"Из
всего того, что мудрость доставляет
себе для счастья всей жизни,
самое важное есть обладание
дружбой", - это не просто слова,
а жизненная позиция Эпикура,
воплощенная на практике. Нужно
отметить, что вообще вся его
жизнь есть реализация учения.
Не случайно ученики и последователи
Эпикура благоговейно сохраняли
память о нем.
В дестабилизированной
социальной среде человек может
спастись бегством от реального
мира, находя в себе самом источник
моральных ценностей, - такая жизненная
философия, предложенная Эпикуром,
как и его многочисленные житейские
наставления, сохраняют свою популярность
и по сей день. Однако, сведение
морали к нравственным свойствам
индивида чревато возможностью
ее релятивистского истолкования,
- такого следствия этических
рассуждений не смогли избежать
и представители другой ориентации
позднеантичной "практической философии"
- стоики.
5. Стоики
Стоицизм продолжает
развитие ригористической тенденции,
намеченной киниками. Наиболее явно
эта тенденция выражается в
идее самоценности добродетели
своеобразной форме императивного
понимания морали.
В истории
стоицизма выделяют три периода:
Древняя Стоя (III-II вв. до н.э.), Средняя
Стоя (II - I вв. до н.э.), Новая Стоя (I
- II вв. н.э.). С точки зрения развития
этической рефлексии, наиболее
интересен последний период, когда
стоицизм представляют трое известных
римских мыслителей:
Сенека (5 Г.до н.э. - 65 г. н.э.),
Эпиктет (50140 гг. н.э.),
Марк Аврелий Антоний (121-180 гг.
н.э.).
Основной
принцип стоической этики - осознать
господствующую в мире необходимость
и подчиниться ей, не утратив
при этом чувство собственного
достоинства. Этот принцип имеет
различные формы выражения: жить
в согласии с природой; жить
добродетельно; жить разумно. "Мы
рождены под единодержавной властью:
повиноваться богу - вот В чем
свобода наша" (Сенека). Казалось
бы, в отличие от Эпикура стоики
пытаются найти внешнюю, объективную
точку опоры для морали (такая потребность
в этике уже явно назрела), но, по существу,
остаются в границах субъективизма.
Стоики
проповедуют отрешенность от
страстей и внешних благ как
условие внутренней свободы (с
этим связано используемое ими
понятие "апатия", которое обозначает
"бесстрастное" отношение ко
всему, включая страдание); занимают
рационалистическую позицию в
решении проблемы добродетели
(добродетель - знание, зло - незнание);
определяют свое отношение к
смерти. Что касается последней
проблемы, то ее решение исходит
из установки: "Жизнь - не благо,
смерть - не. зло", т, е, жизнь
должна быть добродетельной, иначе
она лишается смысла и предпочтительней
оказывается смерть: "Лучше достойно
умереть, чем недостойно жить"
(Сенека).
Таково
(в самых общих чертах, конечно)
мировоззренческое кредо стоиков,
попытавшихся помочь человеку
в сложных обстоятельствах социального
хаоса и нравственной деградации
сохранить моральное достоинство;
принять мир таким, какой он
есть, раз нет надежды на его
изменение; противопоставить изменчивой
судьбе свою внутреннюю нравственную
целостность, Возможно, и в настоящее
время стоическая этика способна
стать "путеводной звездой"
для человека, попавшего в трагическую
жизненную ситуацию. Тем не менее,
содержание стоического идеала
свидетельствует о том, что
субъективизм, как основа этического
сознания, утрачивал свою привлекательность.
Начинался поиск объективных
оснований морали, который на
длительное время оказался связанным
с христианской религии.