Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:25, реферат
1. Сократ.
2. Платон.
3. Аристотель.
4. Эпикур
5. Стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий
5. Стоики
Стоицизм
продолжает развитие ригористической
тенденции, намеченной киниками. Наиболее
явно эта тенденция выражается в идее
самоценности добродетели своеобразной
форме императивного понимания морали.
В истории стоицизма выделяют три периода:
Древняя Стоя (III-II вв. до н.э.), Средняя Стоя
(II - I вв. до н.э.), Новая Стоя (I - II вв. н.э.).
С точки зрения развития этической рефлексии,
наиболее интересен последний период,
когда стоицизм представляют трое известных
римских мыслителей:
Сенека (5 Г.до н.э. - 65 г. н.э.),
Эпиктет (50140 гг. н.э.),
Марк Аврелий Антоний
(121-180 гг. н.э.).
Основной
принцип стоической этики - осознать
господствующую в мире необходимость
и подчиниться ей, не утратив при
этом чувство собственного достоинства.
Этот принцип имеет различные
формы выражения: жить в согласии с
природой; жить добродетельно; жить разумно.
"Мы рождены под единодержавной властью:
повиноваться богу - вот В чем свобода
наша" (Сенека). Казалось бы, в отличие
от Эпикура стоики пытаются найти внешнюю,
объективную точку опоры для морали (такая
потребность в этике уже явно назрела),
но, по существу, остаются в границах субъективизма.
Стоики проповедуют отрешенность от страстей
и внешних благ как условие внутренней
свободы (с этим связано используемое
ими понятие "апатия", которое обозначает
"бесстрастное" отношение ко всему,
включая страдание); занимают рационалистическую
позицию в решении проблемы добродетели
(добродетель - знание, зло - незнание);
определяют свое отношение к смерти. Что
касается последней проблемы, то ее решение
исходит из установки: "Жизнь - не благо,
смерть - не. зло", т, е, жизнь должна быть
добродетельной, иначе она лишается смысла
и предпочтительней оказывается смерть:
"Лучше достойно умереть, чем недостойно
жить" (Сенека).
Таково (в самых общих чертах, конечно)
мировоззренческое кредо стоиков, попытавшихся
помочь человеку в сложных обстоятельствах
социального хаоса и нравственной деградации
сохранить моральное достоинство; принять
мир таким, какой он есть, раз нет надежды
на его изменение; противопоставить изменчивой
судьбе свою внутреннюю нравственную
целостность, Возможно, и в настоящее время
стоическая этика способна стать "путеводной
звездой" для человека, попавшего в
трагическую жизненную ситуацию. Тем не
менее, содержание стоического идеала
свидетельствует о том, что субъективизм,
как основа этического сознания, утрачивал
свою привлекательность. Начинался поиск
объективных оснований морали, который
на длительное время оказался связанным
с христианской религии.