Этика развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:41, лекция

Описание работы

Развитие этических норм бизнеса в России имеет свои особенности, что объясняется спецификой исторического пути, пройденного нашим государством. Особенность России состояла в том, что тот общий путь развития, который для других стран облегчался интенсивным обменом традиций, она часто проходила в одиночку. Так, в Древней Руси в предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества. Оплотом развития предпринимательства становились города, вокруг которых возникали торговые и промысловые поселения. Сюда сходились для гостьбы (торговли) купцы (гости), бобровники, бортники и другие тогдашние «промышленники».

Работа содержит 1 файл

этика развитие.docx

— 23.57 Кб (Скачать)

     2. Деловая этика  и ее развитие  в России 

     2.1 Возникновение этики в России 

     Развитие  этических норм бизнеса в России имеет свои особенности, что объясняется  спецификой исторического пути, пройденного  нашим государством. Особенность  России состояла в том, что тот  общий путь развития, который для  других стран облегчался интенсивным  обменом традиций, она часто проходила  в одиночку. Так, в Древней Руси в предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества. Оплотом развития предпринимательства становились города, вокруг которых возникали торговые и промысловые поселения. Сюда сходились для гостьбы (торговли) купцы (гости), бобровники, бортники и другие тогдашние «промышленники».

     Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Как отмечал историк Д.И.Иловайский, предпринимательство было связано с исторически сложившимся характером российского народа – «деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жесткому или мягкому образу действия, смотря по обстоятельствам».1

     Анализируя характер великороссов, отмечая черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства, экономист академик В.П.Безобразов выделяет особо черты, которые стали фундаментом для развития русского предпринимательства и определяли его успех на протяжении многих веков:2

  • чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, движение увлечения всяких других чувств и страстей, соразмеряет важность различных целей и силу наличных способов их достижения;
  • практический расчет – умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми более отдаленными, менее необходимыми и менее достижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями;
  • самообладание среди разнородных и противоположных потребностей жизни и стремления к их удовлетворению;
  • трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями, удаляющими от раз поставленной задачи, от начатого предприятия;
  • сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая предаваться излишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию при неудаче, всегда дающая рассудку господство над порывами чувств.

     Гости (крупные купцы) успешно вели внутреннюю (между городами) и внешнюю (с зарубежными странами) торговлю. Самые основательные предприниматели объединялись в торгово-промышленные ассоциации, корпорации: «Московское сто», («Ивановское сто», «Сурожане» и др. Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями.

     Второй по значению после гостей в XVI – XVIII вв. в Русском государстве была гостиная сотня. В XVI – XVIII вв. гости – члены привилегированной корпорации купцов, выполняли финансовые поручения правительства, поочередно выполняли сложные казенные поручения: возглавляли крупнейшие таможни, собирали чрезвычайные налоги, заведовали казенными предприятиями, торговали казенными товарами и др. Состав гостей формировался по выбору правительства. Гости вкладывали деньги в недвижимое имущество (дома, земля), а некоторые заводили промышленные предприятия.

     С середины XVII в. начинается быстрое расширение торговых связей Москвы. По мере включения  в мировую торговлю происходит постепенное  усвоение общих традиций, касающихся частной собственности, договоров, обмена, торговли, конкуренции, прибыли. Первый толчок к правовому оформлению западных традиций дали реформы Петра I, а именно, попытки осуществления  государственного контроля за качеством  ввозимых и вывозимых товаров, предоставление льгот и покровительства торговым людям. Возросшее взаимное доверие  между предпринимателями и государством способствовало проявлению и закреплению  новых черт деловых отношений.

     Значительно изменилось правовое положение купцов при Екатерине II. Они вышли из разряда податных сословий с освобождением  от внесения податей в подушный оклад, который был заменен обложением их капиталов 1%-м сбором, причем размеры  капиталов объявлялись самими купцами  «по совести», чем последние очень  гордились. Очень оживило торговлю с другими странами снятие с нее  и промышленности различных ограничений, в связи с открытием Екатериной первых кредитных учреждений, развитием  торгового мореплавания, учреждением  заграничных консульств и заключением  торговых конвенций. 
 
 
 
 
 

     Деловая культура современного российского общества 

     После распада Советского Союза Россия оказалась в сложных экономических  и социальных условиях. Переход к  рынку был связан со значительными  социальными потрясениями. Все это  отразилось на поведении первых российских бизнесменов - «новых русских». Ситуация, в которой они оказались, во многом напоминала положение второй половины XIX века. России вновь пришлось ускоренными темпами проходить этап первоначального накопления капитала. Дореволюционные традиции ведения дел были утрачены, а советские не соответствовали условиям рынка. В результате, у российских предпринимателей отсутствовали элементарные нормы ведения дел. Если в советские времена на неотесанность партнеров закрывали глаза, так как они выступали как представители государства, гарантировавшего выполнение даже невыгодных контрактов, то после распада СССР, когда никаких гарантий нельзя было получить, такое поведение российских бизнесменов вызывало недоверие. Нестабильность политической системы, недостаточность законодательной базы, дезорганизация системы управления, задержка платежей также негативно сказались на отношении к «новым русским» со стороны иностранных партнеров.

