Этика русского масонства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 23:26, реферат

Описание работы

Цель работы: раскрыть понятие масонства, узнать о возникновении масонства в России.
Задачи работы: определение религиозно- этических аспектов масонства, целей и задач масонства.

Содержание

Ведение 3
1 Понятие масонства 4
2 Цели и задачи масонства 5
3 Масонство в России 7
4 Религиозно-этические аспекты 11
Заключение 15
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ 
 

Кафедра «Философия» 

Реферат 

По дисциплине «Этика» 

на тему: «Этика русского масонства» 
 
 

Выполнила:

Студентка 2 курса

дневного  отделения

факультет ЭФ 4 спец. 080105 
 
 

Москва - 2010 

         
 
 

Содержание

    Ведение                                                                                                                          3

    1 Понятие масонства                                                                                                    4

    2 Цели и  задачи масонства                                                                                           5

    3 Масонство в России                                                                                                   7

    4 Религиозно-этические аспекты                                                                               11

    Заключение                                                                                                                  15

    Список используемых источников                                                                           17 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         Ведение  

         Актуальность к теме масонства  обусловлена  многими  причинами. Это обусловлено  главным  образом  тем, что  среди  ученых, общественных, религиозных  и  политических  деятелей  не  было, и  нет  единства  во  взглядах  на  роль, значение  и  влияние  масонского  движения  на  развитие  мировых  общественно-политических  систем, а также  на  причины, время  возникновения  и  цели  масонства.  Порой  эти  разногласия  выходят  за  рамки  научных  дискуссий  и  перерастают  в  настоящую  конфронтацию  сторонников  и  противников  масонского  движения, в споры  о  прошлом  и  будущем  человечества.  Наиболее  острый  характер  эти  разногласия  приобретают  всякий  раз, когда  разговор  касается  России, влияния  масонства  на  ход ее  исторического  развития.  Хотя,  так или  иначе,  все исследователи  остаются едины во  мнении, что  однозначные  подходы  к изучению  феномена  масонства, перспектив  его  будущего  развития, не  приемлемы.

         Масонство является  ярчайшим  явлением,  как  в  религиозном, так  и в политическом  отношении.

         Цель работы: раскрыть понятие  масонства, узнать о возникновении  масонства в России.

         Задачи работы: определение религиозно- этических аспектов масонства, целей и задач масонства. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         1 Понятие масонства

        Масонство – интереснейшее явление в истории человечества, которое по- разному и прямо противоположно характеризуют и оценивают историки до настоящего времени. Для него характерно сопряжение мира библейских идей, понятий, образов, а равно и антимира, включающего то, что противостоит им. Это дает повод противникам масонов изображать их как служителей антихриста и культа сатаны, что, конечно же, является глубокой ошибкой.

          "Масонство – одно из мистических морально – религиозных движений буржуазного общества. Культ, догматика, ритуал еще роднили его с церковью. Стремление влиять на политику путем продвижения в различные звенья государственного аппарата своих братьев, некоторые черты организации, традиционные дискуссии предвосхищали многие черты политической партии" - считалось в большевистской России до настоящего времени,  подобные взгляды в настоящее время пересматриваются  и уточняются. В будущем история поставит на истинное место это течение согласно не коммунистической морали, а общечеловеческих ценностей.

          Атмосфера тайны, окутывавшая масонство, закрытость ложа способствовали тому, что при определенных условиях они могли превращаться не только в центры философской, но и политической пропаганды, использоваться для различного рода заговоров.

          Одной из отличительных особенностей  масонских  организаций  есть то,  что  они  никогда  не выступают открыто,  никогда не опровергают, никогда не отвечают ни на похвалу,  ни на выпадки. Кроме того,  не забудем,  что существование Вселенной основано на биполярности,  вследствие  чего  каждое   явление   жизни   и   каждое человеческое  начинание  тоже  имеет  две полярности - положительную и отрицательную.   Не   может   существовать   то,    что    не    имеет противоположения,  и  по  мере  того  как  в каком-нибудь явлении одна сторона  поглощает  другую  -  исчезает  само  явление,  ибо  исчезает биполярность,  то есть,  основа для существования.  Поэтому, говоря об отрицательных  явлениях,  нужно  помнить,  что  раз  существует  нечто отрицательное,   то   существует   и   его  противоположение  -  нечто положительное,  но оно почему-то  или  не  замечается,  или  умышленно замалчивается.

