Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:20, реферат
Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой. А соблюдение культуры в отношениях между подчиненными и руководителями является залогом продуктивной и качественное работы всей фирмы.
Подавляющее большинство членов общества почти всю свою сознательную жизнь связаны с теми или иными организациями, являясь их работниками либо вступая с ними в контакт.
Основными
составляющими любой
По-этому, большое внимание уделяется изучению этики и культуры деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений.
Этика раскрывает нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь серьёзной философской наукой, становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов.
Есть комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.
Этика
деловых отношений занимается анализом
взаимоотношений деловых
Глава 1. Этика управления
1.1. Понятие этики
Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике. Этические нормы, существующие в том или ином обществе, на разных этапах исторического развития регулировали деловое общение.
В переводе с греческого языка этика означает обычай, нрав. Этика имеет дело с принципами, которые определяют правильное или неправильное поведение. Впервые термин «этика» упомянул Аристотель, живший в античную эпоху и поднимавший вопрос о том, что люди должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Сегодня этику понимают как учение о морали и нравственности. Основу предмета этики составляет учение о природе морали как особого социального явления, о роли морали в жизни общества, так как мораль выступает одним из факторов, регулирующих и нормирующих личную и общественную деятельность людей. Знание этого необходимо руководителю при осуществлении управления производством, для придания действиям людей целевого нравственного характера.
Важнейшими категориями этики являются:
В нашей стране этические правила закреплены в законодательстве. Фактически все правовые нормы являются отражением этических взглядов, носителем которых в момент принятия законов был законодатель. Однако воплотить на практике этические принципы совсем не просто. В рыночной экономике, которая предоставляет свободу действия её участникам, перед деловыми людьми в процессе их деятельности, общения часто возникают моральные дилеммы. Они возникают из противоречий самой жизни: с одной стороны, человек стремится вести себя нравственно, должным образом, ориентируясь на нравственный идеал, а с другой - ему необходимо удовлетворить свои потребности, что часто связано с нарушением нравственных норм. Таким образом, идеальные нормы вступают в конфликт с фактическими нормами поведения людей, возвышенный идеал может не совпадать с практическим расчётом.
1.3. Этика в управлении организацией
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимых для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.
Считается, что эффективность работы в организации определяется степенью и уровнем развития вертикального развития труда. По сути, речь идёт об организации труда руководителей по координации деятельности структурных подразделений и исполнителей. Управленческий труд выделился в особую категорию общественного труда. Вследствие этого работа по управлению отделяется от неуправленческой работы, поскольку управление как вид деятельности присуще любому совместному труду.
Управленческий
труд - это вид общественного труда,
основной задачей которого является
обеспечение целенаправленной, скоординированной
деятельности, как отдельных участков
совместного трудового
Управленческая этика - это адаптированные к практическим нуждам руководителя сведения об основных этических понятиях. Закономерностях формирования коллективистских отношений; о нравственных ценностях, одухотворяющее воздействующих на людей; о моральных требованиях к стилю работы и облику руководителя.
Знания по управленческой этике, наряду с управленческой психологией составляют основу человековедческого образования руководителей. Такое образование - неотъемлемый элемент их научно-профессиональной компетенции.
Этика бизнеса сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. Более того, в фокусе её внимания - и цели, и средства, используемые для их достижения и теми и другими. Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расценивать как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости от личной систем ценностей. Варианты поведения, считающиеся неэтичными - это дача взятки, вымогательство, подарки. А так же выплата соучастнику части незаконно полученных денег; конфликт на почве столкновения интересов; нарушение законов в целом; мошенничество; раскрытие секретов компании; использование информации, полученной в доверительной беседе от членов «своей» группы; незаконные выплаты политическим организациям; противоправное поведение ради интересов фирмы. К неэтичным действиям людей с явным нарушением закона относятся фальсификация документов, отправляемым службам государственного регулирования, присвоение средств, сексуальные домогательства в рабочей среде. Действия с нарушением закона, которые относятся к загрязнению окружающей среды, безопасности продукции и безопасности труда, тоже следует считать неэтичными.
Очевидно, что действуя в собственных интересах, многонациональные корпорации должны рассматривать себя в качестве посредников в обменах, обуславливающих экономическое и социальное развитие. Желая или не желая этого, такие корпорации часто решающим образом и длительно воздействуют на другие страны. Поэтому следует тщательно оценивать влияние на местные культуру, институты, религию. Для этого необходимо периодически устраивать «ревизии воздействия на этику». Проблемы, создаваемые поведением многонациональных корпораций в отсутствии такого анализа, становятся объектом регулирования со стороны правительства страны-хозяина или более крупных регулирующих органов (например, ОЭСР или ООН), наделенных региональными или всемирными полномочиями.
Поэтому в интересах каждой компании установить единые этические принципы по операциям во всех регионах мира, причём на возможно более высоком уровне, и неукоснительно и сознательно следовать им.
Глава 2. Культура управления
Культура
управления - комплексная, обобщающая характеристика
Управленческая
деятельность - это, прежде всего, осмысленная
деятельность, цель которой поднять
эффективность организации
Отсюда и высокая требовательность к руководящему
составу любого ранга, будь это директор,
сельский бригадир, губернатор или министр,
руководитель фирмы или дирижер симфонического
оркестра. В их руках находится успех дела,
благополучие людей, от их профессиональной
подготовки, творческой инициативы, от
умения строить взаимоотношения с людьми
в решающей степени зависит успех любого
дела или провалы в работе.
Новые
условия хозяйствования, повышение
образовательного уровня и зрелости
менеджеров дали мощный толчок развитию
управленческой культуры.
Управленческие службы не только коренным
образом изменили отношение к управленческой
культуре, но и заняли активную позицию
в формировании, изменении и использовании
ее как фактора повышения конкурентоспособности,
эффективности производства и управления
организацией.
Сам
термин "культура" (от лат. cultura) буквально
означает воспитание, образование и развитие.
В широком смысле, термин
"управленческая культура" употребляется
для характеристики организационно- технических
условий и традиций управления, профессионального
и нравственного развития руководителя.
В узком значении культура управленческого
труда может трактоваться как служебная
этика руководителя.
Осмысливая
изложенное, управленческую культуру
можно представить как
Специфика
культуры управленческого труда
состоит в том, что в её основе
лежат определенные нормы, которые
должны строго соблюдаться менеджером:
а) юридические нормы
- регулируют экономическую деятельность
организации.
Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определенным образом формируют управленческую культуру. В конечном итоге образуется совокупность элементов, аттестующая деятельность менеджера в рамках культуры управленческого труда.
Культуру управленческого труда принято подразделять на:
Заключение
Управление сложный процесс, требеющий от руководителя отточенности навыков общения с людьми и способности находить компромиссы в любои ситуации. Знание этических норм и соблюдение культуры поведения на предприятии являются важнеишими составляющими имиджа успешного руководители, и залогом слаженной работы организации.