Этика
и этикет проведения экскурсии.
Экскурсия
это - коллективное посещение музея,
достопримечательного места, выставки,
предприятия; поездка, прогулка с образовательной,
научной, спортивной или увеселительной
целью.
Экскурсовод
- тот, кто руководит экскурсией,
показывает экскурсантам выставленные
для обозрения экспонаты или ведет их
по достопримечательным местам, сопровождая
показ необходимыми пояснениями.
Экскурсия
представляет собой процесс познания
предметов и явлений мира, в
котором мы живем. Руководителем
этого процесса является квалифицированный
специалист - экскурсовод, владеющий профессиональным
мастерством. Экскурсоводы отличаются
друг от друга как специалисты определенных
отраслей знаний и в то же время все они
одинаковы в таких вопросах, как знание
методики ведения экскурсий, педагогического
мастерства и умение руководить группой
в процессе познания.
Экскурсоводческое
мастерство - это вид мастерства,
который, помимо своей специфической
профессиональной основы, включает
в себя элементы других видов
мастерства (педагогического, лекторского
и др.). Это мастерство находит выражение
в уровне исполнения тех методических
рекомендаций, которые обеспечивают высокое
качество преподнесения экскурсионного
материала.
Мастерство
экскурсовода неотъемлемо от владения
основными положениями экскурсионной
теории и методики и их постоянного использования.
Профессиональное
мастерство экскурсовода - это особый
вид искусства, который построен
на активном использовании и
умелом сочетании показа и
рассказа; участии в процессе восприятия
взаимодействия таких компонентов, как
экскурсовод, экскурсант и экскурсионные
объекты; применении методических приемов
ведения экскурсии; владении специфическими
умениями и навыками, присущими данной
профессии. Этому мастерству учатся у
более опытных специалистов, у самих себя
в ходе практической деятельности.
Эрудиция
экскурсовода. От экскурсовода не
требуется, чтобы он был подготовлен
по всем отраслям знаний и
мог ответить на любой вопрос.
Экскурсоводами-эрудитами принято
называть тех, кто обладает глубокими
знаниями по двум-трем экскурсиям и могут
на основе их подготовить варианты экскурсий
для различных категорий экскурсантов,
прочитать по своей теме лекцию, написать
реферат по одному из вопросов, входящих
в подтему. Такие экскурсоводы хорошо
осведомлены о литературе по специальности.
Мастерство
экскурсовода неотъемлемо от
владения и постоянного использования
основных положений экскурсионной
теории. Главная функция экскурсовода
- не только передать знания
группе, но и добиться их эффективного
усвоения экскурсантами. Поэтому важной
составляющей экскурсоводческого мастерства
является владение методикой, которая
подразумевает не только доскональное
знание методических приемов показа и
рассказа, но и понимание их технологии
(т. е. умение управлять процессом, в ходе
которого происходит усвоение экскурсантами
знаний).
Уровень
экскурсоводческого мастерства
зависит от ряда факторов. Их
можно разделить на две группы:
первая группа - факторы, которые
не зависят от экскурсовода (уровень
методической документации, отбор объектов
показа, построение маршрута, содержание
"портфеля экскурсовода"); вторая
группа - факторы, зависящие от экскурсовода
(его общая эрудиция, знания по теме, владение
методикой, культура речи, умение установить
контакт с группой, практические умения
и профессиональные навыки).
Важная
черта мастерства экскурсовода - умение
руководить группой, установить и сохранить
необходимый контакт с экскурсантами
в течение всей экскурсии. Перед
экскурсоводом встает задача преодолеть
настороженность, которая возникает при
встрече с экскурсантами. Здесь опытному
экскурсоводу приходит на помощь интуиция.
Интуиция
экскурсовода. Экскурсовод имеет
дело с группами, разными по запросам
и интересам, по своему отношению к
данной теме, настроению, уровню внимания
и т. д. Это требует от него изменений речи
в зависимости от конкретных ситуаций,
использования более действенных средств
выражения своих мыслей. Здесь на помощь
ему приходит интуиция - способность постижения
истины путем прямого ее усмотрения без
обоснования с помощью доказательств
и формулирования на этой основе своих
мыслей. Интуиция приходит к экскурсоводу
после нескольких лет работы и находит
свое выражение: в умении быстро определить
состав и запросы экскурсантов, использовать
в рассказе неожиданное явление, действие,
факт, а также быстро сделать выводы при
возникновении интереса экскурсантов
к чему-либо; в правильной реакции на реплики
экскурсантов; умении найти правильный
выход при возникновении конфликтной
ситуации и дать нужный совет и оценку
возникшим у экскурсантов ассоциациям.
Наиболее
актуальной представляется классификация,
в основе которой лежит деление
экскурсий на группы по следующим
основаниям:
1) по
содержанию 2) по составу участников
3)по месту проведения 4) по способу передвижения
5) по продолжительности 6) форме проведения.
По содержанию
экскурсии делятся на обзорные (многоплановые,
политематические) и тематические.
По составу участников в первую очередь
различают экскурсии для взрослых
и детей, местных жителей и туристов (иногородних),
городского населения и сельского, организованных,
однородных групп (по заявкам учреждений)
и одиночных, незнакомых друг с другом
экскурсантов. По месту проведения экскурсии
бывают городские, загородные, музейные,
комплексные, сочетающие элементы нескольких
видов экскурсий. По способу передвижения
различают пешеходные и транспортные
экскурсии.
Экскурсоводу
для проведения экскурсии необходим
материал, аудитория и маршрут.
Необходимыми условиями для удачной
экскурсии являются доброжелательность,
приветливость, заинтересованность, тактичность,
профессионализм. Экскурсоводу необходимо
понимать значение языка и речи, их взаимосвязи.
Речь экскурсовода представляет собой
целенаправленную деятельность по реализации
возможностей языка. Успех этой деятельности
зависит от того, какое внимание уделяет
экскурсовод совершенствованию своего
речевого мастерства. Необходимо знание
различных форм оживления речи. Бороться
со словами-паразитами, устранять тавтологию
в речи. Необходимо избегать при рассказе,
как монотонности, вялости, так и излишней
приподнятости, неоправданных эмоций,
ложного пафоса, крикливости. В завершение
экскурсии необходимо ответить на все
вопросы, заданные аудиторией, поблагодарить
за внимание.