Этика, мораль, нравственность в деловом общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:30, контрольная работа

Описание работы

Понятия морали, нравственности, этики являются одними из самых распространённых в языке, и в то же время одними из самых многозначных и неопределённых. Нравственные проблемы при этом предстают одними из самых важных для человека.
Вопросом сущности этики, морали и нравственности, а также их различиями и взаимосвязями задавались многие философы и мыслители, начиная еще с Аристотеля.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...
1. Возникновение этики…………………………………………………….
2. Что есть мораль?.............………………………………………….........
3. Понятие нравственности.………………………………………………..
4. Мораль и нравственность.……………………………………….………
5. Этика и мораль…….. ……………….………………….…………..........
6. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность»…………
Заключение…………………………………………………………………....
Список литературы………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Контр.Корпор.культ.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Более глубокая трактовка соотношения  этики и морали дана в другой англоязычной энциклопедии, где также помещена статья на эту тему (6). В статье утверждается, что "этика является более широким  понятием" по сравнению с моралью  и "включает многое из того, чего нет в морали". В этом смысле "этика (особенно античная) образует альтернативу по отношению к морали: у нее отсутствуют характерные узкие признаки морали, хотя она все же затрагивает моральную проблематику, а именно - как мы должны жить и что должны делать".

Рациональный смысл приведенного утверждения состоит, на мой взгляд, в констатации того факта, что  исторические пути этики и морали со временем разошлись: под "этикой" (если оставить в стороне ее упомянутые выше дополнительные функции описания и объяснения морального феномена) по-прежнему понимается практическая философия, жизнеучение, т.е. проповедь и защита определенных позитивных ценностей, обозначаемых словами "добро", "долг", "счастье", "любовь" и пр.; понятие же морали сузилось и специфицировалось, так что отнюдь не все "доброе" и "должное" имеет статус морально доброго и должного. Благодаря Канту было осознано отличие специфически морального "категорического" императива от императивов "гипотетических", внеморальных, которыми полна традиционная этика от античности до нашего времени. Иными словами, то или иное этическое учение по своей ценностной направленности может и не быть моральным, в нем могут быть декларированы какие-либо внеморальные ценности, в том числе и те, которые противоречат общепринятым моральным нормам. Другое дело, что такая возможность никогда не реализовалась в чистом виде, и даже гедонико-эвдемонистические жизненные программы и ницшеанские инвективы в адрес общечеловеческой морали сопровождались явно выраженными или - чаще - неявными обоснованиями и оправданиями с позиций все тех же универсальных моральных ценностей.

Безусловно, уже античные мыслители, как явствует из дошедших до нас  текстов, замечали особое положение  тех ценностей, которые мы сейчас называем "моральными", среди прочих ценностных установок, однако этот особый статус не был концептуально и терминологически оформлен, границы между собственно моральными (в более позднем понимании этого слова) и иными ценностями были размытыми и легко нарушаемыми. Поэтому ценностный спектр этических учений всегда был (и остается поныне) гораздо более богатым и разнообразным, нежели действительные расхождения философов в их моральных позициях (особенно если иметь в виду расхождения не в конкретных моральных оценках и нормах, а в трактовке общих принципов морали).

Сохранившаяся в современном языке  философии и науки чрезмерная содержательная близость понятий "этика" и "мораль", проявляющаяся, в частности, в том, что "этика" почти всегда определяется через "мораль", приводит, с одной стороны, к неоправданному сужению предмета этики, а с другой - к столь же неоправданной расширительной трактовке морали, к размыванию ее специфики.

 

6. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность»

 

Таким образом, этимологически термины «этика», «мораль» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означающие единое понятие — «нрав», «обычай». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали и нравственности, а слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки. В обычном словоупотреблении эти три слова могут употребляться как тождественные. Например, говорят об этике учителя, имея в виду его нравственность, то есть выполнение им определенных моральных требований и норм. Вместо выражения «моральные нормы» употребляется выражение «этические нормы».

На соотношение содержания слов «мораль» и «нравственность» существует две точки зрения, первая из которых  считает содержание этих слов тождественным, а вторая — полагает, что они имеют различное содержание. Известно, что немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770—1831 гг.) разделял содержание терминов «моральность» и «нравственность». В содержании моральности он видит такие понятия как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, а в содержание нравственности он включает особенности трех компонентов: семьи, гражданского общества и государства. (См.: Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.,1990, с. 154—178). Под понятием «моральность» Гегель имел в виду сферу морали, а под понятием «нравственность» — то, что сейчас определяется как социально-политическая сфера общества. Среди современных авторов некоторые из них разделяют содержание терминов «мораль» и «нравственность», считая, что мораль — это сфера должного, того, как нужно делать, как следует поступать, а нравственность — это сфера сущего, система реализованного морального сознания, область практических нравов, осуществление морали в конкретных поступках людей. Многие авторы считают мораль и нравственность как тождественные понятия, как термины, имеющие одинаковое содержание, а этику полагают как науку о морали и нравственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Деловое общение –  сложный многоплановый процесс  развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение определенной цели, конкретных задач. Специфической особенностью делового общения является регламентированность, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Этические нормы, в которых выражены представления человека о добре и зле, о справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков, выступают одним из главных регуляторов отношений между людьми. Для каждого общества существует система общепринятых норм, правил, определяющих степень этичности поведения человека в общении.

От знания этих норм, умения и навыков  их применения зависит успех

общения.

Итак, этика является более широким  понятием, по отношению к понятиям нравственности и морали, наукой, изучающей  нравственность и мораль.

Мораль и нравственность – понятия  близкие по значению, однако они  не являются синонимами и имеют различные  значения, функции и выполняют отличные друг от друга задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1.  Апресян Р.Г. Мораль // Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001. -  265 с.
  2. Гусейнов А.А. Этика // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.. 2001. - 331 с.
  3. Ефимов В.Т. Этика и моралеведение // Вопросы философии. 2002. - 123 с.
  4. Максимов Л.В. «Этическая мысль». - Вып. 4. - М.: ИФ РАН. 2003. – 234 с.
  5. Матюшин Г. Г."Этика. Курс лекций" 2007.- 432 с.
  6. Мораль и рациональность — ИФРАН, 2005. – 189 с.
  7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.- 269 с.

 


Информация о работе Этика, мораль, нравственность в деловом общении