальную идеологию и "наступления"
на европейский мир, христианство претерпевает
эволюцию (от проповеди всеобщей любви
к преследованию инакомыслящих, от про
возглашения равенства людей и отвержения
богатства: "Легче верблюду пройти сквозь
игольное ушко, нежели богатому попасть
в Царство Божье", - к санкционированию
социального неравенства и т.д.), которая
определяется не только социальными и
классовыми обстоятельствами, но и существом
христианских основоположений.
Поскольку для эпохи средневековья характерна
"неотвлеченность собственно морального
сознания от других форм общественного
сознания и нравственности как специфического
способа регуляции от иных нормативов",
постольку христианская теология синтезировала
в единый нерасчлененный комплекс религиозную,
философскую, этическую проблематику.
В результате проблема специфики морали,
по сути дела, не поднимается, а традиционные
этические проблемы одеваются, если можно
так сказать, в религиозные одежды. Пределы
интерпретации этих проблем заданы христианской
догматикой, преступить их не под силу
даже духовной оппозиции.
Всевластье религии находит в средневековом
философствовании различные формы выражения.
Идея подчинения морали религии наиболее
ярко отражена в творчестве Августина
Блаженного (354-430 гг. н.э.). Утверждение
бога как единственного источника и критерия
нравственности; интерпретация зла в контексте
неискоренимой греховности человека,
побуждающей его отступать от божественных
предписаний; негативное значение активности
и дискредитация нравственной полноценности
личности - таковы основоположения этических
взглядов одного из самых значительных
представителей эпохи патристики. Этика
Августина показала, что "принцип, выносящий
истоки и цели нравственного поведения
за пределы индивида, является столь же
односторонним, как принцип, целиком замыкающий
их на личность".
Необходимость примирения "божьего
града" и "града земного", веры
и разума, религии и философии, характерная
для схоластики, была осознана и отражена
в мировоззрении Фомы Аквинского (1225-1274
г. г). Опираясь на этику Аристотеля, осмысливая
ее в контексте христианского вероучения,
Фома пытался синтезировать мораль в религию.
Структурно стройная и весьма хитроумная
этика Фомы Аквинского, тем не менее внутренне
глубоко противоречива, что является результатом
исходной установки. По сути дела, все
этические построения Фомы опровергают
его замысел и доказывают противоположное
- невозможность гармонии религии и морали,
союз которых может утверждаться лишь
путем подчинения, а не равенства.
Духовная оппозиция в эпоху средневековья
пыталась противопоставить официальной
этической доктрине комплекс идей, основанный
на субъективизме. В таком ключе предпринимает
свои исследования состояния человеческой
души немецкий мистик Мейстер Экхарт (1260-1328),
стремившийся доказать значимость индивидуального
нравственного выбора. Тяготение к индивидуализации
морали характерно и для Пьера Абеляра
(1079-1142), отстаивавшие роль разума и внутренней
убежденности в нравственном бытии человека,
утверждавшего совесть в качестве высшего
морального критерия. Такие идеи были
не только протестом против абсолютизации
божественной санкции в морали, но и своеобразным
предвосхищением последующих судеб этического
сознания на новом этапе истории.
Одной из характерных черт средневекового мировоззрения, в духе которого воспитывались народные массы, был аскетизм. Согласно аскетизму, человеческий мир представлялся воплощением греха и зла. Обязанностью верующего человека было постепенное освобождение от земных оков, чтобы подготовиться к переходу в лучший, загробный, мир. Для этого церковь рекомендовала посты, покаяние, умерщвление плоти. Наивысшим подвигом считался полный уход от мира в монастырь. На практике, однако, аскетизм проводился далеко не последовательно. Буйные и распущенные феодалы, конечно, и не думали быть аскетами. Само духовенство, особенно в лице его высших представителей, грубо нарушало свои же собственные аскетические предписания, копируя, по существу, образ жизни светских феодалов. Городские и крестьянские народные массы продолжали «в миру» свою трудовую жизнь со всеми ее горестями и радостями. Было бы ошибкой представлять себе средневековое общество как сплошной монастырь, где люди только и думали о покаянии и спасении своей души. Но тем не менее аскетизм был официальным учением, пропагандируемым с церковной кафедры, преподаваемым юношеству в школе, входившим как необходимый элемент во многие виды средневековой литературы. Значительное количество людей, принадлежавших к разным классам, в большей или меньшей степени отдавало ему дань, пытаясь порой всерьез исполнить его предписания. Аскетизм был естественным выражением факта господства религии в средние века, когда точные науки были еще в зародыше, власть человека над силами природы крайне несовершенна, а общественные отношения, резко антагонистические и авторитарные, покоившиеся на крепостнической эксплуатации, обрекали народные массы на постоянное терпение, воздержание, ожидание возмездия и блаженства в ином мире.