          Истоки  масонства относят, чуть ли не к "началу времен", называя первым масоном  иногда самого Бога – творца или  при более "скромных" устремлениях – Адама, первого человека. Корни масонства уходят в глубокую древность, и видны определенные аналогии между масонством и другими известными в истории с древнейших времен тайными обществами религиозно-мистического и религиозно-политического характера.

          Согласно  Британской энциклопедии слово масонство  произошло от английского free masonry и  французского Franc magon – вольный каменщик, что означало "учение и практика секретного братского ордена, крупнейшей всемирной организации". Его можно  трактовать и как морально – этническое движение с целью "просвещающего" влияния на властные структуры и проникновением в них. Масоны равнодушно относятся к религиозной принадлежности своих членов, хотя всегда вызывали и вызывают вражду со стороны церквей различных вероисповеданий. Они считают приемлемыми любые политические структуры, - если в них признается важность нравственного воспитания людей. 

          2 Цели и задачи масонства

         На пути к утверждению масонского Эдема на земле стоят религия, нация и монархические государства. Эти исторические установления мешают соединить все нации в один союз, а отсюда неизбежность борьбы с ними. К разрушению церкви, нации и монархии масонство подходило постепенно, осторожно, подготовляя общество к решительным действиям, но борьба против церкви велась всегда. «Братство везде восставало против духовенства и во многих случаях расходилось с католическим учением. В Бранденбургской церкви лисица в священническом облачении проповедует стаду гусей. В Бернском соборе в изображении Страшного Суда помещен и папа и т. п.».

         Ложи всегда были убежищем для свободомыслящих людей. Строительные корпорации давали приют всем еретикам, преследуемым католической церковью, как-то: катарцам, вальденцам и проч. В кодексе масонских уставов и традиций, так называемой «Новой Книге Конституций», составленной в 1721 году пресвитерианским пастором и доктором, богословом Андерсоном, в первом параграфе сказано: «В старые времена масоны поневоле держались в каждой стране её местной религии, какова бы она ни была...». Почти все философы двух последних столетий, вышедшие из масонства, с ожесточением и ненавистью писали против христианской религии. Эти писания философов, как Локк, Вольтер, Дидро и других, распространяли в обществе рядовые масоны. «В течение двух веков, - пишет Нис, - во всех пунктах земного шара члены лож находились во главе борцов за торжество идей политической свободы, религиозной терпимости».

         В начале борьба с религией велась осторожно. О свободе совести масоны говорили лишь в своем кругу, подготовляя будущих борцов против религии и церкви. «Для проведения своих идей путем печати, - пишет Соколовская, - они выбирали чужие мысли, чужие статьи, вполне соответствующие их воззрениям и, повторяя их, укрываясь за других авторов, содействовали масонской пропаганде». Масоны поддерживали различные секты и вольнодумцев в области религиозной. Под видом широкой веротерпимости вносились ереси и расколы в христианскую церковь.

         «Словом, история масонства - это есть история борьбы с религией и церковью, главным образом христианской, словом и действием».

         Степени масонства 

     Коренными основными степенями масонства почитаются три: ученическая, товарищеская и мастерская. Число степеней в различных системах не одинаково, их бывало 5, 7, 9, 33, 99, то есть обычно нечётное число, и все эти числа имеют особое значение в масонской символике.           Системы назывались в честь страны и государства, в котором зародились и развились. Существовали система английская, французская, шведская, иногда системы назывались в память главного организатора и инициатора: известны системы Фесслера, Сен-Мартена, Циннендорфа, Шредера, Мелиссино и др. Наконец, наименование системы заключало указание на цель и характер работ: так были, например, наименования системы «духовного рыцарства» - Лопухина; «иллюминатов», то есть просвещенных - Вейсгаупта, «Розенкрейцеров», то есть Розы и Креста. 
 

