Автор: Сергей Ситнов, 08 Декабря 2010 в 16:33, доклад
В экзистенциализме собственно философские проблемы неотделимы от этических и предполагают друг друга; мораль, по мнению сторонников этого течения, одновременно является и единственно возможной сферой проявления человеком своей «подлинности», и средством выявления действительных онтологических структур «подлинного» бытия.
Специфика экзистенциализма как этической концепции заключается прежде всего в претензии на принципиально новое понимание человека и его места в мире, смысла и значения человеческого существования.
Этика экзистенциализма
В экзистенциализме
собственно философские проблемы неотделимы
от этических и предполагают друг
друга; мораль, по мнению сторонников
этого течения, одновременно является
и единственно возможной сферой
проявления человеком своей «подлинности»,
и средством выявления
Специфика экзистенциализма
как этической концепции
По теории экзистенциализма,
чтобы встать на путь свободного, подлинно
человеческого бытия, человеку достаточно,
не меняя внешних условий, изменить
лишь внутреннюю установку сознания
с таким расчётом, чтобы его
бытие выступило перед ним
как его собственное творение.
Нравственность в этом смысле перестаёт
быть поведением, отличным от безнравственного.
Она превращается всего лишь в особую
форму умонастроения, освоения в сознании
человеком своего места и значения в мире.
Этика неопротестантизма представлена таким течением как неоортодоксия (Барт, Бруннер, Тиллих). Радикальный пересмотр традиционного христианства, иррационалистическая ориентация, использование идей экзистенционализма. Главные установки: абсурдность мира, трагизм человеческого существования, разорванного на две части, что определяет две моральные ориентации; неискоренимая греховность человеческой природы, определяющая постоянное чувство вины; подлинная мораль рационально невыразима и нереализуема в мирской жизни – приоритет веры над делами; Абсолютная противопоставленность бога и человека.