Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:52, реферат
В экзистенциализме собственно философские проблемы неотделимы от этических и предполагают друг друга; мораль, по мнению сторонников этого течения, одновременно является и единственно возможной сферой проявления человеком своей «подлинности», и средством выявления действительных онтологических структур «подлинного» бытия.
Этика экзистенциализма
В экзистенциализме
собственно философские проблемы неотделимы
от этических и предполагают друг
друга; мораль, по мнению сторонников
этого течения, одновременно является
и единственно возможной сферой
проявления человеком своей «подлинности»,
и средством выявления
Специфика экзистенциализма
как этической концепции
По теории экзистенциализма, чтобы встать на путь свободного, подлинно человеческого бытия, человеку достаточно, не меняя внешних условий, изменить лишь внутреннюю установку сознания с таким расчётом, чтобы его бытие выступило перед ним как его собственное творение. Нравственность в этом смысле перестаёт быть поведением, отличным от безнравственного. Она превращается всего лишь в особую форму умонастроения, освоения в сознании человеком своего места и значения в мире.
Этика неопротестантизма представлена таким течением как неоортодоксия (Барт, Бруннер, Тиллих). Радикальный пересмотр традиционного христианства, иррационалистическая ориентация, использование идей экзистенционализма. Главные установки: абсурдность мира, трагизм человеческого существования, разорванного на две части, что определяет две моральные ориентации; неискоренимая греховность человеческой природы, определяющая постоянное чувство вины; подлинная мораль рационально невыразима и нереализуема в мирской жизни – приоритет веры над делами; Абсолютная противопоставленность бога и человека.
Экзистенциализм как
яркое проявление нонкомформизма явился
своеобразной реакцией на духовный кризис,
вызванный войнами и страданиями. В ситуации
безнадежности и душевной растерянности
призыв экзистенциалистов к человеческой
подлинности, к чувству человеческого
достоинства оказался источником мужества
и нравственной стойкости. Экзистенциалистски
настроенная личность противопоставляла
личное решение, волевой акт уверткам
трусливого разума. Именно поэтому экзистенциализм
нельзя назвать академической доктриной.
Его основная тема - человеческое существование,
судьба личности в современном мире, вера
и неверие, утрата и обретение смысла жизни,
близкая любому художнику, писателю, поэту,
с одной стороны, делает это направление
популярным среди художественной интеллигенции
(Э. Хемингуэй, С. Беккет, А. Сент-Экзюпери),
а с другой - побуждает самих экзистенциалистов
обращаться к языку искусства (Ж.П.Сартр,
А.Камю, Г.Марсель).
Экзистенциализм тесно
соприкасается с религиозным
восприятием мира, причем это в
равной степени относится как
к религиозному направлению экзистенциализма
(К.Ясперс, Г.Марсель, Н.Бердяев, Л.Шестов),
так и к атеистическому (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр,
АКамю, М.Мерло-Понти), поскольку важный
мотив экзистенциалистского творчества
- признание того, что бог умер ("из жалости
к человеку", как часто цитируют Ф.Ницше),
сопровождается утверждением невозможности
и абсурдности жизни без бога.
Истоки экзистенциализма
содержатся в учении датского мыслителя
XIX в. Серена Кьеркегора, который ввел понятие
экзистенции как осознания внутреннего
бытия человека в мире. Поскольку предметное
внешнее бытие выражает собой неподлинное
существование, обретение экзистенции
предполагает решающий экзистенциальный
выбор, посредством которого человек переходит
от созерцательно-чувственного бытия,
детерминированного внешними факторами
среды, к единственному и неповторимому
самому себе.
В XX в. экзистенциализм
взрос на почве пессимистического
взгляда на технический, научный
и нравственный прогресс, обернувшийся
кошмаром мировых войн и тоталитарных
режимов. Война с фашизмом стала
эпохой расцвета экзистенциализма. В
своей основе экзистенциализм - это
нонконформизм, призывающий личность
делать выбор в сторону истинных
человеческих ценностей. .
Экзистенциализм как
целостное учение строится на принципиально
новом понятии такой категории,
как бытие. Экзистенциалисты стремятся
понять бытие как нечто
Экзистенциализм рассматривает
бытие как некую изначальную
непосредственную, нерасчлененную целостность
субъекта и объекта; познаваемое
и познающее в их целостности
должны совпасть, и бытие может
быть постигнуто только через самое
себя. При этом в качестве изначального
и подлинного бытия выступает
переживание субъектом своего "бытия
- в - мире". Таким образом, бытие
здесь дано непосредственно, в виде
собственного бытия -существования,
то есть экзистенции. Для описания структуры
экзистенции экзистенциалистами был использован
феноменологический метод Э.Гуссерля
-в качестве структуры сознания выделялась
его направленность на другое, интенциональность.
Социальный смысл
учения об экзистенции и трансценденции
раскрывается в экзистенциалистских концепциях
личности и свободы. Личность, как ее видят
экзистенциалисты, является самоцелью,
а коллектив при этом выступает лишь как
средство, обеспечивающее возможность
материального существования составляющих
его индивидов (поскольку развитая экономика
предполагает объединение коллективных
усилий). А общество в целом призвано обеспечивать
возможность свободного духовного развития
каждой личности, гарантируя ей правовой
порядок, ограждающий личность от посягательств
на ее свободу. Но роль общества, по мнению
экзистенциалистов, остается, в сущности,
отрицательной: свобода, которую оно может
предоставить индивиду, является лишь
частным ее проявлением -свобода экономическая,
политическая и т. д. Подлинная же свобода
начинается по ту сторону социальной сферы,
в мире духовной жизни личности, где индивиды
сталкиваются не как производители материальных
благ и не как субъекты правовых отношений,
а как экзистенции. Общество таким образом
лишь ограничивает личность. Экзистенциализм
перемещает центр тяжести с родового,
общественного на единичного человека.