Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:41, лекция
Развитие этических норм бизнеса в России имеет свои особенности, что объясняется спецификой исторического пути, пройденного нашим государством. Особенность России состояла в том, что тот общий путь развития, который для других стран облегчался интенсивным обменом традиций, она часто проходила в одиночку. Так, в Древней Руси в предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества. Оплотом развития предпринимательства становились города, вокруг которых возникали торговые и промысловые поселения. Сюда сходились для гостьбы (торговли) купцы (гости), бобровники, бортники и другие тогдашние «промышленники».
2.
Деловая этика
и ее развитие
в России
2.1
Возникновение этики
в России
Развитие этических норм бизнеса в России имеет свои особенности, что объясняется спецификой исторического пути, пройденного нашим государством. Особенность России состояла в том, что тот общий путь развития, который для других стран облегчался интенсивным обменом традиций, она часто проходила в одиночку. Так, в Древней Руси в предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества. Оплотом развития предпринимательства становились города, вокруг которых возникали торговые и промысловые поселения. Сюда сходились для гостьбы (торговли) купцы (гости), бобровники, бортники и другие тогдашние «промышленники».
Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Как отмечал историк Д.И.Иловайский, предпринимательство было связано с исторически сложившимся характером российского народа – «деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жесткому или мягкому образу действия, смотря по обстоятельствам».1
Анализируя характер великороссов, отмечая черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства, экономист академик В.П.Безобразов выделяет особо черты, которые стали фундаментом для развития русского предпринимательства и определяли его успех на протяжении многих веков:2
Гости (крупные купцы) успешно вели внутреннюю (между городами) и внешнюю (с зарубежными странами) торговлю. Самые основательные предприниматели объединялись в торгово-промышленные ассоциации, корпорации: «Московское сто», («Ивановское сто», «Сурожане» и др. Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями.
Второй по значению после гостей в XVI – XVIII вв. в Русском государстве была гостиная сотня. В XVI – XVIII вв. гости – члены привилегированной корпорации купцов, выполняли финансовые поручения правительства, поочередно выполняли сложные казенные поручения: возглавляли крупнейшие таможни, собирали чрезвычайные налоги, заведовали казенными предприятиями, торговали казенными товарами и др. Состав гостей формировался по выбору правительства. Гости вкладывали деньги в недвижимое имущество (дома, земля), а некоторые заводили промышленные предприятия.
С
середины XVII в. начинается быстрое расширение
торговых связей Москвы. По мере включения
в мировую торговлю происходит постепенное
усвоение общих традиций, касающихся
частной собственности, договоров,
обмена, торговли, конкуренции, прибыли.
Первый толчок к правовому оформлению
западных традиций дали реформы Петра
I, а именно, попытки осуществления
государственного контроля за качеством
ввозимых и вывозимых товаров, предоставление
льгот и покровительства
Значительно
изменилось правовое положение купцов
при Екатерине II. Они вышли из
разряда податных сословий с освобождением
от внесения податей в подушный оклад,
который был заменен обложением
их капиталов 1%-м сбором, причем размеры
капиталов объявлялись самими купцами
«по совести», чем последние очень
гордились. Очень оживило торговлю
с другими странами снятие с нее
и промышленности различных ограничений,
в связи с открытием Екатериной
первых кредитных учреждений, развитием
торгового мореплавания, учреждением
заграничных консульств и заключением
торговых конвенций.
Деловая
культура современного российского общества
После
распада Советского Союза Россия
оказалась в сложных
В
период перестройки система ценностей
и этические представления
1.
Представители партийной (
2.
Люди, пришедшие в
Вторая культура – это жесткая деловая культура «теневой», полукриминальной и криминальной экономики. Несмотря на огромную личную опасность частного предпринимательства для человека в советский период, оно все равно существовало, базируясь на недостатках системы, и в последний период социалистического развития сильно влияло на общество. Уже к началу 90-х годов, по некоторым оценкам, в теневом секторе экономики производилось около 20% совокупного общественного продукта и было занято примерно 25-30 млн. человек. Деятели теневой экономики, пополняя ряды легальных бизнесменов, принесли с собой в возрождающийся российский бизнес своеобразные этические требования и моральные нормы из другой, более «жесткой» культуры.
В настоящее время на стыке поведенческих традиций этих групп происходит своеобразный процесс мутации, поиск новых жизнеспособных форм. Соответственно этика нового класса бизнесменов в России представляет собой явление сложное и противоречивое. На него влияют разные силы, различные этические традиции и системы ценностей, т.к. в российском бизнесе занято множество людей разных национальностей, разного вероисповедания и разных этических воззрений, имеющих разный экономический базис. Кроме того, в российский бизнес в 90-е годы пришли граждане зарубежных государств, деятельность которых основана на канонах устоявшейся западной этики. Контакты с ними обусловливают весьма своеобразное переплетение восстанавливаемых национальных российских черт с общемировыми, что отчасти облегчает включение российского бизнеса в систему мировых этических норм делового поведения.
В настоящее время, отечественные бизнесмены отходят от методов «дикого капитализма» и стремятся вести дела в соответствии с международными нормами. Класс предпринимателей очищается от случайных людей, а многие вчерашние «новые русские» сняли малиновые пиджаки и массивные золотые цепи, осознали необходимость, как в образовании и повышении квалификации, так и соответствии нормам поведения, отвечающим их статусу «делового человека». С конца 90-х в России поступательно идет процесс формирования зрелых форм культуры рыночного общества. Что касается ситуации развития этики российского бизнеса, то отличительной особенностью современного этапа предпринимательства является возрастание роли социально-культурного фактора. Основной подход к формированию деловой культуры базируется на следующих положениях:3
Современное
применение этики бизнеса отличается
гибкостью, недогматичностью и разнообразием.
Реальная российская деловая культура
— это постоянное совершенствование
национальной модели в направлении
творческого осмысления российской
практики применения свода обобщенных
правил менеджмента в хозяйственной
деятельности. С одной стороны, это
рационализация внутрифирменных процессов
в условиях России, с другой, —
практика взаимодействия с российскими
партнерами и партнерами из стран
СНГ, с третьей, — опыт хозяйственных
связей с зарубежными партнерами
из стран с развитыми рыночными
отношениями, с четвертой, — практический
опыт хозяйствования, представляющий
эволюцию практики управления, начиная
с советского периода, и изменение
подходов и методов управления, произошедших
за последние десятилетия. Вместе с
тем, условия глобализации экономики
обусловливают творческое наполнение
национальных норм корпоративной культуры
российской экономики в условиях
постоянного сокращения преград
межнациональных хозяйственных
связей, а также их современных
организационных форм: от самоорганизации
технологических цепочек