         3 Масонство в России

                 Масонство  проникло  в  Россию  очень  скоро  после  того, как  вылилось  в  определенные  формы  на Западе.  Оно  пришло  из  Англии.  Существует  мнение, что  масонские ложи  возникли  в  России  в  последние  годы CUII  века  после возвращения Петра 1  из  заграничной поездки.

         Документальные  данные  о  первых  русских  масонских ложах относятся к 1731   году. Именно  в этом  году  гроссмейстер  Великой лондонской  ложи  лорд  Ловель  назначил  капитана  Джона  Филипса  провинциальным  Великим  Мастером  «для  всей  России».

         А. Пыпин  в  своем  труде  «Русское  масонство», CUIII и первая  четверть CIC в.   пишет, что масонство в России, по  преданию  ввел  сам Петр. Он  будто был привлечен в масонство самим Кристофором Вреном,  знаменитым  основателем английского масонства; первая ложа  существовала,  в  России  в  конце  CUII столетия – мастером  стула был в ней Лефорт, первым  надзирателем  Гордон, а вторым – сам Петр.

         Вместе  с  тем  Н.М.Лонгинов  в  книге  «Новиков  и  московские  мартинисты» пишет, что  Петр  вывез  из  своего  путешествия  масонский  статус  и  на  его  основании  приказал   открыть  или  даже  сам  открыл  ложу  в Кронштадте.

         В.В.Назаревский  в  книге  «Из  истории  Москвы» сообщает, что  в  зале  Сухаревой  башни, по  преданию  происходили  тайные  заседания  какого-то  «Нептунова  общества», очевидно  имевшие  мореходные  цели; там  председательствовал  Лефорт.  Сам  Царь  был  первым  надзирателем, а  архиепископ  Феофан  Прокопович – оратором  этого  общества.

         Пыпин  свидетельствует, что  в  одной  рукописи  Публичной  библиотеки /1816 г./. «Взгляд  на  философов  и  революцию  Французскую» указано, что  масонство  существовало  во  время  Царя  Алексея  Михайловича, и Брюс был  великим  мастером, а  Царь Петр  был  первым  надзирателем, потом великим  мастером Кейт.

         «Немецкая  слобода, - говорит  К.Ф.Валишевский, - стала  Европой  в  миниатюре, где  также, как  там, кипели  политические  страсти, а  над  умами  господствовали  идеи  английской  революции. Прибывшие  эмигранты  жили  теми  интересами, которые  захватывали  общества  у  них  на  родине.  Немецкая  слобода  переживала  приподнятое  настроение.  Шотландец  Патрик  Гордон  увлекался  успехами  Лондонского  королевского  общества.  Английские  дамы  пудами  выписывали  романы  и  поэтические  произведения  национальных  писателей.  Поддерживалась  деятельная  переписка  с  Европой».

         «Властители  дум» русского  общества  свои  познания  во  многом  получили  от  масонства  и  сами  были  членами  ордена  вольных  каменщиков.  Под  знаменем  пятиконечной  звезды  прошли: Артамон  Матвеев, князь  В.В.Голицын, «птенцы  гнезда  Петрова»  Прокопович, Посошков, Татищев, Кантемир, князь  Щербатов, Сумароков, Херасков, Радищев, Грибоедов  и  многие  другие.

         Наиболее  известной  личностью  в  масонском движении CUIII столетия,  несомненно,  был  Н.И.Новиков /1744-1818/. В  Петербурге  в  1775  году  Новиков  по  предложению  нескольких  видных  масонов  был  посвящен  в   ложе  «Астрея». Новиков  потребовал, чтобы  ему  были  открыты  сразу  три  степени,  ибо  хотел  убедиться, что  в  них  нет  ничего  противного  его  совести. Желание  его  было  удовлетворено. Кроме  ложи  «Астрея» он посещал  другую  петербургскую ложу  «Урания».  Специально  для  Новикова  была  организована  ложа  по  Рейхелевской  системе под названием «Латона». Тогда же  он  был посвящен  в четвертую степень, а в 1778  году  принял  шведский  седьмой градус.

Информация о работе Этика русского масонства