Этика Античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 19:08, реферат

Описание работы

1. Сократ.

2. Платон.

3. Аристотель.

4. Эпикур

5. Стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий

Работа содержит 1 файл

Этика Античности.docx

— 33.28 Кб (Скачать)

     "Из  всего того, что мудрость доставляет  себе для счастья всей жизни,  самое важное есть обладание  дружбой", - это не просто слова,  а жизненная позиция Эпикура,  воплощенная на практике. Нужно  отметить, что вообще вся его  жизнь есть реализация учения. Не случайно ученики и последователи  Эпикура благоговейно сохраняли  память о нем.

     В дестабилизированной  социальной среде человек может  спастись бегством от реального  мира, находя в себе самом источник  моральных ценностей, - такая жизненная  философия, предложенная Эпикуром, как и его многочисленные житейские  наставления, сохраняют свою популярность  и по сей день. Однако, сведение  морали к нравственным свойствам  индивида чревато возможностью  ее релятивистского истолкования, - такого следствия этических  рассуждений не смогли избежать  и представители другой ориентации  позднеантичной "практической философии" - стоики.  
 

5. Стоики

  

  Стоицизм продолжает  развитие ригористической тенденции,  намеченной киниками. Наиболее явно  эта тенденция выражается в  идее самоценности добродетели  своеобразной форме императивного  понимания морали.

     В истории  стоицизма выделяют три периода:  Древняя Стоя (III-II вв. до н.э.), Средняя  Стоя (II - I вв. до н.э.), Новая Стоя (I - II вв. н.э.). С точки зрения развития  этической рефлексии, наиболее  интересен последний период, когда  стоицизм представляют трое известных  римских мыслителей:

        Сенека (5 Г.до н.э. - 65 г. н.э.),

        Эпиктет (50140 гг. н.э.),

        Марк Аврелий Антоний (121-180 гг. н.э.).

     Основной  принцип стоической этики - осознать  господствующую в мире необходимость  и подчиниться ей, не утратив  при этом чувство собственного  достоинства. Этот принцип имеет  различные формы выражения: жить  в согласии с природой; жить  добродетельно; жить разумно. "Мы  рождены под единодержавной властью:  повиноваться богу - вот В чем  свобода наша" (Сенека). Казалось  бы, в отличие от Эпикура стоики  пытаются найти внешнюю, объективную точку опоры для морали (такая потребность в этике уже явно назрела), но, по существу, остаются в границах субъективизма.

     Стоики  проповедуют отрешенность от  страстей и внешних благ как  условие внутренней свободы (с  этим связано используемое ими  понятие "апатия", которое обозначает "бесстрастное" отношение ко  всему, включая страдание); занимают  рационалистическую позицию в  решении проблемы добродетели  (добродетель - знание, зло - незнание); определяют свое отношение к  смерти. Что касается последней  проблемы, то ее решение исходит  из установки: "Жизнь - не благо,  смерть - не. зло", т, е, жизнь  должна быть добродетельной, иначе  она лишается смысла и предпочтительней  оказывается смерть: "Лучше достойно  умереть, чем недостойно жить" (Сенека).

     Таково (в самых общих чертах, конечно)  мировоззренческое кредо стоиков,  попытавшихся помочь человеку  в сложных обстоятельствах социального  хаоса и нравственной деградации  сохранить моральное достоинство;  принять мир таким, какой он  есть, раз нет надежды на его  изменение; противопоставить изменчивой  судьбе свою внутреннюю нравственную  целостность, Возможно, и в настоящее  время стоическая этика способна  стать "путеводной звездой"  для человека, попавшего в трагическую  жизненную ситуацию. Тем не менее,  содержание стоического идеала  свидетельствует о том, что  субъективизм, как основа этического  сознания, утрачивал свою привлекательность.  Начинался поиск объективных  оснований морали, который на  длительное время оказался связанным  с христианской религии.

Информация о работе Этика Античности