Этика и деловой этикет

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

цель контрольной работы – рассмотреть сущность, понятие, структуру морали, а так же рассмотреть высшие нравственные ценности. Задачи:
-познакомится с понятием, сущностью морали и рассмотреть структуру морали, а так же познакомиться с высшими моральными ценностями;
- проанализировать использование, применение моральных ценностей в современное время;
- после окончания исследования, сделать выводы, дать заключение о роли высших моральных ценностей.

Содержание

Введение
1.Понятие, сущность, структура морали.
1.1.Понятие морали…………………………………………………
1.2. Сущность и обоснование морали, структура морали……….
2. Высшие моральные ценности.
2.1. Что же называют «Моральными ценностями»?......................
Заключение………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………….

Работа содержит 1 файл

этика.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

     Введение

     1.Понятие, сущность, структура морали.

     1.1.Понятие морали…………………………………………………

       1.2. Сущность и обоснование морали, структура морали……….

     2. Высшие моральные ценности.

     2.1. Что же называют «Моральными  ценностями»?......................

     Заключение………………………………………………………….

     Список  используемой литературы………………………………. 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Мир человека бесконечно сложен и многообразен. Значимость этого мира такова, что  он по праву занимает центральное  место в сфере научного знания. Многие науки изучают человека, его отношения с другими людьми и природой, иными словами – раскрывают на теоретическом уровне те или иные грани человеческого бытия. Этика не исключение. Более того, ее предметом является то, что, собственно, и делает жизнь человека в высшей степени осмысленной. Этика – это философская наука, изучающая особую сторону человеческого бытия – нравственность. Другими словами – это раздел философии, изучающий феномен морали.

     Этика возникла более двух с половиной  тысяч лет назад, но и сегодня  нельзя сказать об окончательной изученности, а тем более исчерпанности ее проблем и сюжетов. Ведь этика изучает нравственную жизнь человека и общества, то есть все, что относится к взаимоотношениям человека с другими  - близкими, друзьями и родственниками, коллективом единомышленников на работе, все, что связано с отношением человека к обществу вообще.

     Разумеется, существенная часть этики связана  с нравственной жизнью личности. Стоит  задуматься об этом, как станет ясно, что жизнь каждого из нас пронизана  бесчисленным множеством нравственных коллизий, явлений, имеющих непосредственное отношение к морали, нравственности, а значит и к этике.

     Слова «моральный», «нравственный», «этический», широко распространены в обществе и их употребляют как взаимозаменяемые.

       Изучение этики закладывает основы интеллигентности человека, его благородство и добропорядочность, формирует гражданственность личности, вкус и хорошие манеры. Этика пронизывает собой все многообразие общественной жизни, и к ней причастны все люди. Этика занимается вопросами, связанными с внутренним миром человека, вторгается в область самых сокровенных чувств, эмоций человека.

     Этика задевает все науки и связана  со всеми сферами жизни. На её изучение  необходимо уделить больше внимания. В настоящее время прекрасно  видно, как не хватает в нашем обществе элементарных законов, основ этики. Складывается ощущение, что люди стали настолько свободными, что совсем перестали соблюдать какие – либо правила этикета, пропало уважение к старшим, близким. Эта проблема занимает центральное место.

     Все чаще можно встретить понятие  «делового этикета», «профессиональной  этики». Именно деловая этика определяет идеал предпринимателя с точки зрения его поведения в обществе в целом и в бизнесе в частности. Но при этом все меньше можно встретить элементарных проявлений моральной этики.

     На  основании выше изложенного, цель контрольной работы – рассмотреть сущность, понятие, структуру морали, а так же рассмотреть высшие нравственные ценности. Задачи:

     -познакомится с понятием, сущностью морали и рассмотреть структуру морали, а так же познакомиться с высшими моральными ценностями;

     - проанализировать использование, применение моральных ценностей в современное время;

     - после окончания исследования, сделать  выводы, дать заключение о роли  высших моральных ценностей. 
 

 

      1.ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ  И СТРУКТУРА МОРАЛИ.

     1.1. Понятие морали.

     Термин «мораль» восходит к латинскому слову «mos» (множественное число «mores»), обозначающему «нрав». Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

     Мораль  возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.

     Мораль  возникла раньше других форм общественного  сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения  людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.

     Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.

     В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу. 

     Нравственное  сознание пронизывает все сферы  деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства.

     Нравственные  представления вырабатываются обществом  и могут изменяться по мере его  развития и изменения.

     По  определению, мораль - это совокупность установившихся в данном обществе неписаных норм поведения, которые регулируют отношения между людьми. Важно подчеркнуть, что именно в данном обществе, потому что в другом обществе или в иную эпоху эти нормы могут быть совершенно иными. Моральную оценку всегда осуществляют посторонние люди: сородичи, сослуживцы, соседи, наконец, просто толпа. В отличие от морали нравственность предполагает наличие у человека внутреннего нравственного регулятора. Можно, таким образом, утверждать, что нравственность - это личная мораль, самооценка.