     В период перестройки система ценностей  и этические представления людей  начали быстро меняться. Зарождавшаяся  этика российского бизнеса оказалась  под влиянием сразу двух культур  делового поведения, которые существовали в стране при социализме. Первая культура связана с описанной выше традиционной административно-командной системой, господствовавшей с начала 30-х годов. Воззрения, связанные с ней и привносимые в этику бизнеса, зависят от происхождения субъектов – участников предпринимательской деятельности, составивших класс российских бизнесменов. Здесь выделяются следующие варианты.

     1. Представители партийной (комсомольской)  номенклатуры, а также хозяйственники, занимавшие командное положение  в промышленности в 80-е годы. Эти люди во многом придерживаются  этических ценностей прежних  бюрократических структур.

     2. Люди, пришедшие в предпринимательство  из «нормальной» жизни. Они  в целом характеризуются высоким  уровнем интеллекта и достаточно  высокими моральными качествами. Их отличительными чертами являются  стремление восстановить традиции  с учетом принятых в мировой  практике норм деловой этики. 

     Вторая  культура – это жесткая деловая культура «теневой», полукриминальной и криминальной экономики. Несмотря на огромную личную опасность частного предпринимательства для человека в советский период, оно все равно существовало, базируясь на недостатках системы, и в последний период социалистического развития сильно влияло на общество. Уже к началу 90-х годов, по некоторым оценкам, в теневом секторе экономики производилось около 20% совокупного общественного продукта и было занято примерно 25-30 млн. человек. Деятели теневой экономики, пополняя ряды легальных бизнесменов, принесли с собой в возрождающийся российский бизнес своеобразные этические требования и моральные нормы из другой, более «жесткой» культуры.

     В настоящее время на стыке поведенческих  традиций этих групп происходит своеобразный процесс мутации, поиск новых  жизнеспособных форм. Соответственно этика нового класса бизнесменов  в России представляет собой явление  сложное и противоречивое. На него влияют разные силы, различные этические  традиции и системы ценностей, т.к. в российском бизнесе занято множество  людей разных национальностей, разного  вероисповедания и разных этических  воззрений, имеющих разный экономический  базис. Кроме того, в российский бизнес в 90-е годы пришли граждане зарубежных государств, деятельность которых основана на канонах устоявшейся западной этики. Контакты с ними обусловливают  весьма своеобразное переплетение восстанавливаемых национальных российских черт с общемировыми, что отчасти облегчает включение российского бизнеса в систему мировых этических норм делового поведения.

     В настоящее время, отечественные  бизнесмены отходят от методов «дикого  капитализма» и стремятся вести  дела в соответствии с международными нормами. Класс предпринимателей очищается от случайных людей, а многие вчерашние «новые русские» сняли малиновые пиджаки и массивные золотые цепи, осознали необходимость, как в образовании и повышении квалификации, так и соответствии нормам поведения, отвечающим их статусу «делового человека». С конца 90-х в России поступательно идет процесс формирования зрелых форм культуры рыночного общества. Что касается ситуации развития этики российского бизнеса, то отличительной особенностью современного этапа предпринимательства является возрастание роли социально-культурного фактора. Основной подход к формированию деловой культуры базируется на следующих положениях:3

  • деловая этика является одной из основ глобализации экономических процессов. Освоение этических норм бизнеса снимает «культурные» барьеры установления технологических цепочек между компаниями разных стран. Кросс-культурный аспект отношений обеспечивает эффективную кооперационную интеграцию в рамках международного разделения труда только при отсутствии организационных барьеров (например, в виде политических мотивов решений, завышенных таможенных преград) или дискриминационных правил взаимодействия фирм разных стран по отношению к России, которые пытается установить ВТО.
  • механизм формирования национальной деловой культуры необходимо рассматривать как подстраивание реальной существующей модели и норм на национальном уровне к нормативной деловой культуре. При этом последняя рассматривается как свод абстрактных правил, интегрирующих мировой опыт менеджмента, а не его национальные модели.

     Современное применение этики бизнеса отличается гибкостью, недогматичностью и разнообразием. Реальная российская деловая культура — это постоянное совершенствование  национальной модели в направлении  творческого осмысления российской практики применения свода обобщенных правил менеджмента в хозяйственной  деятельности. С одной стороны, это  рационализация внутрифирменных процессов  в условиях России, с другой, —  практика взаимодействия с российскими  партнерами и партнерами из стран  СНГ, с третьей, — опыт хозяйственных  связей с зарубежными партнерами из стран с развитыми рыночными  отношениями, с четвертой, — практический опыт хозяйствования, представляющий эволюцию практики управления, начиная  с советского периода, и изменение  подходов и методов управления, произошедших за последние десятилетия. Вместе с  тем, условия глобализации экономики  обусловливают творческое наполнение национальных норм корпоративной культуры российской экономики в условиях постоянного сокращения преград  межнациональных хозяйственных  связей, а также их современных  организационных форм: от самоорганизации  технологических цепочек производства и реализации на международных рынках до транснациональных компаний.

 

     

Информация о работе Этика развитие