Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:28, доклад
Учение Конфуция уже при его жизни получило большую известность. Этика у Конфуция не самоцель, а средство правильного решения социально-политических проблем.
В центре учения стоит понятие цзюнь-цзы - "благородный муж", идеализированный облик правителя. Конфуций считал, что в его время идеального правителя не было. Идеальные правители правили в древности. По Конфуцию идеальный правитель это "тот, кто способен проявлять в Поднебесной пять (качеств), является человеколюбивым".
Гуманность. У Конфуция трактуется как совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу. Гуманность предполагает сдержанность, скромность, доброту, беспристрастие, но главное -- любовь к людям.
ОСНОВЫ
ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
КИТАЯ ( КОНФУЦИЯ)
Учение Конфуция уже при его жизни получило большую известность. Этика у Конфуция не самоцель, а средство правильного решения социально-политических проблем.
В центре учения стоит понятие цзюнь-цзы - "благородный муж", идеализированный облик правителя. Конфуций считал, что в его время идеального правителя не было. Идеальные правители правили в древности. По Конфуцию идеальный правитель это "тот, кто способен проявлять в Поднебесной пять (качеств), является человеколюбивым".
Учение
о "совершенном муже" у Конфуция
является очень важным, это основа
идеальной социально-
В Китае, благодаря Конфуцию, сложилась особая система этического управления. В условиях системы этического управления индивид мог существовать лишь опираясь на эту систему. Свобода и индивидуальность человека подавлялись и уничтожались. Формировалась двусторонняя личность, когда индивид выступал как "раб" по отношению к вышестоящему и как "господин" по отношению к нижестоящему.
Два основных постулата конфуцианской этики
1. не делай другим того, чего не хочешь себе.
2. справедливость то, что охраняет достоинство человека, не позволяет унижать человека и сохраняет его самоуважение. Понятие справедливости отражено в следующем: На зло следует отвечать по справедливости. А за добро плати добром. Из этого высказывания видно, что этика Конфуция не включала идею всепрощения, а была этикой для человека и общества, для мудрого управления и социальной гармонии.
Разрабатывая проблемы и категории этики, Конфуций не только проповедовал, но и стремился на деле претворить свое учение.
Конфуцианский трактат "Ли цзи" стал для последующих поколений своего рода энциклопедией, сводом нормативных правил, но они не сводятся к рекомендациям - это прежде всего жесткие и обязательные регламенты. Именно так воспринимали текст все те, кто рассчитывал иметь успех в обществе, сделать карьеру, иметь репутацию достойного благонамеренного человека. Текст "Ли цзи" написан простым языком и легок для понимания по сравнению с другими древнекитайскими трактатами. Трактат является книгой о правилах - ли, поэтому главный упор в нем сделан на нормы поведения и отношений между людьми.
Этика и ритуал прямо провозглашались в тех главах, где речь шла о нормах поведения. Трактат дает детальные наставления о том, как следует человеку вести себя в различных ситуациях. Правила взаимоотношений должны соблюдать все, именно этим человек отличается от животных. В основе правил лежат умеренность, уважение к другим, особенно старшим, достоинство и чувство пристойности, добропорядочности и приличия.
Усвоив правила, богатые и знатные должны обуздывать свою гордыню, в беседе со старшим каждый обязан быть почтительным. В присутствии старших младший должен скромно молчать; если к нему обратятся - он сразу же встает, подходит и слушает, выражая всем своим видом должное почтение. По правилам поведения нельзя ни сидеть, ни стоять в развязной позе, быть небрежно одетым, непричесанным - все это считалось неуважением к людям. И, разумеется, следует прилично есть: неторопливо, без шума и жадности, не глотая больших кусков и т.д.
В трактате также детально расписан церемониал приема гостя. Между мужчинами и женщинами контактов, включая поклоны, вообще быть не должно ( если речь не идет об отношениях в семье). Более того, мужчины всегда должны ходить по правой стороне улицы, тогда как женщины - по левой. Особо оговорены случаи, когда на пиру присутствует правитель. Итак, ли - порядок вещей, основа стабильного общества, залог социальной гармонии, фундамент процветающего государства - на нем держится и общество и государство.
В трактате подробно сказано о сущности управления государством. Там подчеркивается, что мудрый правитель обязан хорошо знать свою администрацию, должен неустанно самосовершенствоваться, почитать достойных, уважать сановников, по-отечески относиться к народу, с добротой - к князьям, терпимо к иноземцам и т.д. Иными словами, ли правителя сводится к тому, чтобы ясно понимать, что есть добро и добродетель и неустанно действовать в этом направлении, чтобы реализовать свою мудрость в действиях.
Конфуций и сформулированная им доктрина оказали огромное влияние на Китай. Без преувеличения можно сказать, что все последующее развитие этой страны на протяжении почти двух с половиной тысячелетий шло под знаменем идей Конфуция. Конфуций создал своего рода "искусство жить", использовав для этой цели этику и ритуал.
Учениками Конфуция были Мэн-цзы и Сюнь – цзы.
Источником и руководящщим началом этических основ Мэн-цзы счилал душу человека. Его этика включала четыре элемента. 1 жэнь - это общий нравственный закон, базирующийся на гуманности и любви к людям. 2 чувство долга и справедливости. 3 ли требует исполнения норм и форм поведения. И 4-познание, подразумевающее знание этических и ритуальных норм. Все эти элементы, по мнению Мэн-цзы, не даются человеку извне, а заложены в нем самом, ибо человек добр от рождения, однако эта доброта дана человеку лишь в зародыше и требует развития. Способными к развитию добрых начал оказываются лишь благородные люди.
Сюнь-цзы стоял в столь резкой оппозиции к Мэн-цзы, что можно говорить о расходящихся направлениях конфуцианства: идеалистическом (Мэн-цзы) и материалистическом (Сюнь-цзы). Человек по своей природе зол, его добродетельность порождается практической деятельностью. Это положение Сюнь-цзы, противоположное учению о природно-добром человеке у Мэн-цзы, оказывается основанием для воспитания и управления. Этические правила в единстве с законами есть начало управления". Однако исток их - не веление неба и не природа, а разумно организованное общество, нуждающееся в строгом регулировании и регламентировании человеческого поведения. " Как кривое дерево следует держать в тисках, как металл следует оттачивать, чтобы он стал острым, так человека необходимо заставить следовать пути добродетели."