     Ребёнок рождается безразличным к каким-либо моральным и нравственным установлениям. Он приобретает их в процессе воспитания. Следовательно, детей нужно учить нравственности так же, как мы учим их всему остальному – наукам, музыке. И это обучение нравственности требует постоянного внимания и совершенствования.

     Мораль - это форма коллективного сознания. В ней находят свое отражение взгляды, представления, ценности и нормы поведения членов общества. Мораль изучается наукой этикой. Эта наука является разновидностью ценностно-нормативной системы. Моральная система необходима для любой стадии развития общества. Она включает в себя разделяемую членами общества систему моральных ценностей. В систему общечеловеческих моральных ценностей входят понятия: добро, справедливость, честь, достоинство и другие.

     Моральная деятельность - важнейший компонент морали, проявляющийся в поступках. Поступок, или совокупность поступков, характеризующая поведение личности, дает представление о ее подлинной моральности. Таким образом, только деятельность и реализация моральных принципов и норм дают личности право на признание у нее подлинной моральной культуры. Поступок в свою очередь содержит три компонента:

     1.Мотив, - нравственно осознанное побуждение совершить поступок или же мотивация, - совокупность мотивов, означающая предпочтение тех или иных ценностей в моральном выборе, индивида совершающего поступок.

     2.Результат,- материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение.

     3.Оценка окружающими, как самого поступка, так и его результата и мотива. Оценка поступка производится в соотнесении с его социальной значимостью: его значением для того или иного человека, людей, коллектива, общества.

     Моральные (нравственные) отношения - отношения, в которые вступают люди, совершая поступки. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем возлагают на себя моральные права.

     Моральное сознание - включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность, и моральные отношения. Сюда также относят: моральное самосознание, моральную самооценку. Моральное сознание как система оценок со знаками плюс или минус, отражает действительность сквозь призму одобрений и осуждений, через противоположность добра и зла, отношение и деятельность, намерения - эти категории в вопросах этики имеют первостепенное значение.

     Таким образом, в решении вопросов морали правомочно не только, коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно он осознает общие моральные принципы и идеалы общества и отраженную в них историческую необходимость. Объективность основания как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру собственной сознательности, воспринимать и реализовывать общественные требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни и оценивать происходящее. Здесь встает проблема соотношения свободы и необходимости. Правильное определение общего основания морали еще не означает однозначного выведения из него конкретных нравственных норм и принципов или непосредственного следования индивида «исторической тенденции». Нравственная деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления.

       Бесцельно искать точное определение  сущности морали, это безуспешно  пытались сделать еще в древности.  Можно лишь обозначить основной  каркас понятий, которые «складывают»  эту науку:  
 
 

 

      1.2. Сущность и обоснование морали, структура морали.

     1.Мораль – это сложное и противоречивое общественное явление и одна из форм общественного сознания. Раскрыть природу морали можно на основе социально-исторического анализа развития человечества. Так порядок в первобытном обществе поддерживался с помощью системы табу – запретов, а в ходе исторической эволюции из запретов сложились обычаи, традиции. В процессе социального расслоения  оформлялись новые формы моральной регуляции поведения человека.

     Специфика морали состоит в том, что она отражает объективно сложившиеся в обществе нормы поведения людей в основных этических понятиях и категориях. Моральные нормы в совокупности с понятиями составляют нравственное сознание, которое обнаруживается в поступках и поведении людей. На каждой ступени развития человечество вырабатывает принципы и нормы своего поведения. Эти нормы и правила закрепляются в индивидуальном сознании членов социального коллектива, благодаря чему постепенно вырабатывается общее представление о нравственном и безнравственном. Иными словами формируется  общественное мнение, которое и стоит на страже выполнения человеком тех или иных нравственных правил и норм. Соблюдение нравственных правил и норм связано с  принуждением, но в отличие от других форм общественного сознания мораль не имеет институтов, и поэтому она тесно связанна с другими формами общественного сознания. Так связь морали с политикой реализуется в упорядочении жизни общества через власть; с правом, через правовые нормы, кодексы (законы морали); с религией через заповеди и т.п.

     Сущность  морали состоит в  том, чтобы обеспечить баланс личного и  общественного блага, регулируя и регламентируя поведение людей в обществе.  
 
 

     2.Структура  морали.

     Нравственные  явления весьма разнообразны и с  трудом поддаются систематизации, поэтому структура морали часто отражается сложными многоплановыми конструкциями, которые все равно не способны без существенного огрубления адекватно представлять "живой" нравственный мир. Любые структурные элементы морали должны интерпретироваться как ракурсы ее рассмотрения. Самая простая и, вместе с тем, самая емкая модель такого типа структурирования морали, основа которой была намечена еще в древности, предполагает выделение трех условных компонентов: деятельности, сознания, отношений. Другими словами, мораль можно рассматривать в контексте этих трех ракурсов, отдавая себе отчет в том, что они, тесно взаимосвязанные в реальности, различимы лишь в теоретическом анализе.

Информация о работе Этика и деловой этикет